Как разорвать эмоциональную связь (зависимость)?

Вопрос психологу:
Мой брак обернулся совсем не тем, на что я рассчитывала.
Мы познакомились пять лет назад. Через два года знакомства поженились, а уже через год после свадьбы я поняла, что мне придется уйти. Примерно полгода у меня ушло на то, чтобы подготовить почву для ухода. Сейчас я жду развода (по местным законам я не могла подать заявление раньше, чем через 18 месяцев). Я жду официального развода, как заключенный окончания срока.
Та ситуация, в которой я нахожусь, в большой степени моя ответственность и результат того, что я в определенные моменты вновь захотела поверить своему мужу, хотя знала, что не должна. Поэтому я прошу помощи. Во-первых, я прошу взгляда со стороны. Думаю, мне это поможет понять, на сколько я сама сошла с ума, а на сколько во мне все-таки остался здравый смысл. Во-вторых, я прошу совета и поделиться личным опытом, если у вас такой есть, как разорвать отношения с нестабильным партнером.
Вкратце, моя история такова.
На момент знакомства, мне было 30. Муж старше меня на 20 лет. Довольно большая разница, но в отношениях она не особо чувствовалась. Он ведет активный образ жизни, бывший военный, сохранивший ясность ума и хорошую физическую форму.
Вначале все было хорошо, как обычно бывает. Мы обсудили взгляды на будущее (детей, финансы, карьеры, хобби) и пришли к выводу, что совпадаем по многим параметрам, разделяем определенные ценности. Я пишу сухо и аналитически, но и романтика, и любовь в отношениях были в немалой степени. Для меня он был самым замечательным. До определенного момента. А потом последовали вещи, в которые было сложно сразу поверить, а потом пришлось разбираться с их последствиями. От неожиданности это забрало столько сил и энергии, что я начала плыть по течению.
Когда все происходило я была приезжей в чужой стране, снимала комнату у хозяйки и получала степень. Я приехала учиться полностью на свои деньги, жила на собственные сбережения и подрабатывала. Будущая специальность и степень обещали стабильный доход в будущем, поэтому я не была в страхе за свое финансовое состояние, понимая, что все обстоятельства временны.
После года знакомства мой будущий муж предложил мне переехать к нему и начать жить вместе. Я согласилась и заблаговременно предупредила хозяйку, что буду съезжать. Она нашла новую постоялицу, которая въехала в маленькую свободную комнату еще до моего полного отъезда. Характер хозяйки был таков, что мои удобства перестали ее интересовать, раз я все равно собиралась съезжать, а комфорт и удобство новой женщины всали на первый план. Мои вещи сдвигались в кучку, снимались с полок, чтобы освободить место для новых и т.д. Я решила закрыть глаза и не ругаться со старым человеком, а просто уйти. Рассказала о том, что происходит будущему мужу и он... передумал съезжаться. Поторопился с решением, а вообще-то он не готов.
У меня много чего в голове на тот момент прокрутилось. Кое-что я высказала вслух. Кое-что оставила при себе и сделала выводы. Попросила только помочь мне найти новое жилье (это была трудная задача на тот момент). Он извинялся, пообещал помочь... и вместо нового жилья пошел к хозяйке комнаты, щедро заплатил за 3 месяца вперед и сказал, что я останусь. Та взяла деньги и дала мне сроку выселиться «до воскресенья». Когда я попыталась обратить ее внимание, что это незаконно, она вызвала полицию, сказав, что я ей угрожаю...
В общем, я провела последующие два года периодически посещая суды, где меня обвиняли во всех грехах, оправдывали за неимением доказательств, старушка подавала апелляции и дело переходило все в высшие и высшие инстанции, пока ее саму суд не признал неправоспособной в результате. На борьбу за собственное имя ушли два года, некоторое количество денег и множество рабочих часов, когда мне приходилось отпрашиваться с работы на суд, выдумывая разные предлоги – я не могла признаться в реальной причине.
