Как перестать страдать от любви и навязчивых фантазий?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Ровно 2 года назад я познакомилась с молодым человеком, который стал для меня чрезвычайно важен. По натуре я влюбчивая девушка и до этого мне нравились какие- то мальчики, но с этим человеком все было совершенно по-другому. Практически с первых минут общения я ощущала чуть ли не родственную душу. Все, что происходило в моей жизни до этого как-то стерлось, забылось, а единственным смыслом существования стал ОН. Мне нравилась его забота обо мне, нежность, что он мне говорил, как на меня смотрел, нравилось ВСЕ. Я даже не задумывалась искренен ли он со мной. Такого вопроса не возникало, потому что я не могла допустить и мысли, что человек, который так душевно ко мне относится может врать или как-то использовать меня. Отношения закрутились очень быстро, вскоре я практически жила в его квартире, изредка ночуя дома. С каждым днем привязываясь все больше и больше, я чувствовала как он начинает потихоньку отдаляться от меня. Вскоре я узнала, что он ездит еще к одной девушке и имеет с ней интимные отношения. Конечно же, первым делом возникло желание устроить скандал, выяснить отношения, но когда я попыталась поговорить с ним на эту тему, я не смогла проронить ни слова. Меня охватил жуткий, панический страх, что после такого выяснения он сразу же бросит меня! Я готова была вытерпеть все, что угодно, лишь бы он остался рядом. Мне казалось, что если он уйдет, я тут же умру и вообще никакой жизни без него быть не может, поэтому я молчала. Только один раз я спросила его, что все это значит, что у него с этой девушкой, на что получила ответ, который, видимо, должен был меня успокоить. Он дал понять, что с ней несерьезно и что "ты мне не безразлична". После этого отношения стали еще холоднее. Дошло до того, что я провожала его, когда он ехал к ней в соседний город, зная при этом куда и зачем он едет. Думаю, он тоже все понимал и прекрасно осознавал, что никуда я не денусь и обязательно дождусь пока он нагуляется. Свое состояние на тот момент могу описать словами: истерика, тревога, тоска, безысходность и огромное разочарование, но не в нем, а в себе! Мне казалось, что это только я виновата в том, что он так себя ведет. Значит недостаточно хороша, не так себя вела, сама все испортила, слишком рано вступила в отношения и т.д. Пока его не было, в моей голове постоянно были сцены как он проводит с время с другой, и это было невыносимо. Весь этот этап его разъездов продолжался месяц. Я стала нервной, измотанной, перестала следить за собой, начала пить пустырник и валерьянку в больших количествах, до отупения. Появлялась иллюзия, что все в порядке и ничего страшного не происходит, я успокаивалась, но ненадолго. Ситуация становилась все невыносимее. Вскоре он начал меня избегать и мы перестали видеться. За все это время у нас не было ни одного скандала, я боялась с ним разговаривать, потому что он обнаружил удивительную способность перевернуть любую ситуацию в свою пользу. Еще больше всего я боялась услышать от него, что не нужна ему больше. Страшнее ничего я и представить себе не могла. Затем он пропал. Просто перестал отвечать на сообщения. Ну и во мне, наконец-то, проснулась гордость, и я не стала больше пытаться связаться с ним. Решила просто вычеркнуть и все. Я думала это будет очень просто. Полтора месяца я не выходила из дома, никого не хотела видеть. Единственная мысль, которая была тогда в голове, это то, что я должна вернуть его обязательно, любой ценой. Что мне очень-очень плохо и я без него умираю, чахну. Со мной пыталась говорить мама (я выросла в неполной семье), но не было никакого желания с ней это обсуждать. Наедине с собой я рыдала, но как мне кажется это больше было связано с уязвленным самолюбием. Как же это так, что меня такую красивую и замечательную променяли незнамо на кого?!! Я постоянно заходила на страницу к нему и к ней, следила когда они были в сети, смотрела их фотографии, плакала и снова смотрела, представляла, чем они сейчас занимаются. Короче говоря, вовсю мучила и изводила себя сама. В общем и целом отношения были яркими, но совсем недолгими, длились около четырех месяцев. Естественно ни о какой любви здесь говорить не приходится. С тех пор прошло два года. За это время много произошло. Я ходила по клубам (благо, возраст как раз начал позволять), много пила, предпочитала связи на одну ночь. Мне казалось, что это хоть как-то заполнит пустоту внутри, но она только разрасталась, мне становилось все хуже и хуже. Потом я пыталась строить отношения, но ничего не получалось, во мне как будто умерла моя прежняя влюбчивость, я не чувствую ровным счетом ничего ни к кому. Зато каждый день я вспоминала ЕГО. Вспоминала и ждала, хотя никаких оснований полагать, что он вернется, у меня не было. Весь негатив прошел, он виделся, да и сейчас видится самым родным и любимым и единственным и т.д. Я не понимаю в чем дело! Общалась с огромным количеством молодых людей, мне не нравится НИКТО. Возможно, потому что я сравнивала всех с образом из своей головы. Просто слепила идеал в своей голове из человека, которого я любила, как мне казалось. Но в любом случае вопрос остается, что же делать мне с этим, как быть? Совсем недавно, буквально пару месяцев назад он снова появился. Написал мне, все так мило доброжелательно. С девушкой той он расстался и видимо решил, что со мной ему будет проще. Тысячу раз извинялся, мы поговорили очень открыто, как никогда. Он сказал, что боялся мне довериться, боялся быть со мной, но в итоге от того, что он выбрал её стало только хуже. Не берусь судить искренне ли это было, но, конечно, очень хочется в это верить. Мы увиделись, погуляли, все было хорошо. Как хорошие друзья пообщались, я была очень этому рада. Даже закралась надежда, что он изменился. Но на следующий день мы встретились в клубе, где он был пьян до неадекватного состояния. Там и произошел настоящий первый наш конфликт. Долго кричали, выясняли, он начал приставать ко мне, у меня началась пьяная истерика, после чего он накричал еще раз и ушел, оставив меня сидеть там. После этого утром я получила снова те же сообщения с извинениями, пропущенные звонки от него. Когда я спросила зачем звонил, сказал что просто хотел меня услышать, а что касается скандала, то виновата я сама. Он ко мне не приставал, я сама напилась и заистерила, а он здесь не причем. После это инцидента мы общались очень мало и ни о чем, больше не виделись. Мне, честно говоря, не совсем понятно такое поведение и чего мне, собственно, ждать дальше. И вся проблема в том, что в последнее время он начал очень часто мне сниться, постоянно возникают в голове фантазии, связанные с ним. Когда я пытаюсь гнать их прочь, ничего не получается либо они снова возвращаются. У меня ощущение, что я помешанная, одержимая. Что я больна, и мне надо лечиться.
