После моего отъезда мама превратилась в гневливую и жестокую женщину.

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 34 года, моей маме 64. Воспитывала меня одна, без отца, всю жизнь жили под одной крышей, отношения были хорошие и доверительные. В этом году я вышла замуж и уехала жить в другую страну. На момент отъезда мама осталась одна разменивать квартиру, но тут все и началось - скандалы, обиды, упреки, оскорбления, которых я никогда в жизни от неё не слышала. Называла меня эгоистичной, зазвездившейся, недоброжелательной, юзером, неудачницей и т.д. Созванивались каждый день по скайпу. Но я не могла остаться с ней помогать, мне нужно было срочно уехать и на меня на это благословила, так сказать. Тем более мама проработала в жилищном департаменте более 10 лет и уж кто-кто она в этом разбирается лучше всех, я же ноль. Я вернулась через два месяца, когда нужно было переезжать уже на новое место жительство, помочь с переездом и документами. Уезжала обратно отношения были замечательные. Прошло пару недель и опять все началось по новой - что ни скажу слово, гнев, обида, злость, жестокие слова в ответ, оскорбления и принижения, а особенно меня просто выворачивает от слов 'вообще мне больше никогда не звони и не пиши! Я и так одна и одна и дальше справлюсь!' Ну и конечно же любимое изречение всех времён и народов - вот когда умру, будешь обо всем жалеть! Естественно я первая иду на примирение, стараюсь быть доброй и ласковой и участливой, так как мне её жаль. Но при этом у меня появилось чувство постоянного страха в ожидании очередного на меня нападения, а мама женщина сильная, своевольная, очень хорошо умеет мной манипулировать и подавлять. Я вся в страданиях, я скучаю по той своей маме. Сижу на успокоительных, так как нервы ни к черту, у меня тут и своих проблем тоже предостаточно, правда, мама не считает это внешними проблемами, обвиняя меня в моем отвратительном характере. Пробовала говорить с ней по душам, но в ответ опять гнев и раздражение. Я в смятении, не знаю, что делать в данной ситуации и как вернуть отношения на прежний уровень взаимопонимания.
Заранее спасибо за совет.
Автор вопроса: Анна Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Ответ Анне
Здравствуйте, Анна.
Все, в-общем, просто:
Мама не готова делить свою дочь ни с кем и ни с чем! И прежде всего, с разлукой и расстояниями.
Вы - ее собственность, ее инструмент, с помощью которого она оправдывает свое существование, и который помогает ей гармонично с этим миром жить!
Это часто бывает. Это по-разному заканчивается.
Что-то мне подсказывает, что для очень непростой работы в сфере жилья Ваша мамуля обладает (или обладала) определенными качествами, да?
Властность, принципиальность, жесткость и даже жестокость. Может быть, еще что-то.
И Ваш рассказ говорит о том, что особо душевным и чувствительным человеком мама не является!
Она Вас безусловно любит. Но она на Вас обижена. Она, конечно, ревнует и , конечно, сама мучается от того, что что-то делает не так. Только вот самой себе признаться в этом, даже на уровне мыслей, она не может. Подсознательно - да. Осознанно - нет.
Анна! Вы очень терпеливый и очень добрый человек. Вы - супердочь! Именно так!
Другая бы на Вашем месте в ответ на "вампирские" замашки мамы просто-напосто прервала бы общение, передавила. А Вы страдаете!
Удалось Вашей маме воспитать в Вас огромный комплекс вины. Удалось.
Начнем с того, что Вы НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ! А все то, что должны, Вы успешно возвращаете, отрабатываете и отдаете.
Отдаете в виде терпения и теплоты, надежности и принятия!
Если маме нужна будет , не дай Бог, ОСОБАЯ Ваша жизнь забота, то я уверен, что Вы выполните свой дочерний долг! И это не "долг по кредиту", а Ваш осмысленный ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ выбор!
Разрешите себе жить для себя, своей семьи и своих интересов! Научитесь прощать себя и отпускать то, в чем Вашей вины нет никакой! ВЫ ЖИВЕТЕ СВОЕЙ, И ТОЛЬКО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ!
"Прости меня , мама, за то, что я не такая, какой ты хотела бы меня видеть."
"Я прощаю тебя, мама, за то, что ты не такая, какой я хотела бы тебя видеть'.
"Я прощаю себя за то, что не могу быть такой, какой меня хотят видеть".
Вы понимаете, что такая "аффирмативная" терапия не для посторонних ушей. Это только Ваша работа. А вот говорить (писать, читать, декламировать) это нужно как можно чаще.
Это только начало.
Как Вы говорите с мамой? Вы написали, что часто с ней разговариваете "по душам". Тут важна форма.
Начинайте со "спасибо". Со слов благодарности.
"Спасибо тебе за то, что ты моя мама, за то, что ты меня оберегаешь, за то, что ты для меня делаешь!
Я тебе очень благодарна.
Но я чувствую себя очень плохо, когда слышу от тебя (далее по , что она Вам обычно говорит в упрек)... Я не понимаю, чем конкретно я тебя расстроила на этот раз. Объясни пожалуйста, чего именно ты от меня ждешь!' И так далее.
Я говорю буквально! Ваши высказывания должны начинаться со слова Я.
Про такой формат общения Вы может быть слышали - он называется "я-сообщение".
Я-сообщение не создает для собеседников ощущение обвинения, отчетности и т.д. То есть, всего того, что обычно нас выводит из себя в разговорах даже с очень близкими людьми.
Анна! Я уверен, что отношения с мамой нормализуются. Но! Главное, чтобы эта нормализация не случилось за счет Вашей жизни!
Вы должны, даже обязаны, сохранить свои позиции! Надо отстаивать территорию своего ЛИЧНОГО счастья!
И поэтому, никаких компромиссов про "пожить вместе"! Если только не случится особой надобности!
Самое важное - спокойствие! Спокойствие и эмоциональная позитивная нейтральность, что бы там мама не делала и не говорила!
Не принимайте все близко - мама не о Вас говорит, а о том, как она без Вас себя ощущает!
Ваше позитивное спокойствие и "спасибо" - это те самые психологические амортизаторы , которые помогут и Вам, и маме, и Вашим отношениям!
А Ваша принципиальная позиция - та самая опора, которая буде Вас поддерживать!
Да, Анна... Это - часть взрослой жизни. Наши родители всегда будут в нас нуждаться, но мы ни в коем случае не должны жертвовать своими жизнями и жизнями любимых нами людей ради удовлетворения абсолютно детских прихотей пожилых людей!
Держитесь. Пока есть душевные силы, сохраняйте регламент здоровых отношений. Пишите. А. Журавлев