Как мне защитить себя и свои границы от родителей?

Вопрос психологу:
Добрый день. Моя проблема заключается в том, что у меня ужасные родители.
Мне 23 года, зовут меня Микаэла (в паспорте другое имя, втайне хочу его поменять), друзья называют меня Мишей. Родом я из Армении, но росла в Сибири, в Иркутской области. С детства меня учили патриотизму и любви к своей родине. Мне часто говорили, что именно не должна делать армянка. Вкратце должна молчать и убирать дом. Никогда не говорилось о моих правах, никогда меня не хвалили, не говорили, что любят и т.п. У моей семьи был на тот момент бизнес. Магазины одежды и обуви. Так любовь они проявляли в том, что одевали и обували. Меня не спрашивали, чем я хочу заниматься. Молча записывали в худ. школу, а я обязана была в нее молча ходить. Все дела по дому и младший брат были на мне. При этом младший брат только играл во дворе, а я должна была заниматься уборкой, готовкой и контролем над младшим братом. В школе у меня друзей не было. Гнобили всем классом, защитить я себя не могла. Родители говорили, что значит сама виновата. Став подростком я бросила художку. После чего пошли обвинения в том, что я ничего не довожу до конца. Я была нормальным подростком, но родители считали меня чуть ли не дьяволом и водили к экзорцисту (я слушала рок и играла на гитаре. Не самая лучшая компания по мнению родителей). С пятого класса я мечтала поступить на юридический и сама занималась. По мнению родителей, я была бы никчемным юристом, в одиннадцатом классе они убедили меня поступить на другой факультет. Мне пришлось учить иные предметы за один год. В итоге я поступила на журфак. В институте нам часто говорили о свободе мысли и действия, что очень не нравилось моим родителям. После занятий я могла провести какое-то время с друзьями и сказать, что я на занятиях, иначе родители бы настоятельно порекомендовали бы срочно ехать домой. Но не долго музыка играла. В середине второго курса папочка решил, что мой институт на меня плохо влияет, заставил перейти на заочное отделение. Что естественно помешало мне в учебе. Стоит сказать, что мой папа всегда очень ревновал меня. Будь то одноклассники, друзья, соседи. Я не должна была ни с кем общаться иного пола. Иначе отбирался телефон, меня избивали и закрывали дома. Сценарий повторялся каждый раз.
Стоит сказать, что мой папа украл мою маму, когда ему было 19, а ей 16. Они любили друг друга и вместе сбежали. Через какое-то время их простили и об этом не вспоминают.
Когда мне было 19, я познакомилась с мальчиком ровесником в соц. сетях. Мальчик был ингушской национальности, мы общались день и ночь. Однажды папа ворвался ко мне в комнату ночью, отобрал и сломал телефон. После чего я сбежала с этим мальчиком. Меня искала и полиция, я оставила гневную записку, что ненавижу вообще свою жизнь, их и эту страну. Начали подозревать меня в терроризме, к которому ни я, ни тот мальчик причастны не были. Мы поженились. Нашли меня через 10 дней. Для родителей был очень важным вопрос девственности моей. На что я ответила, что ее больше нет. Обманом они вернули меня домой, начали психологическое насилие надо мной. Паспорт отобрали и каждый день доводили до истерики. Не давали нам общаться. После второй попытки сбежать, меня увезли в Армению, где мои любимые родственники изводили меня на тему предания родины, ибо вышла замуж не за армянина.
Это продолжалось два года, наши отношения всего этого не выдержали и мы по итогу расстались.
Родители не выпускали меня из дома одну. Когда меня пригласили на свадьбу быть подружкой невесты (свадьба русская, что тоже для родителей не хорошо, ибо не армяне). Ответ свой, о том, приду или нет, я дала накануне ночью, потому что неделю убеждала родителей в том, что ничего не случится, если я пойду на свадьбу. На свадьбе я приглянулась другу жениха, кстати армянину, после чего он изъявил желание пообщаться со мной. Родители меня пугали и доводили тем, что не смей ему говорить о том, что случилось. Ты такая никому не нужна. Но дружок знал обо всем и его это не волновало. Пообщаться с ним меня отпустили один раз на час. После приезда домой отец начал расспрашивать меня о нем. Я не смогла ответить на все вопросы, после чего мне опять влетело, отобрали телефон и сказали, что значит, общаться мы с ним не будем.