Я просила его прийти на первое заседание в качестве свидетеля. Это могло остановить весь процесс в самом начале. Он пообещал и не пришел. Он еще ни разу не был в суде и не хотел, чтобы это менялось. «И вообще, то, что я не пришел, даже лучше».
Конечно, я нашла квартиру. Он все-таки помог. Переехала туда и начала жить заново. Нашла работу вдобавок к учебе. Но параллельно судебные процессы вытягивали соки и мешали сконцентрироваться на том, чтобы строить жизнь. А еще мне было страшно. Просто страшно. Одна, в незнакомой стране, а тут такое.
В процессе, он стал опять «подлизываться», говорить, как он меня любит, какой он был дурак и пр. И решать мои проблемы (которых бы не было, если бы он их не создал). И хоть я понимала, что все эти слова ерунда, но страх, эмоциональная усталость, отсутствие иной поддержки сыграли свою роль, и я совершила самую большую глупость, вернувшись в эти отношения.
Такого масштаба трудностей у меня больше не было. Были более мелкие, но не менее неприятные. В промежутках, когда все было хорошо, то было очень хорошо. Но после затишья наступало эмоциональное раскачивание. Пару раз за год я была в состоянии готовности подать на развод, разуверившись, что это может когда-либо исправиться. Я предлагала мирно разойтись и пойти своими путями. Но он признавал, что его поведение в некоторых ситуациях аморально, и в результате трудного разговора мы приходили к выводу, что будем работать над отношениями, попытаемся их спасти. Когда буквально через неделю после такого разговора я узнала, что он флиртует с женщинами, назначает свидания и говорит, что не женат, для меня наступил «самый окончательный конец». Подготовив все необходимые по местным правилам документы, заранее сняв квартиру, в одну ночь, когда его не было дома, я собрала вещи и ушла.
Было больно от несбывшейся мечты иметь крепкую семью, больно от крушения всех планов, от предательства. От того, что он продолжит жить, как жил, а мне нужно все начинать с нуля. Правда, жалость к себе прошла быстро. За пару дней. Уже через две недели я подписала документы на строительство собственного дома. Да, с огромным кредитом, у черта на куличках, зато свой.
Мне хотелось полностью прервать с ним всяческий контакт, но не получалось. Я понимала, что мне еще официально разводиться, и не хотелось, чтобы он осложнял процесс. Хотя его согласие и не нужно, но препоны с его стороны могут сильно затянуть весь процесс. Поэтому при необходимости сохраняла спокойное вежливое общение.
И хоть я понимаю, что уже проделала большой путь по вытаскиванию себя из ямы, но ему все равно периодически удается меня эмоционально вывести из равновесия до такой степени, что высасывает всю жизненную энергию. После такого, я прихожу домой с работы, падаю в постель и ни на что больше не способна.
Ситуация усложнилась тем, что благодаря «стечению обстоятельств» (долгая история), он полгода назад стал моим начальником на работе. Я хороший специалист, но работаю на полставки в одной организации, параллельно пытаясь развивать свой бизнес. Свое дело только-только начинает приносить первые доходы, но их пока недостаточно, чтобы прожить без постоянного заработка. Поэтому я не могу просто уволиться или перейти на другое место. Если просто уйти с работы, то своих доходов не хватит не только на жизнь, но и на то, чтобы продвигать дальше то, чего я уже добилась. Чтобы перейти на другую, то скорее всего придется забросить свой бизнес, а потом опять начинать с нуля.
Вдобавок, из последнего он сказал, что не хочет развода и «из упрямства» не будет подписывать документы.
Я понимаю, что он из себя представляет. И вроде бы уже пора не реагировать. Но все равно чувствую, что это расшатывает нервы. Сказывается на качестве работы и на репутации. Поэтому прошу совета: как не сойти с ума и не быть раздавленной стрессом? И взгляд со стороны: что еще можно сделать, чтобы выбраться с наименьшими потерями?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Ольга!
