Психологический аспект нарушения репродуктивного здоровья женщины.
Проблема репродуктивного здоровья женщин, стала актуальной в последние десятилетия. Ведь социальные процессы, которые затрагивают все сферы жизни человека, в первую очередь отражаются на его психологическом благополучии. Внешние факторы «наслаиваются» на внутренние конфликты женщин, которые в свою очередь сформированы в родительской семье, а также в процессе социализации в яслях, детском саду, в школе.
С одной стороны - социальная модель сильной и успешной женщины, которая может удовлетворить все свои потребности, достигнуть поставленных целей через решение запланированных задач. С другой - женщина, как хранительница домашнего очага, мать. В результате возникает противоречие потребностей.
В зависимости от типа личности и выученных адаптивных реакций на травмирующую ситуацию, в кризисный период может проявиться декомпенсация, как расстройство, в том числе и в репродуктивной сфере.
Что же тревожит, беспокоит женщину? Какие страхи не дают ей уравновесить свои потребности?
· Страх того, что материнство может угрожать индивидуальной целостности.
· Страх потерять внешнюю привлекательность, здоровье и даже жизнь.
· Страх потери привычного социального окружения, интересного и развивающего общения.
· Страх остаться без средств существования из-за потери работы и без возможности дать полноценное питание и развитие ребёнку, включая образование.
· Страх не справиться с ролью «хорошей» матери.
Женщина находится в состоянии фрустрации, а это отражается на её гормональном статусе, отношениях в семье, на самооценке.
В полной мере проявляется взаимосвязь психической с физиологической, а также поведенческой составляющих репродуктивной сферы.
Есть женщины, которым врачи ставят диагноз «бесплодие», а дети есть, и не один. Например, одна моя знакомая (родилась недоношенной и всё детство провела в санаториях), после обследования у гинеколога, сообщила подругам о том, что детей у неё никогда не будет. Через год родила сына, через 5 лет дочку, а к 37 годам ещё одну дочку. Другая женщина, весьма благополучная в материальном, семейном плане, без каких-либо диагнозов, безуспешно пыталась стать мамой. Нет объективной причины, и человек не знает куда идти со своей болью. Начинались многолетние поездки по знахаркам, монастырям, святым местам. В советское время часто такие искания заменяли психологическую помощь.
И только, когда женщина, уже отчаялась стать мамой, смирилась, изменила доминирующую мысль о материнстве на получение удовольствия от жизни в том статусе, который её «якобы» не устраивал, как произошло зачатие в 40-летнем возрасте.
Ещё одна женщина, вела в юности весьма вольный образ жизни, в 28 лет вышла замуж по любви, а ребёнка родить не могла. Ходила по платным клиникам, тратила большие деньги. Она винила себя за ошибки молодости, не могла простить себя за то, что были искусственные выкидыши.
Беседа с опытным специалистом помогла ей принять уже прошедшее, как опыт, простить себя и жить настоящим, а это соответственно привело к зачатию.
Во всех случаях « чудесного» исцеления бесплодия, происходила переоценка ценностей, умение по-новому относиться к событиям прошлого, к недостаткам других людей, к не идеальности мира и человека в нём.
На фоне этого становления личности, готовой к материнству, выделяется тот, факт, что люди с низким социальным положением или в силу культурно-социальных особенностей среды, ни о чём не беспокоясь, рожают одного ребёнка за другим. Это только лишний раз доказывает, что чем больше мы думаем о проблеме, тем более она будет блокировать наше желание.
Таким образом, получается, что преодоление шаблонного поведения, нереалистичных установок из детства, становится как бы инициацией женщины в матери. Её взросление и способность быть готовой к преодолению трудностей ради другой, вынашиваемой ею жизни.
Помощником на пути к материнству, становится психолог. Приходит понимание того, что не ситуация владеет человеком, а человек через своё отношение к ней меняет ход событий.
Думается мне, что на пути к материнству, преодолевая трудности зачатия, женщина обретает не только малыша, но и аутентичность. Ведь аутентичный человек даёт себе право на ошибки, заблуждения, несовершенство, он открыт для нового, для узнавания и принятия себя, а значит и других.
И в конце хочется привести цитату Риммы Павловны Ефимкиной, которая мне очень понравилась:
«Зрелый человек отличается от незрелого тем, что незрелый знает, что будет делать в случае выигрыша, а зрелый – что он будет делать в случае проигрыша».
Психологический аспект нарушения репродуктивного здоровья женщины.
Список литературы:
1. Мак-Вильямс Н. М 67 Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 49).
2. «Лиз Бурбо - Твое тело говорит «Люби себя!»»: «София», ИД «Гелиос»; Москва; 2002
3. Ефимкина Р.П. Как дела? Еще не родила!» Возможности психотерапии в исцелении бесплодия, М. Независимая фирма «Класс», 2016
4. Научно - практический журнал “Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы”
Оцените статью:
Другие статьи автора, которые могут быть вам интересны:
Данная форма предназначена только для комментирования текущих публикаций. Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать здесь.