Стоит ли сводить общение с родителями до минимума?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Поступила в ВУЗ на бюджет в другом городе. Живу в общежитии. Отучилась первый курс. Проблем с учебой нет. Дело в том, что в выбранной профессии я себя не вижу. Пошла в программисты по большей части из-за страха конкуренции при поступлении на финансы, хотя самим программированием никогда не увлекалась, а "IT сфера сейчас невероятно востребована!" и "технари нужны везде". В начале второго семестра сообщила родителям, что хочу уйти из института. Еще перед началом учебы была возможность уехать в Чехию (меня приняли в гос. вуз), но родители отговорили. Сошлись на том, что первый курс я заканчиваю в Москве, а дальше: "поступай, как знаешь". На данный момент нашла для себя приемлемые варианты вузов в других странах. На первом месте - университет из "Лиги плюща", туда огромный конкурс, поступить сложно. Я решила, что буду пытаться 2 раза (то бишь, уйдет 2 года), если на второй раз не пройду, буду подавать документы в Чехию и Францию (языками владею), если и туда не получится, то перепоступлю в Москву на второй курс с досдачей экзаменов (баллы по ЕГЭ высокие). Загвоздка в том, что при поступлении на бакалавра (заграницу), я не должна состоять в другом высшем учебном заведении или же иметь законченный бакалавриат (считается жульничеством), поэтому уйти в любом случае придется.
Родители мое решение не приняли. Семья многодетная. Я - старшая. С детства стараюсь оправдать ожидания родителей, главным запросом всегда была учеба. А этот мой уход в их ожидания никак не вписывается. Вопрос обсуждали не раз. Я прекрасно понимаю, что они беспокоятся и чем руководствуются. Аргументы вроде: "без вышки - никуда"; "годы уйдут"; "а если и там не понравится"; "закончи это, а второе потом получишь" и т.д., выслушиваю постоянно, да и сама все понимаю. Но с другой стороны, почему бы не попробовать, тем более, что два года работы катастрофой мне не кажутся. Сами подумайте, 2 года поработать, отучиться и всю жизнь работать или же отучиться и всю жизнь работать - нет никакой глобальной разницы. Тем паче, что обучение (во всех случаях) будет бесплатным. Жилье (комнату) я себе нашла, работу тоже (до этого родители помогали). Более того, если не получится поступить в этом году, можно уехать ненадолго по волонтерской программе (уже списалась с кураторами).
Однако, семья - мой самый близкий круг общения. И этот круг (за исключением пары друзей) меня не поддерживает. От своего отказываться не собираюсь. Но, если честно, мне очень страшно. Меня не понимают и не поддерживают самые близкие люди (повторюсь, все обсуждалось не раз), у меня и так полно сомнений, а тут еще постоянное давление. Казалось бы, я в другом городе, родители очень далеко, но есть же сотовые телефоны, соц.сети, различные средства связи, мне звонят и пишут чуть ли не каждый день. И каждый раз затрагивается эта тема, мне говорят, что я не права, жизнь катится в тартарары и стоит одуматься (ухожу из вуза в октябре, т.к. до тех пор нужно уладить некоторые вопросы и часть вещей отослать домой, чтоб не таскать). На просьбы прекратить обсуждать это следуют упреки. Доходит до манипуляций: сначала деньгами ("мы же тебя содержим"), просто на чувство вины ("мы в тебе ошибались", "думали ты лучше/умней", "столько сил в тебя вложили"), на мои дочерние чувства ("мы тебя любим, а ты так с нами поступаешь"). На ответ в стиле "моя жизнь - мои поступки", говорят, что я слишком эгоистична!
Знаете, я ведь теперь даже спать не могу. Никогда не испытывала с этим проблем, а теперь не могу. А еще не отпускает чувство постоянной тревоги, вины и страха. Возникает вопрос, если поддержать меня родители не могут, помочь не могут и закрыть (перестать обсуждать) тему не могут, не лучше ли свести общение к нулю?
Автор вопроса: Полина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Саркисян Светлана Игоревна.
Здравствуйте, Полина!
Ваше желание вырваться и перестать оправдывать ожидания – говорит о внутренней силе и амбициозности. Конечно, родителям страшно вас отпускать, они должны выйти из своей зоны комфорта и принять вас как самостоятельную личность. Это сложно, это опасно, это тревожно. Невозможность контролировать ваши поступки и ваше не желание поддаваться их манипуляциям - заставляет «терять почву под ногами». Ваши родители теряют контроль над вами и вашей жизнью и им страшно не успеть оказаться рядом, чтобы поймать вас, если вы будете падать. Вы их дочка, они любят вас. Вы им не безразличны.
Полина, вы пишите: «если поддержать меня родители не могут, помочь не могут и закрыть (перестать обсуждать) тему не могут, не лучше ли свести общение к нулю» не думаете ли вы, что есть некие сомнения в правильности данного действия? Убежать от разговора, закрыть тему, игнорирование - это все про свести общение к нулю, то есть уйти, потому что аргументы закончились, а докричаться не получается. Важно не то, что говорят, а ваша реакция. В вас говорит обида, и вы имеете полное право обижаться. Вы сейчас принимаете, очень важное для вас решение и вместо ожидаемой поддержки от близких людей, получается надо обороняться. Это действительно очень обидно. Но попробуйте быть снисходительнее к родителям, и посмотреть на ситуацию их глазами: страхи, тревоги: «Другая страна. Не всегда есть возможность приехать. Не дай Бог, что-то произойдет и они не смогут быть рядом. Переживают, что вас обидят. Переживают в какую компанию вы попадете» и т.д. Вашим родителям сложно свыкнуться с мыслью, что вы будете жить от них так далеко, в чужой стране. К тому же, ваши родители уже вышли из возраста авантюризма. У них свой жизненный опыт за плечами, они многодетные родители, сейчас им нужна стабильность. Они хотят дать возможность получить специальность, которая вас обеспечит финансово. Пытаются уберечь вас от ошибок.