Стоит упомянуть еще, что девочка я достаточно видная. Куда бы я не вышла, на меня много обращают внимания, пытаются познакомиться, часто поступают предложения выйти замуж. Мои родители втайне от меня отказывают всем (о чем я узнаю только подслушав их разговоры) и упрекают меня тем, что из-за того, что я не девочка, никто не хочет быть со мной.
Сейчас мне 23. Я окончила журфак, курсы кройки и шитья. Хочу работать именно в мире шитья. Родители оплатили мне обе учебы. Все время говорят о том, что я должна работать, но при этом не отпускают, всячески демотивируют и говорят, что я не смогу или что их дочь не будет там работать. Речь идет далеко не о стриптизе, мои родители на 98% нормальных явлений говорят как о позоре. Если же я работаю или каким-то чудом в моих руках оказываются деньги (например, подарили), то их забирают под предлогом помоги, займи, нам надо выплатить кредит, я верну и больше не возвращают. В следствии постоянно твердят, что им нужна помощь, а я не делаю ничего. И ничем никогда не помогала. Любое начинание пресекается, благодарности с их стороны нет, одни упреки. Я их опозорила, я испортила им жизнь. Если их просто послушать, сложится ощущение, что у них самые ужасные дети в мире. Алкоголики, наркоманы, воры. Но ничего аморального ни разу в жизни я себе не позволяла. Попытка перекрасить волосы превратилась в глобальный скандал. Кстати, очень часто они говорят обо мне нелицеприятное. Часто сравнивают с женщинами легкого поведения (будь то желание выйти в город погулять, покрасить волосы, купить яркую одежду). При этом все время упрекают в закрытости, необщительности и в том, что одеваюсь, как мышь. Одежду мне выбирают родители. Даже если деньги на нее заработала я.
Недавно я влюбилась. На свою голову, это снова не армянин. Он дагестанец, очень достойный и положительный. Изъявил желание познакомиться с семьей. Когда я им об этом сказала, пошли угрозы о том, что и его и меня они убьют, потом о суициде. Начали проклинать, взывать к совести, говорить об эгоизме моем. Мои чувства не учитываются никогда, желания тоже, но я обязана учитывать их желания, желания родственников, которых я видела один раз в жизни и давно умерших предков. Если попытка припугнуть не удается, им резко становится плохо, болит сердце, обмороки и т.п. Телефон естественно отобрали, на улицу я выхожу под присмотром. Мне это уже в край надоело. Я взрослый человек, а мною манипулируют как ребенком. Они никогда меня не защищали, никогда не давали мне тепла и поддержки, а я им постоянно чем-то обязана. Если бы вы знали, как сильно мне хочется собрать свои вещи, уехать на другую планету, чтобы достать не смог никто и найти тоже. Когда меня бьют, я начинаю уже бить в ответ. Когда оскорбляют и унижают, я отвечаю тем же. Я долго воспитывала себя, я делала из себя достойного человека, но каждый раз в общении и из-за их капризов я скатываюсь на их уровень и теряю свое достойное лицо. Они меня не научили ничему, всю мою жизнь они пропадали по своим делам. Рядом они оказывались только тогда, когда привычная система хоть каплю нарушена и нужно меня приструнить. Я обращалась в полицию в свое время. Позвонили отцу и отдали меня в его руки. Обращалась к психологу, психолог сказал это у тебя возрастное, пройдет. Как мне защитить себя и свои границы? Как мне объяснить людям, которые ничего не хотят слышать, что я отдельный от них человек и сама разберусь в своей личной жизни. Надеюсь, я достаточно подробно все описала и вы поймете меня и мое состояние. Скажите, что мне делать.
Спасибо
Автор вопроса: Микаэла Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Донина Юлия Михайловна.
Здравствуйте, Микаэла! Проблема детско-родительских отношений, к сожалению, является одной из самых острых и часто встречающихся. И это неудивительно, ведь дети и родители друг друга не выбирают. Если спутника жизни, коллегу или даже друга можно поменять, не общаться, то родители и дети вынуждены жить друг с другом часто и после достижения совершеннолетия последними.
Микаэла, в психологии есть такое понятие – «токсичные родители», это когда в благополучных на первый взгляд семьях родительское отношение к своим детям создает для них психотравмирующую атмосферу. Родительское поведение потому называют токсичным, что оно постепенно, день за днем, в процессе становления личности детей разрушает эту самую личность. На сегодняшний день различными исследованиями накоплено много доказательств влияния психологического насилия в детстве на развитие мозга (читай психики). Ребенок, долго находящийся в травматичной ситуации, идет по депрессивному пути развития своей психики, с одной стороны - это защитный механизм, с другой – это изменения на нейробиологическом уровне, как результат - меньше серотониновых рецепторов.
