Как наладить отношения с отчимом и перестать бояться говорить ему правду?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Последние несколько лет мои отношения с отчимом начали сходить на нет. Он постоянно упрекает меня в чём-либо, оскорбляет без видимой на то причины, приписывает мне то, чего я не делаю. Я уже не знаю, как объяснить ему, что его слова мне не приятны. Он говорит, что делает это назло, чтобы сделать больно, так как, по его словам, я начинаю всё первая. Хотя на самом деле это совершенно не так. Если что-то ему не понравится, он сразу же начинает кричать, посылать куда подальше. И это меня очень сильно ранит.
Недавно у меня появился парень, и я не знаю, как сказать ему об этом, ибо он негативно относится к любым отношениям с мальчиками, даже если я просто буду с ними общаться. Мне очень хочется рассказать ему об этом, ничего не скрывать, но я боюсь, что он снова начнет кричать, оскорблять всевозможными словами (например, шлюха, мразь, тварь). Он считает, что мне нужно сначала выучиться, устроиться на работу и только потом уже заводить какие-то отношения. Тут я его понимаю, но считаю, что это неправильно лишать меня моей же жизни.
Я искренне надеюсь на то, что вы поможете мне, подскажите, что нужно сделать. Спасибо огромное заранее!
Автор вопроса: Катя Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Катя, здравствуйте!
Вы проходите нормальный этап в своей жизни - отсоединение от родителей, от значимых близких. Вы начинаете жить своей жизнью, и имеете на это полное право. Вы на пороге новых открытий и своего пути. И так часто бывает, что близкие нам люди не поддерживают нас в этом. Для них мы остаемся маленькими девочками или мальчиками, которые не могут решать за себя, делают все неправильно.
Из вашего письма слышится, что вам очень хочется поддержки от вашего отчима, чтобы он разделял ваши интересы и увлечения, без постоянной оценки. Он же, в свою очередь, переходит границы в ваших отношениях, кричит, оскорбляет. Конечно, вам это не нравится. И здорово, что вы говорите ему об этом, а не терпите. При этом я понимаю, как вас ранит, что он не слышит вас
И здесь важно понимать, что особо повлиять на него вы не сможете, пока он сам этого не захочет. Вы можете поговорить с ним открыто о своих чувствах и переживаниях, о том, как вам обидно и больно слышать такие слова от него. И если ваш отчим не услышит вас, то заставить его невозможно. Все, что он говорит в порыве ссор больше связано с ним, а не с вами. Возможно это какие-то страхи, стереотипы, неготовность принять ваш новый статус. И все это - его, не ваше. И это не дает ему никакого права унижать вас.
Да, это очень больно - понять, что один из самых близких людей не готов принимать вас, и об этом можно плакать и горевать, это нормально. При этом вы вполне законно можете злиться и высказывать свое недовольство - ведь оскорбления недопустимы. И самое важное - вы можете поддерживать себя - напоминать, что с вами эти оскорбления не связаны, что вполне естественно влюбляться и встречаться в вашем возрасте, что вы вольны выбирать сами с кем и как жить, ведь это ваша жизнь, а не его и ничья другая, и только вы принимаете решения делать что-либо или нет.
Я искренне желаю вам терпения и сил в отстаивании своих границ. Если у вас появятся вопросы или потребуется поддержка, вы всегда можете писать мне на почту [email protected].