Начну с того, что мне несколько раз пришлось «делать подход» к Вашему письму! И после очередного про-чтения, я поймала себя на мысли, что мое поведение похоже на Ваше, которое Вы описываете в отношениях с Вашим мужем и всей ситуации, в которой Вы сейчас оказались. Постоянный возврат, ошибочное предположение, что в следующий раз будет по-другому или человек измениться, похоже, Ваш способ строить отношения с людьми. Вы живете не подтвержденными реальностью фактами, а основываетесь на собственных представлениях как о людях, так и о возможностях развития ситуации, Ваши ожидания, что люди вокруг Вас будут делать так, как Вы или похоже на Вас, в описанном Вами случае как раз натыкаются на реальность, что это не так. Такие немного «идиллические» или даже «идеальные» ожидания от других, на мой взгляд, могут свидетельствовать о том, что в Вашей жизни присутствовал опыт недостаточности одних только собственных усилий по достижению чего-либо, несмотря на то, что Вы акцентируете внимание на том, что в Вашей сегодняшней жизни много зависит только от Вас.
Возможно, что в Вашем детстве или юности Вы не находили достаточной поддержки или одобрения собственным попыткам достичь чего-либо, а возможно, даже имело место обесценивание Ваших достижений, какими бы большими они не были.
Если человек растет с таким отношением к себе родных ему людей, немудрено, что его уверенность в себе будет нуждаться в постоянной поддержке со стороны других людей, потому что для очень большого количества людей формирование себя зависит от мнения «со стороны» других, окружающих их людей, так что Вы не одинока в своем стремлении рассчитывать на поддержку других.
Другое дело, что для Вас, похоже, это стремление вместо дополнительной уверенности в своих силах, приносит дополнительный негатив и разрушенные ожидания, которые не делают Вашу жизнь легче.
Посмотрите на все, что в Вашей жизни уже случилось. Вы самодостаточная, уверенно смотрящая в будущее женщина, которая достойна того, чтобы ей не создавали дополнительные проблемы в жизни!
Переверните страницы Вашей жизни и создайте новый, более вдохновляющий сюжет! Оцените, что именно в сегодняшних отношениях Вас не устраивает больше всего. Проанализируйте, что в Ваших силах сделать, чтобы изменить существующее положение вещей. Подготовьтесь для дальнейшего развития событий, в том числе и морально. Просто не позволяйте другим распоряжаться Вашей жизнью! Ведь начиная от Вашей удивительной хозяйки квартиры и, заканчивая Вашим мужем, все эти люди только тем и занимаются, что принимают решения за Вас, как будто они лучше знают, что Вам нужно на самом деле! Но с другой стороны, их такое поведение явно сигнализирует Вам, что Вы и сама позволяете так поступать с собой!
Личность в положении «Жертва», по Карпману, сама провоцирует окружающих на создание из нее этой самой жертвы. И это совсем не означает, что человек безволен или слаб физически и морально, скорее даже наоборот. Просто его бессознательное обращение к другому за «помощью» позволяет этим другим почувствовать себя кто Агрессором, кто Спасателем, и проявить самые худшие стороны своей личности, за что Вас же потом и будут считать виноватой.
Так что Вы в полном уме и здравой памяти, просто это пока Ваш самый понимаемый способ строить отношения с другими. Как и любой устоявшийся способ, его можно менять, чтобы в дальнейшем не попадать в подобные ситуации.
Я бы порекомендовала Вам работу со специалистом-психологом, но поняла, что Вы сейчас за пределами страны. Однако очные встречи Вы могли бы заменить и встречами по скайпу или в другом формате с помо-щью интернета, что сегодня не менее эффективно.
В любом случае Вам просто необходимо больше доверять себе и своим впечатлениям о людях, Вас окру-жающих. Не пытайтесь строить иллюзий, а делайте выводы на тех фактах, которые Вам доступны. А еще измените отношение к себе, начните ценить и уважать себя, тогда другим не получиться «паразитировать» на Вашей неуверенности и эксплуатировать Вашу эмоциональную зависимость от оценки других.
С уважением, Елена Гладкова