В своем вопросе, Микаэла, Вы очень грамотно и подробно описали деструктивное поведение родителей по отношению к Вам. Чувствуется, что Вы понимаете, что с Вами происходит и как это работает. Это хорошо, что Вы отдаете себе отчет в том, что над Вами совершается психологическое насилие (его степень негативного влияния на личность в нашем обществе еще почему-то недооценили, в отличие от, например, Европы или США). Также, Вы видимо понимаете, что Ваши родители, помимо прямого давления, манипулируют Вами, играют на чувстве вины и долга. Причины такого родительского отношения, судя по Вашему посту, Вы тоже понимаете. У Ваших родителей доминирующий, авторитарный стиль воспитания, свое четкое и негибкое видение жизненных ситуаций –«как должно и не должно быть». Возможно, оказали свое влияние некоторые особенности национального менталитета, их собственного воспитания, семейных традиций.
Как бы там ни было, Вы, Микаэла, должны помнить, что Вы отдельная личность с собственным уникальным характером, темпераментом, взглядами на жизнь. Вы имеете право строить свою жизнь, как Вам хочется, без оглядки на кого-либо. Вы от рождения наделены правами и свободами, имеете право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, свободу мысли и слова и прочее. Как минимум, конституция РФ на Вашей стороне (глава 2).
Теперь отвечаю на Ваши вопросы : «Как мне защитить себя и свои границы?» и «Как мне объяснить людям, которые ничего не хотят слышать, что я отдельный от них человек и сама разберусь в своей личной жизни?». Отвечу сначала на второй вопрос – я боюсь, Микаэла, никак Вы не сможете им это объяснить. Наверное, Вы по-всякому уже пробовали донести до них свою точку зрения. Взгляды Ваших родителей на воспитание не отличаются гибкостью, реакции формировались и оттачивались годами. Авторитарный стиль поведения вообще очень плохо поддается коррекции. Тем более, старшее поколение семейного клана, наверняка на их стороне. Поэтому, мое мнение, пока Вы будете с ними жить, прямое противоборство ни чему не приведет, так и будут продолжаться конфликты, репрессии, рукоприкладство и т.д.
Если Вы хотите защитить свои границы – создайте материальные границы, проще говоря, отделитесь от родителей физически. Не теряйте время, устройтесь на работу, накопите денег, снимите жилье, уйдите от них. Рассмотрите все возможные для Вас варианты переезда от родителей – съем комнаты/квартиры с подругой,с любимым человеком. Возможно, даже лучшим вариантом будет переезд в другой город, чтобы у родителей и других родственников было меньше рычагов давления на Вас. Вы, чувствуется по письму, очень разумно и трезвомыслящая девушка, если решитесь кардинально поменять жизнь и съехать от родителей, вынашивайте это решение и его реализацию вдумчиво, спокойно и без эмоций, максимально продуманно. Вы молоды, разумны, хороши собой, со «стержнем», я уверена, у Вас все получится. При этом сжигать мосты не нужно, просто Вы сами сможете контролировать количество общения с родителями и его качество. Возможно, поначалу лучше будет общаться, в письменном виде, так сведете к минимуму негативные эмоции в свой адрес.
Второй вариант, Микаэла, если Вы никак не готовы на данный момент от них переехать. Тогда Вам нужно обезопасить себя и свою психику от насилия. Научитесь абстрагироваться от негативных слов, найдите свои методы (мантры, «якоря» и т.п.). Можно в ответ на неприятные замечания попробовать метод «психологического айкидо» (найдите в интернете). Не вступайте в перепалки, перебранки, скандалы, этим Вы подогреваете агрессию. Амортизируйте. А при покушении на Ваше физическое здоровье, имущество (телефон и т.д.) ищите юридическую защиту. Также ищите в интернете информацию о подобных ситуациях и способы защиты. Чем больше у Вас информации, тем лучше.
В общем, какой бы вариант Вы не выбрали, не плывите по течению, не позволяйте сломать Вашу личность, верьте в себя.
Я желаю Вам счастья и успешной реализации всех Ваших начинаний.
С уважением, Юлия.