Вопрос мой заключается в следующем. Анализируя свое поведение и ощущения и сверяя их со статьями о любовной аддикции, я пришла к выводу, что имею склонность к формированию такой зависимости, так как росла в неполной семье и отношения с матерью всегда были очень напряженными, только в последнее время мы начали нормально общаться. Естественно сама себе диагноз я поставить не могу, могу только предположить. Поведение моего партнера (в соответствии с теми же статьями, конечно) очень похоже на описание аддикта избегания. Действительно, вспоминая все время пока мы были близки, я понимаю, что он НИКОГДА не говорил ни о своих чувствах, ничего определенного о себе, зато меня очень любил расспрашивать, что я люблю, нравится мне то или это и вопросы такого типа. Друзья всегда были важнее всего на свете, море всяких увлечений, и он всегда мог отговориться от встречи со мной очередными неотложными делами. Даже если эти отношения не были созависимыми, то пусть вопрос будет чисто теоретическим: если аддикты могут меняться ролями, т.е. любовный аддикт может проявить себя в качестве аддикта избегания и наоборот, то возможно ли поменять свою модель поведения таким образом, чтобы партнер из аддикта избегания стал любовным аддиктом? И если да, то каким образом?
Автор вопроса: Ксения Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Ксения!
В своем письме Вы подняли сложные вопросы зависимостей и взаимоотношения людей, находящихся в таких зависимостях.
Любая зависимость есть результат нарушения в отношениях значимых людей на раннем этапе развития, т.е. детей и родителей. Для одних недооцененность, предательство родных, например, развод или даже смерть одного из родителей, может выразиться в жгучей потребности любви, признания, оцененности, понимания, пусть даже кажущегося. Для других излишняя опека или контроль от родителей со временем может развиться в формирование избегающих отношений с людьми, которые демонстрируют привязанность и безусловную любовь. Такой способ строить отношения становится доминирующим, иногда даже осознаваемым самим человеком. Однако сил или возможности изменить ситуацию у них нет, или они считают что нет, а когда нет осознания того, что это их способ строить отношения с другими, то и боль от таких отношений становится сильной, необъяснимой, изнуряющей и опустошающей, могущей спровоцировать зависимости другого рода – наркотическую, алкогольную и т.п.
Лично я не встречалась с таким явлением, как смена зависимостей на противоположные: избегание на любовную зависимость в том виде, в котором она описана в классическом варианте. На мой взгляд, все это формы проявления своеобразной любви субъектов, которую они демонстрируют в своих отношениях, которая сложилась из их жизненной истории.
Однако понять причину зависимости конкретно в Вашем случае можно и даже нужно, поэтому рекомендовала бы Вам начать такую работу со специалистами. И эта работа будет продуктивной настолько, насколько Вы сама захотите изменить устоявшиеся и неприемлемые для Вас нормы поведения. Т.е. работа в этом направлении будет результативной ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС. Ваш же партнер, если его устраивают такие способы построения отношений и он не испытывает дискомфорта в них, а принимает как должное, только по Вашему желанию не изменится. И это Вы должны для себя четко понять и принять.
Думаю, что истоки Вашего поведения кроются в отношениях с Вашим отцом, причем в отношениях не только Вас, но и Вашей матери. То, какие были отношения с ним в период начала отношений Ваших родителей, при расставании, а также после расставания и в какой форме они демонстрировались Вам, может подсказать Вам причину и прояснить реализацию Ваших отношений с мужчинами. Немаловажную роль также играет отношения между Вами и матерью в период Вашего становления. В общем, тем для Вашего исследования себя будет много и каждая из них поможет Вам понять себя и выработать новые способы контактирования с окружающими.
В моей практике были случаи, когда встречались люди с потребностью с одной стороны давать, а с другой принимать безусловную любовь, и их союз был гармоничным и счастливым. Но чтобы найти такого партнера, нужно понимание своих желаний и потребностей, понимание своих возможностей для подобных отношений.
Все это также даст Вам понять в себе работа над раскрытием себя.
Любовь не должна умирать в человеке. Нужно понять причины, почему она не хочет поселиться в его душе. Каждый достоин любви и может ее получить, главное верить в себя и свои силы пробудить ее вновь.
Желаю Вам найти в себе силы для новых счастливых отношений! А они у Вас обязательно найдутся! Главное Ваше желание.
Удачи!
С уважением, Елена Гладкова