Стоит ли общаться с отцом, если он убивает в тебе личность?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 20 лет, учусь в универе и я уже живу 2 год отдельно от родителей, в другом городе. Отношения с родителями всегда были разные. В подростковом возрасте чаще было недопонимание мамы, чем отца, теперь все наоборот! В детстве мы сестрой часто ругались она провоцировала, и я громко орала на нее, и меня всегда ругали, что родители , что бабушка по папиной стороны , считали что я в занозу лезу! но спустя лет 10 родители поняли, что они ошибались, считали что мол я громко ору тот и виноват, (сестра старшая) В детстве часто слышала от отца , когда я хотела поступать в театральный "бездарная" при родных говорил что "тупая" то наоборот умная, я его не понимаю совсем. то он говорит что его мы не кормим, при родственниках, то жалуется на меня бабушки или еще кому нибудь? Приехав к ним на лето на 2 месяца услышала много критики в свой адрес, первое что было " ленивая" - когда помогала с утра до вечера, потом когда у ехала в другой город к родственникам на неделю, родители приехали за мной, отец меня как будто не видел, даже не поздоровался со мной, как будто незнакомы, только ночью подошел поцеловать когда спать ложились, я конечно ему сказала не надо целовать! когда были на море и я с сестрами играла , он крикнул на меня и крепко взял за руку и сказал что здесь не играют, когда уже приехали обратно домой живя неделю, он заявил у нас семья хорошая если бы Настя не мешала, т.е если бы меня не было, этот удар прям как ножом сердце было. Сейчас стал говорить сарказмом что ему не скажешь Настя все делать сама может ведь она умная!хотя то что он мне сказал, он еще при этом сам на меня обиделся И я когда начинаю анализировать все эти два месяца у меня слезы находят, я даже с ним общаться не хочу , какое то отвращение стало! Папа вроде у нас не плохой все делает, помогает, но своим поведение , характером любопытством очень сильно отталкивает, я понимаю что я не сахар, вспыльчивая, терпеть не могу когда люди врут! И люди которые очень на него похожи меня не много раздражают.
Да кстати я на него ворчу постоянно , потому что он любит выпить , практически каждый день, пьяные люди мне противны, да и за маму переживаю то что она нервничает.
Подскажите, как выбраться из этой ямы самобичевания? что вы можете мне посоветовать?
Автор вопроса: Настя Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Шиленкова Людмила Николаевна.
Настя, здравствуйте!
Мой первый совет вам – учитесь отстаивать свои личные психологические границы в отношениях с отцом. Это значит, что если вам неприятно, больно и обидно то, что он о вас говорит, так ему и сообщите. Если не желаете терпеть подобных слов в свой адрес – скажите ему об этом прямо. Тем более, насколько я поняла, вы можете свободно выражать свое недовольство поведением отца, и об этом ему сообщать. Теперь учитесь говорить и отстаивать себя не только в раздражении и гневе, но и в боли и обиде.
Еще могу предположить, что с отцом у вас сейчас в принципе конфликтные отношения: вы на него ворчите, он вам в ответ говорит обидные вещи. Если это так, то попробуйте осознать, по какому поводу вы испытываете негативные эмоции к нему. Что вызывает эти эмоции? Если таким образом проявляются ваши переживания за маму, то поговорите с ней об этом, окажите поддержку ей. Если мама нервничает из-за поведения отца, из-за его пристрастия к алкоголю, она сама должна с этим разобраться. Это их отношения. К сожалению, вы никому не поможете, если будете пытаться решить проблемы родителей вместо них самих.
По поводу самобичевания. Действительно, наше мнение о себе формируют наши родители. Ту оценку, которую они дают нам как личности в нашем детстве и подростковом возрасте, мы делаем собственной самооценкой и несем с собой во взрослую жизнь. Это такой закон, который изменить или перехитрить невозможно. Если родители негативно оценивали ребенка, не принимали его таким, каким он есть, то уже выросшему человеку будет тяжело относиться положительно к самому себе и себя принимать. Отсюда недовольство собой, своей жизнью, постоянная самокритика и самобичевание. Но возможно работать над отношением к себе. Самый эффективный вариант – обратиться к психотерапевту. Если такой возможности нет, то существуют различные марафоны самопознания, закрытые интернет-сообщества, онлайн тренинги и т.п., где косвенно решаются проблемы самопринятия. Можно попробовать справиться самостоятельно. В таком случае, достаточно просто вести дневник. Но решение любых проблем, особенно психологических, в одиночестве обычно затягивается надолго.
С уважением,
Людмила.