После рождения внука совсем испортились отношения с дочерью.

Вопрос психологу:
Добрый день!! Меня зовут Лариса, мне 58 лет, у меня взрослая дочь, ей 32 года, у неё семья - муж и ребенок, скоро ему исполнится 5 лет. Я живу одна более 20 лет, отец дочери погиб, когда ей было 12 лет. У меня проблемы с отношениями с дочерью. Постараюсь описать их. Начались проблемы с момента её переходного возраста, т.е. лет 15 назад уже, но совсем невыносимо стало в последнее время. Во время беременности и следующие три года мы жили все вместе - она, муж и малыш. Потом они переехали и второй год живут отдельно и с этого момента стало совсем плохо. Оба родителя работают и устают, я стараюсь помогать - хожу с внуком на занятия (2-3 раза в неделю), иногда готовлю еду и помогаю по дому, забираю из сада, когда родители не успевают (1-2 раза в неделю). При этом совсем не получается нормально говорить ни с дочерью, ни с зятем (расспрашиваю о здоровье, об успехах ребенка и взрослых) - или отвечают на все вопросы "нормально" или "не хочу обсуждать". Если я что-то делаю по дому - скандал, т.к. все делаю не так и не то, "назло" дочери. На вопрос - "Чем помочь?" -ответ "Ничем", затем - "ты не хочешь помогать и поддержать", оскорбления, даже нецензурные, выгоняет из дома и кричит "чтобы ноги твоей не было в моем доме". Проходит время - звонит и как ни в чем не бывало просить посидеть с внуком, я тоже делаю вид, что ничего не случилось и бегу... У меня вопрос: нормальный человек не может так себя вести, как вычленить? Это наши отношения так далеко зашли, или это болезнь?? Если болезнь, то как помочь ей, если это возможно?? Она тоже переживает после каждого скандала... Я готова на любые формы помощи с Вашей стороны, помогите, пожалуйста!!!
Автор вопроса: Лариса Возраст: 58

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Лариса!
Очень жаль, что такие ситуации встречаются все чаще и чаще! Очень жаль, что жизнь большинства наших женщин после 50-ти сводится к поиску ситуаций, где бы пригодиться! Они совершенно не могут думать о себе и своих потребностях, о реализации своих когда-то отложенных планов и достижения когда-то отодвинутых целей.
У такой проблемы много истоков. Но это абсолютно не значит, что с нею невозможно разобраться, если есть желание.
Давайте попробуем проанализировать Ваши чувства, которые Вы испытываете в связи с попыткой «быть полезной» семье Вашей дочери.
Для начала, похоже, Вы настолько привыкли «быть паровозом», которому нужно что-то тянуть в своей жизни, что отказаться от этой роли, «быть списанным на покой» для Вас граничит с ужасом одиночества, ненужности, забытости и прочих прелестей людей пенсионного возраста. Страх заставляет Вас бежать по первому зову о помощи, в надежде заглушить боязнь одиночества.
Очень многое в нашей жизни завязано на полезности и ее адекватной оценки, что абсурдно само по себе, поскольку, что для одно может быть пользой, для другого бесполезно или даже вредно. Однако, все что делается часто настоятельно нуждается в признании и благодарности, иногда по привычке, иногда из убеждения, что это просто необходимо. И когда оценка не соответствует ожиданиям, человек может встречаться со злостью, отчаянием, и опять со страхом, только теперь этот страх связан с собственным несовершенством, невозможностью сделать что-то стоящее, которое будет оценено по достоинству. И Вы в своем стремлении помочь устающим родителям с ребенком или по дому натыкаетесь на эту низкую оценку Ваших стараний и ранитесь о нее, не понимая, почему они так поступают с Вами, ведь Вы помогаете им иногда в ущерб своих дел или своих желаний. Отказываясь по сути от себя. А именно потому, что Ваша жертвенность воспринимается как привычная, как должная, как само собой разумеющаяся, и перестает быть ценной настолько, насколько Вы этого ожидаете. Это как на рынке, когда предложение превышает спрос, товар обесценивается, перестает быть ценен для потребителя, а значит, может быть выброшен, невостребован.
Пересмотрите свои жертвенные способы помощи и внесите в них ту недостающую им ценность, которая изменит Ваши отношения с близкими. Когда Вы можете сделать что-то важным для себя, когда эта важность будет приравнена к возможности оказать помощь по просьбе, только тогда она будет восприниматься как ценная и не вызывать желание обесценить, незаметить, раскритиковать.
Ваша дочь выросла и Вы сделали много для ее самостоятельности. Иногда ценой собственных интересов и желаний. Но у нее своя семья, где у нее тоже есть возможность познать ответственность за нее и проранжировать свои прежние ценности в связи с нею. Думаю, для нее будет ценным знание того, что Вы можете оказать помощь в случае необходимости и по возможности. Пусть для Вас ключевым станет выражение «по возможности». И теперь Вашей основной задачей может и хотелось бы чтобы стало, наполнение Вашей жизни собственными интересами, связанными и направленными на Вас. Человек становится ценным для других лишь тогда, когда он становится ценным для себя самого. Когда он идет за своими желаниями, когда ему есть чем занять себя.
Понимаю, что после стольких лет жизни, самопожертвование могло стать частью Вас. Но если Вы не хотите постоянно страдать от неоцененности и терпеть обиды, начните учиться любить себя.
Человек нужен другим, когда он нужен самому себе!
С уважением, Елена Гладкова