Навязчивые мысли.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Меня зовут Алексей, мне 18 лет.
В последнее время все чаще замечаю за собой проявление навязчивых мыслей и образов. Такое началось уже давно, пожалуй, лет в 14, но особо частых появлений не возникало.
Могу разделить их примерно на 3 основных категории:
1) Забыл закрыть дверь, выключить утюг, свет или газ.
Не знаю, как правильно это назвать, может быть фобия, но я не могу спокойно выйти из дома, если не проверю все до мельчайших мелочей, причем по нескольку раз. Даже точно убедившись в том, что я закрыл дверь на ключ или же отключил плиту отойдя от дома метров на 100, я могу резко сорваться и проверить снова.
2) А той ли я сексуальной ориентации? Мне даже, честно говоря, немного стыдно об этом писать, но такие мысли меня бывают закрадываются в мою голову. Но это бывает заседает в мою голову на очень долгое время.
3) А что будет, если я сделаю вот так?
Самая пугающая меня категория. Представьте себе ситуацию, я иду с другом по улице, рядом с дорогой. Мы о чем либо беседуем и тут видим, как по полосе проезжает автомобиль. Вне зависимости от темы разговора, у меня проскакивают мысли : "А что будет, если я столкну его под колеса? Давай, попробуй" Или же я стою с ножом, рядом со своим родственником и в мыслях у меня то, как я буду протыкать его ножом. Другой случай, когда я, допустим, стою на балконе\высоком объекте. Я совершенно понимаю, что я не хочу совершать самоубийство или что-то в этом роде, но в моем мозгу все равно роются мысля: "А может прыгнуть?" Звучит, конечно, совсем по-детски, но как есть. Честно говоря, я очень боюсь этих мыслей. Я боюсь, что не смогу их контролировать. Иногда даже возникает ощущение, что это не я их придумал, откуда они? Но я понимаю, что никакие там пришельцы в летающей тарелке мне мысли не подсовывают.
По симптомам, как я понимаю, это что-то из разряда ОКР.
Бывают и неконтролируемые образы, интимного содержания. Возможно, это как-то связано с гормонами и\или отсутствием хоть какого-то сексуального контакта с противоположным полым. Впрочем, образы меня не так сильно беспокоят.
Иногда, бывает, что я сам того не осознавая и контролируя, совершаю какие либо действия. В большинстве своем, это обычные мелочи, вроде похрустыванием костяшек на пальцах или же периодические движениями пальцами. Хотя не думаю, что это как-то связано.
Я хоть и думаю, что всего лишь "ипохондрю", однако кто знает. Первые ли это звоночки или же я просто заморачиваюсь?
Автор вопроса: Алексей Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Ляшенко Виктор Владимирович.
Здравствуйте, Алексей.
Вы, по всей видимости, уже многое почитали, имеете общее представление о том, что именно с вами происходит, вернее, как это называется (ОКР). Действительно, по вашему описанию похоже. Но я все же предложил бы вам вникать не столько в какие-то психиатрические термины, и связанной с ними профессиональной информацией, сколько обратить внимание на существо проблемы.
Да, у вас повышенная тревожность. Но суть проблемы всё же не в тревожности как таковой (тревога – это нормально). Суть в том:
1) как вы к своим переживаниям относитесь (к своей тревоге),
2) в чем причина вашей повышенной тревожности.
Причина обусловлена, во-первых, вашим телесным «устройством» (оно такое, какое есть, его не изменишь, и не нужно) – у вас повышенная чувствительность. При правильном отношении, эта чувствительность может быть вам полезной.
Во-вторых, есть психологические причины:
- Я могу предположить, что у вас есть некоторые трудности в общении вообще, и с девушками, в частности. Следовательно, необходимо учиться общаться (тренинги и личная психотерапия вам в помощь).
- С этим связана причина более глубокого порядка – отношение к самому себе. Всякое тревожное расстройство, в первую очередь, связано с негативным отношением к самому себе и своей жизни. Отчего, почему и зачем это так – вопрос для психологической работы (самостоятельной или с психологом).
По поводу ваших навязчивых мыслей о том, что вы нечто совершите. Алексей, эта навязчивость контролем мыслей не снимается, а усугубляется! Вы с большим «почтением» относитесь к своим тревожным мыслям, как будто именно они (ваши опасения) и являются реальностью. Но реальны не они, а ваши действительные намерения, желания, поступки. Мысли могут быть любые! Те мысли, которые вы описываете «А что будет, если я столкну его под колеса? Давай, попробуй" Или же я стою с ножом, рядом со своим родственником и в мыслях у меня то, как я буду протыкать его ножом,…» свойственны очень многим людям. Но они становятся навязчивыми только тогда, когда вы их пугаетесь, когда думаете, что эти мысли вами и руководят. Однако они являются лишь проявлением вашей общей тревожности и вашего недоверия самому себе.
Итого. «Первые ли это звоночки или же я просто заморачиваюсь?». Если вы позволите себе иметь любые мысли, и будете рассматривать их под углом того, действительно ли вы этого хотите (обращаясь к своим ощущениям, желаниям, к своей «внутренней правде»), тогда вы будете развивать доверие к самому себе, и меньше тревожиться о том, что что-то с вами не так или вы что-то совершите (то, чего совершать не собираетесь). Если будете продолжать себя контролировать, не допускать иметь мысли, то «звоночки» будут звонить всё громче, и навязчивости усиливаться. Рекомендую личную работу с психологом.