Я подросток. Моя мать страдает алкоголизмом...

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна, мне 15 лет.
Моя мать страдает алкоголизмом уже на протяжении пяти лет. Я упустила момент, когда это началось, ибо тогда отсутствовала в городе с бабушкой. На протяжении этих лет, она пьёт пиво каждый день, скрывая от отца банки и бутылки в шкафу. Я знаю все ее тайники, да и пьёт она при мне, прячась, например, в моей комнате. Отец несколько раз находил ее тайники в других местах, после чего начинались большие конфликты.
Я разговаривала с ней на эту тему. Она обещала начать новую жизнь. Но ее хватало буквально на два дня. Она очень поправилась за этот период и, конечно, страдает из-за этого. Я стараюсь ей помочь, но она снова возвращается к алкоголю.
Я понимаю, что в этом есть и моя вина, что я позволила ей спокойно пить в моём присутствии, да ещё и прятать бутылки в своём шкафе, да и лгать отцу.
Наши ссоры состоят только из-за ее пьянства. Это не желание выпить, расслабиться- это уже как нормальная повседневная жизнь, она ни дня не может без пива.
Самое печальное то, что она не понимает, что это плохо, ненормально. Вечные отговорки и так далее.
Конечно, я чувствую себя отвратительно. Я каждый день борюсь для нашего будущего. Мне очень тревожно за ее состояния. Бывают моменты, когда я очередной раз вижу ее с алкоголем, я наговариваю ей кучу плохого.
У меня опускаются руки и накапливается лишь злость, я не знаю, что делать.
Вчера мы крупно поссорились, когда я вылила ее алкоголь. Она была в бешенстве и много раз оскорбила меня. Злость охватила ее, я никогда не слышала от нее столько негатива и не видела столько гнева в ее глазах.
Она хочет, чтобы отец не ругался и не создавал неважную обстановку. Но она хочет наладить какую-то идиллию, обманывая его изо дня в день.
Я очень переживаю по поводу ее здоровья, ибо она имеет проблемы с сердцем, но даже это ее не останавливает.
Я очень надеюсь, что эту проблему можно решить психологическим путём, ибо я реально верю в психологию.
Спасибо большое за шанс избавиться от проблем.
Надеюсь на Вашу помощь.
Успехов Вам.
Спасибо.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 15

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуй, Татьяна,
Проблема эта не простая. Алкоголизм – серьёзная болезнь, причём «комплексная», в ней три составляющие: физическая, психическая и духовная. И все три необходимо «лечить».
К сожалению, нет никаких шансов помочь человеку избавиться от этого пристрастия, если он сам не примет решение сделать для этого всё возможное.
Вы с папой можете сейчас помочь маме только одним способом: мотивируя её начать лечение. На одной силе воли перестать пить при такой сильной зависимости, как у мамы, невозможно. Поэтому не жди и не требуй от неё этого. Задача близких – создать страдающему от алкоголизма человеку максимально благоприятные условия для того, чтобы он принял решение начать лечение и выздоровление. Важно понимать, что значит «благоприятные условия». Благоприятные условия для появления мотивации лечиться – это такие, которые будут подталкивать человека к мысли о том, что он на краю гибели, что он приближается к самому дну, что необходимо что-то делать, чтобы остаться в живых. При этом близким крайне важно не «включаться» в порочный круг зависимости. Практически это значит не давить, не навязывать свою волю, не морализировать, не ухаживать в случае сильного похмелья, не спорить и не обсуждать принципиальных вещей в то время, когда алкоголик не трезв. Приветствуется больше внимания уделять себе, своим целям, задачам, своему личностному росту – делать это как бы вопреки тому, что мама пьёт.
Таня, поверь, ты не виновата в том, что мама начала злоупотреблять алкоголем. Алкоголизм – очень хитрая и коварная болезнь. Никогда не поймёшь, когда она начинается… А само пристрастие постепенно становится настолько сильным, что «поглощает» человека настолько, что тот становится абсолютно безвольным и беззащитным перед ним. Понимая умом, что с ним происходит нечто чудовищное и необъяснимое, и, не имея возможности справиться с этим, психика человека начинает защищаться и искажать в области осознания всё «неприемлемое», что связано с употреблением алкоголя. Поэтому со стороны кажется, что человек не понимает, не знает, насколько всё плохо. Нет, просто в какой-то момент отпускаются тормоза (а это неизбежно при болезни), и стразу же включается защита в виде невозможности осознавать до конца, что происходит…
Таня, старайся разговаривать с мамой на тему, что ей нужна специальная помощь, помощь специалистов. Начинай разговор только когда мама трезвая.
Если ты заметила, что мама выпила, не трезва, лучшее, что можно в этом случае сделать – не вступать в разговор, уйти в свою комнату и закрыться там, уйти по своим делам. На следующий день, когда мама будет трезвой, можно самой начать разговор с того, что рассказать маме, что ты вчера чувствовала, когда увидела её пьяной, и что ты переживала.
Таня, хорошо бы договориться и объединиться в своих усилиях с папой, чтобы ваша с ним стратегия в поведении была одинаковой.
Прятать алкоголь, выливать его – бесполезная тактика. А если отбирать алкоголь тогда, когда человек уже выпил, то это даже опасно. Поверь, поведением мамы в этот момент руководит болезнь, страшная и беспощадная. Это образно говоря. Просто понимай, что в моменты одержимости и страстного желания пить – это уже не мама. Это так называемое в психологии «алкогольное Я», сформированное болезнью. Оно ничего общего с человеком не имеет, но действует в человеке и от его лица – такая вот как бы мистика, но так есть.
Таня, когда мама трезва, она может испытывать сильное чувство вины. И сильный страх от того, что у неё не получается справиться с проблемой. Очень важно донести до неё мысль, что выход есть, и что вы с папой готовы ей помогать в период лечения и в дальнейшей нормальной жизни. Это помогает страдающему от своей болезни человеку не впасть в отчаяние.
Выход действительно есть. Хотя лечение и занимает много времени. Суть лечения – помочь человеку справиться с изначальными психологическими внутренними конфликтами, наличие которых сделало возможным впасть в зависимость и оставаться там, как в капкане, а после этого преобразить себя, свою личность, трансформироваться и начать новый образ жизни, в котором уже будет возможным оставаться трезвым и при этом счастливым. Начать выздоровление возможно в реабилитационных центрах, где вместе с врачами работают психологи и психотерапевты. Очень хорошо обратиться за духовной помощью в религиозные общины, храмы, начать можно с беседы со священником.
Таня, тебе самой необходимо получать поддержку. Чтобы помочь маме, ты сама должна быть психологически крепкой и знать, как поступать и что делать, чтобы это было максимально эффективно и для мамы, и для всей вашей семьи. Есть такое сообщество, называется Взрослые Дети Алкоголиков (ВДА). Там ты можешь получить компетентную помощь и поддержку. Найди их сайт в интернете и постарайся связаться с ними. Помощь их бесплатна.
Удачи тебе и всего доброго! Если остались ещё вопросы, то пиши, пожалуйста, на мой мейл.
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi