Как мне понять - виновата ли я перед матерью или нет?

Вопрос психологу:
Добрый день. Очень запуталась в своих отношениях, не могу понять, что я делаю не так, и что я должна сделать…
Я живу с мамой (ей 59 и она учитель), у меня есть сын 4.5 года. 2 года назад я уехала от мужа, у нас были тяжелые отношения. Были постоянные ссоры, потому что он выпивал часто, не помогал с сыном и бил меня. Бил как беременную, так и после того, как я родила. Я не выдержала и уехала от него.
Проблема в другом. Мама меня не поддержала. Мы с ней, конечно, живем, но скорее просто потому, что мне некуда было идти. Когда он бил меня, мама была на его стороне и считала, что я сама виновата в том, что он так поступает. Они очень часто общались по скайпу, т.к. мы жили в разных странах. И как-то выпил и он, и она, и они разговаривали после одной из наших драк, я была в истерике, объясняла, что он меня бьёт, она мне не верила, и посоветовала моему мужу меня «изнасиловать» - мол, истерика, потому что нехватка интима… После этого, я с ней не разговаривала год, терпела мужа.
Когда я приехала к ней, она не понимала, почему я ушла от мужа. Очень ее злило наше с сыном присутствие и не хотелось брать обязанности какие-то и помогать мне и сыну. Ей это было в тягость, да и сейчас она делает это с неохотой.
Несколько раз муж приезжал к нам, и она его радушно принимала. Были драки у нас общие, когда и муж, и мать били меня головой о стенку, т.к. я высказывала им обоим претензии о том, что я обижена. Если я сейчас говорю маме о том, как мне было больно всё это время – «я за 2 года тебе это отработала».
Сейчас вопрос стоит другой - мать постоянно высказывает претензии, что я не даю ей денег на коммунальные, мол, я вас тяну, ты на меня ребенка оставляешь, обязана. А я не прошу ее денег, зарабатываю, но т.к. после приезда от мужа взяла в долг, у родителей не брала ни копейки, сложно ей что-то давать.
Недавно был мой развод с мужем, вместо поддержки от мамы я услышала, что ей жалко тех денег, которые она тратила на поездки к нам. То есть, не меня, свою дочь, а деньги… Вместо поддержки я услышала опять претензии за деньги и о том, что я ее терроризирую, что кидаю на нее своего ребенка, и она сидит с ним сутками. Хотя я не гулящая, не пью, не курю, и кроме дом-работа-сын нигде не бываю, даже в гостях.
У меня также есть сестра, ей 36, не замужем и детей нет, и она считает, что я загоняю мать в гроб, что сама я плохая мать и ребенком не занимаюсь. Когда она приезжает к нам в гости, всё время я слышу, насколько я плохая дочь и как я всех бешу и раздражаю, что я неблагодарная. Зато с мужем моим бывшим она довольно любезная и всегда с ним улыбалась и кокетничала.
Несколько раз я пыталась строить отношения с мужчинами, но как только я их знакомила с мамой, начинались «чудеса» и отношения сходили на ноль. Она начинала активно вмешиваться в отношения, активно участвовать, общаться с моими молодыми людьми. Хоть с моим отцом они разошлись давно, но отношения поддерживают, имеют общий дачный участок. Но каждый из них живет сам по себе. И общих семейных отношений они не имеют.
Конечно, есть периоды, когда с мамой вполне хорошие отношения, когда мы можем общаться, но тепла от матери я не чувствую. И чувствую постоянно виноватой себя, потому что не оправдываю ее запросы в виде денег, в виде того, что не смогла создать семью, что не могу как сестра не создавать ей проблем – сидеть с внуком ей приходится же. Я очень хочу переехать от мамы, но не уверена, что я поступлю правильно… Я разрываюсь между обидой на мать и виной перед ней.
Как разобраться в себе, как понять, виновата ли я в своей обиде, и как я должна поступить - переехать ли с сыном и жить отдельно?
Автор вопроса: Светлана Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Рагулина Анастасия Юрьевна.
Здравствуйте, Светлана! Во-первых, я хочу выразить Вам сочувствие в отношении той ситуации, которую Вы описываете. И хочу Вас поддержать. В этом искреннем письме я увидела, что Ваша мама, не имея своей личной жизни, постоянно вмешивается в Ваши личные отношения. И решения там принимает за Вас. Я почувствовала, что у Вас нет прав в этой семье и Ваши границы (телесные, психологические) сильно нарушены. Нет своего слова, которое имело бы значимость. Я вижу, что Вы, живя с мамой, очень от нее зависите. Я пишу не о материальной зависимости. Посидеть с ребенком, получить тепло, в Вас видна потребность в любви и в поддержке со стороны мамы. И Вы, как та маленькая девочка, которой Вы были в детстве, до сих пор пытаетесь угодить маме, чтобы от нее это получить. А она Вам говорит: «Ты не права, сама виновата, я тебе все отработала, изнасиловать…». К сожалению, чтобы Вы не делали, я чувствую, что ей всегда будет мало этого. Можно всегда найти изъян, повод для недовольства. У меня от слов, которые Вы пишите, мурашки пробегают по спине и комок в горле. Я вижу, что Вы пытаетесь говорить о своих чувствах, как Вам это было больно, но не находите отклика и понимания. У меня есть подозрение, что Ваше чувство вины, которое Вам навязано (сестрой, мамой), оно о том, что у мамы жизнь не сложилась, и Вы тоже ее надежд не оправдали. Поэтому она и винит Вас. Только чье это чувство? Ее перед Вами? И она пытается отчаянно навязать его. Или Ваше? Уже навязанное ими – сестрой и мамой? Как Вы себя чувствуете, будучи в такой ситуации? Как Вы переживаете то, что с Вами так обращаются? У Вас есть друзья, которые Вас поддерживают? Я не смогу Вам ответить на вопрос: виноваты Вы или нет. Или переезжать Вам или нет. Я могу помочь Вам справиться со своим чувством вины и обидой, разобраться в своих желаниях и потребностях в рамках консультаций, и как следствие – принять решение, что делать дальше. Анастасия