Но, мир так устроен, что дети должны идти своим путем, даже, если родителям, кажется, что это путь ошибочен. Ошибки тоже нужны, чтобы учиться, развиваться, приобретать опыт, идти дальше.
Вы, сейчас в таком возрасте, когда, кажется, что все по плечу. В вас еще жив дух авантюризма. Но, иногда эйфория от открывающихся возможностей кружит голову и не получается смотреть на вещи реально.
Во-первых, поступления ребенка на обучения заграницу, как я уже писала, большой стресс, как для родителя, так и для поступающего. Почему?
Проживать за границей, значит столкнуться с чужой культурой, с другим менталитетом, которые могут сильно отличаться от вашей страны. Время для адаптации необходимо все равно. И первое время, пока вы не обзаведетесь друзьями, кругом общения, будет нелегко и одиноко. В такие моменты важно уметь поддерживать себя самой. Вы должны понимать, что учёба за границей, является ещё и ярким доказательством вашей самостоятельности, умением адаптироваться и справляться с трудными ситуациями. Вы готовы принимать самостоятельные решения и нести ответственность?
Полина, вы были в тех странах, в которых собираетесь поступать? Может быть, читали о них? Смотрели программы? Общались с людьми, проживающими там?
Какая из стран вам ближе по культуре, менталитету, больше привлекает. Вам жить в этой стране, причем долгое время.
Полина, вы не хотите пересмотреть варианты поступления. Вы действительно теряете много времени в ожидании и подготовке. Возможно, это не совсем целесообразно. Вы не рассматриваете вариант подать документы одновременно в три университета (Чехия, Франция, университет Лиги Плюща) и уже потом выбрать, чтобы не терять время? Вы собираетесь уехать работать волонтером - это оплачиваемая работа? Как и кем оплачивается перелет, питание и проживание? Полина, кем вы собираетесь работать эти два года, пока пытаетесь поступить? Я задаю эти вопросы, не потому что мне любопытно, я хочу чтобы вы ответили на них, и как можно больше нюансов учли в воплощении своих решений в жизнь.
Следующий момент, на который вам необходимо обратить внимание, если вы все-таки намерены, учиться за рубежом, как дать понять родителям, что это не спонтанная мысль, а продуманное и взвешенное решение. Ведь они несут за вас ответственность, и должны вам всецело доверять. Поэтому спланируйте всё самостоятельно. Подготовьте необходимые документы, предоставьте родителям полную информацию о месте учёбы, распечатав её заранее через интернет. Расскажите все плюсы обучения за границей – условия проживания, стипендии, уровень и качество образования. Особенно сильно влияют на решение родителей возможные перспективы, которые открываются перед выпускниками. Поэтому сделайте особый акцент, на ваши карьерные планы.
Для вас – это бизнес-план, где, аргументировано расписано все от поступления до получения диплома, стажировок и начала трудовой деятельности.
Обращайте, внимание на все нюансы - кто будет обеспечивать вас материально, пока вы обучаетесь. Если вы хотите совместить обучение и работу, подумайте, что будет, если ваша успеваемость снизится (что возможно, учитывая, сколько времени и сил отнимает учеба, работа и сколько времени вам останется для сна).
В любом бизнес-плане, должна стоять долгосрочная цель – для достижения которой все и затевается. Для достижения цели, необходимо сначала эту цель поставить. У вас она есть? Для чего вам надо поступать заграницу на обучение? Это престижно? Утереть всем нос, что вы смогли? Какова ваша цель, помимо того, чтобы просто поступить? Поступить мало, важно удержаться. А это самое сложное. Если нет понимания, для чего вам это надо, какие перспективы вам это даст – удержаться не получится. Появится слишком много соблазнов, перевешивающих учебу. Один из лучших вариантов, прежде, чем поступать – выбрать международную компанию в которой вы хотите работать, и куда вы сможете устроиться с дипломом того или иного университета, с той базой знаний, которая у вас будет, добивайтесь стажировок именно в этой компании. Компании охотно берут на работу, студентов, проходящих у них практику. Плюс – это очень весомый аргумент для родителей, они увидят, что ваше желание учиться за границей подкреплено практической целью.
Вам важно понять, что ни один даже самый престижный университет не дает гарантии успеха в жизни, если не ставить долгосрочные и краткосрочные цели, если не трудится. Диплом – это хороший старт, но хорошим специалистом в итоге человека делает не столько тот или иной университет, сколько дальнейшая практика и увлечённость своей работой, желание совершенствоваться в работе и продолжать овладевать новыми знаниями и методами, быть открытой к новым открытиям, разработкам, технологиям.
Есть замечательная фраза: «посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Вы сейчас, отвоевывая свое место под солнцем, обозначая свои границы, закаляете свой характер.
Полина, сделав выбор, не сомневайтесь в нем.
Удачи вам!
С верой в вас, Светлана!