Друг "спасается" от депрессии оргиями и наркотиками. Как помочь?

Вопрос психологу:
Добрый день. Проблема очень деликатная. Беспокоюсь за моральное и физическое состояние своего друга и бизнес-партнера. Приблизительно раз в месяц его накрывает глубокая депрессия, которая длится несколько дней, а то и неделю. Он никого не хочет видеть и слышать. Может вот так безвылазно просидеть дома у окна, не принимая ни чью помощь. Выходит партнер из депрессии путем "допингов" - марихуаны и даже наркотиков потяжелее. А дальше тратит бешеные деньги на оргии и девочек, развлекаясь одновременно с тремя, пятью, а то и восемью девушками, понятное дело, оплачивая их услуги. Длится это тоже несколько дней. Затем может сорваться с ними куда-то на несколько дней и просадить кучу денег на отдыхе за границей. Причем вынимает эти деньги из нашего совместного бизнеса. Бизнес понятное дело страдает. Я устал объяснять сотрудникам компании почему они получают зарплату с задержкой. Но повлиять на друга и партнера по бизнесу не могу. Он говорит что не может по другому и уже не контролирует эти процессы. Что в противном случае он просто умрет в депрессии. После таких встрясок, он возвращается к прежней работоспособности и ведет вполне адекватный образ жизни. Ему 35 лет, находится в разводе. Есть дочка. Длительных и постоянных отношений после развода с женой за ним не замечал. Живет сам. В коллективе пользуется уважением среди сотрудников. Хотя возможно кто-то и догадывается о его двойной жизни. Пытался записать его на консультацию к специалисту. Наотрез отказался. Я уже задумываюсь о возможном варианте расторжения наших партнерских договоренностей. Просто жалко его, как человека, который фактически социально деградирует на глазах.
Как друг и партнер хочу ему помочь, но не знаю как. Если бы понять природу такого поведения, может быть смогу увидеть и способ ему помочь. Подскажите чем может быть обосновано его поведение? Спасибо.
Если можно большая просьба дать развернутый ответ.
Очень надеюсь на вашу профессиональную помощь, спасибо за потраченное время на мой вопрос. С уважением, Максим.
Автор вопроса: Максим Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте!
Вообще, я удивлён Вашему появлению на бесплатном общедоступном сайте. Тем более, появление обусловлено такой, в-общем, действительно деликатной проблемой.
Вам бы заплатить психологу и проконсультироваться неформально и подробно, описав в деталях нюансы поведения друга. Возможности же есть?
А вопросы следующего порядка:
Как начинается "вход" в это пике? Как он выходит из этого состояния? Хватает же у него сил казаться в коллективе "белым и пушистым"! Значит что-то как-то где-то, но ресурс нарабатывается?
Знаете, некоторым людям нужен такой вот "отрыв", чтобы вновь ощутить и вдохнуть запахи жизни! Именно так они живут, чувствуют себя живыми, набираются сил для скучной "прозы" бытия!
Особо депрессивного здесь ничего нет в чисто клиническом смысле слова.
Состояние депрессии опасно тогда, когда продолжается , по некоторым данным, больше двух недель. У Вашего друга всё-таки нечто иное, да? Ну, сугубо по времени! Ведь не две же недели он балагурит с девочками? А потом, балагурит, пьёт и веселится - это вовсе не смотрение в одну точку, сидение в полумраке и т.д., как это чаще всего бывает у "депрессоров". Всё-таки, сексуальные эскапады и гулянка как-то динамичнее. Это вселяет надежду!
Скорее всего, это именно средство каким-то образом почувствовать жизнь, смысл существования и т.д. Это, между прочим, не менее серьёзно, чем депрессия.
Потому, что я говорю о некоем способе проживать кризисный период. Кризис. Причём, скорее всего, возрастной.
Всегда приходит время, когда нам становятся малы, неудобны, неинтересны старые, привычные рамки бытия. Касается это практически всех сторон жизни: работа и бизнес, увлечения и хобби, семья, любовники и любовницы и т.д.
Человек вдруг очень хочет что-то поменять. А лучше - ВСЁ! И себя самого тоже! Он вспоминает о том, что не "догулял" в молодости или о том, как лихо гулял в молодости. Он вспоминает, что вокруг много того, что нужно и хотелось бы ощутить и попробовать, но сложившаяся "схема" жизни мешает и надо её менять, ломать, рушить. Ну, Вы понимаете...
Много можно об этом говорить)))). Кризисные "зоны" - любимая тема психологов.
Я скажу лишь то, что иногда это проживается неосознанно: человек сам не очень может объяснить, что с ним происходит. Это может выглядеть, как защита, "уход", реакция и т.д. и объясняется усталостью, желанием переключиться.
На самом деле, всё это имеет место быть. Другое дело, бывает так, что поведение человека чревато плохими последствиями, как для него, так и для его мира (бизнеса, работы, социума и т.д.)
Ваш случай как раз об этом.
Что делать?
Во-первых, всё-таки, надо бы понять, что именно лежит в основе такого поведения! В чём причины? Надо докопаться до самой сути. Ответы : "Мне плохо", "Всё фигня", "Всё надоело" и другие, - не подойдут. Надо докапываться, что именно не так, что именно плохо, что конкретно хочется изменить!
-"Мне скучно всё, чем я занимаюсь".
- "А что именно ты имеешь ввиду? Что именно и как именно ты хотел бы изменить? Какие ты конкретно видишь способы изменить положение?"
Во-вторых, надо понять, как человек вообще живёт! Вот развод, что-то там ещё и т.д. А ведь этот человек как-то обустраивает быт, как-то завтракает, ужинает, смотрит телевизор... Как именно он живёт?
Может быть, он не отдыхает? Может быть, он не умеет выстраивать режим дня? Не высыпается?
Как и откуда он черпает положительные эмоции? Есть ли они у него? Помимо "девок" и пьянок, а?
И тут-то очень сложно бывает заставить человека понять, что каждый день, час, минута его жизни - УНИКАЛЬНЫ, неповторимы! И никто их ему не вернёт НИКОГДА!
Это уже экзистенциальные категории.
Я думаю, что у Вашего друга появилось неосознанное ощущение остановки в развитии. Надо помочь ему в создании бизнес-плана своего собственного развития.
А для этого надо разговаривать с ним. Не лекции читать и мозг выносить, а именно РАЗГОВАРИВАТЬ. Надо уметь задавать вопросы о будущем: что, как, когда.
Обычно, этим занимается психолог. Но)))), этим же могут заниматься родные и близкие. Если только поймут разницу между диалогом и монологом. Монолог должен "читать" он, а не Вы!
Цель - расширить горизонты человека, определить "зону развития", перспективу.
Задачи - научить другим формам выхода из усталости, снятия тревожности, поиска ресурса, нежели оргии; развивать психологический иммунитет, выдержку, волю; эмоционально поддержать в человеке уверенность в собственных силах, в выбранном виде деятельности - он МОЖЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ И СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ и т.д.
35 лет - самый ТОТ возраст. Критический. Человеку нужно дать ориентир, подсказать, куда направить силы, как развиваться дальше!
Удачи. А . Журавлёв.