У зависти черное лицо.

У зависти черное лицо.

Философский словарь дает однозначное определение зависти как порока.

Психологический – более мягкое: чувство досады и горечи, вызванное благополучием, успехом другого, и даже делит зависть на соревновательную и ту самую «белую», в которой каждый из нас без труда признавался себе хотя бы раз в жизни.

До порока такие виды зависти не дотягивают, так как не побуждают завистника лишать объекта зависти «несправедливых» (на его взгляд) благ, а только признают преимущество и ведут к попыткам обрести это благо социально одобряемыми способами. Ну… до поры до времени.

До той поры, пока это вожделенное, крайне значимое, благо не появляется у кого-то рядом, у соседа, родственника, у незаметного коллеги, у того, кого хорошо знаешь, и уверен, что он его ну уж точно не заслужил. В отличие от …

В эту секунду и рождается страсть, зависть становится пороком. Соревновательные правила порваны и выброшены, в ход вступают меч и стрелы. Завистник сбрасывает белую маску, и извергает водопад злобы и негодования.

Страдания от чужого благополучия доставляют такую боль, что ее невозможно терпеть, необходимо любыми способами блокировать, облегчить себе жизнь. И первое, что нужно для этого сделать – обесценить желаемое, но не принадлежащее ему, благо. Здесь все способы «хороши»: и уверения, что приобретено благо незаконно, что успех пришел обманным путем, и что благо-то вовсе и не благо.

На какое-то время это может помочь справится со страстью, но на то она и страсть, что требует постоянного удовлетворения. В этот костер всегда нужно подбрасывать дровишки.

Обесценивание перестает работать, и завистник переходит на следующий уровень – стремится разрушить, уничтожить или отнять счастье другого, физически или одним только направленным сильным желанием. В этот момент завистник слеп, он становится марионеткой в цепких лапах своей страсти. Завязывается битва.

Что же противник? Терпеливо сносит все нападки или вступает в бой для защиты своего блага? Невинный пострадавший или … лукавый провокатор?

Действительно, одних мы готовы растерзать за выигрыш кофеварки в лотерею, а другим «прощаем» любые приобретения, удачный брак, невероятный карьерный взлет, славу, богатство. Мы считаем их достойными этого блага! Не успокаиваем себя снисходительным признанием заслуженности приобретения, а физически ощущаем исходящее от них спокойное принятие блага, будто именно для этого человека созданного и существующего, и с легкостью и без ущерба для себя признаем его хозяином. Хозяину не нужно доказывать свое право на благо, не нужно за него бороться, нужно просто подойти и взять. Здесь нет противоречия, и искра завистливой страсти тут не возгорится.

А когда же полыхнет?

Вспоминайте, как чье-то навязчивое чванливое хвастовство кололо в сердце и вызывало досаду, ведь и не нужно, казалось бы, нам этого «добра», а вот на тебе – от чего-то обидно и горько на душе, а в сознании рождается полная недоумения мысль: «я что - завидую?». Да! И обладатель блага здесь не кто иной, как провокатор, и его средство манипуляции – хвастовство. Им он призывает окружающих подтвердить, признать факт законного обладания им блага, доказать самому себе, что он – хозяин, что он … достоин.

Как и любое слишком демонстративное, навязываемое, поведение, хвастовство здесь призвано вывести на поверхность чувство, которое его вызвало – чувство собственной незначимости. «Я чувствую, что не достоин этого, но я вам докажу, что это не так - смотрите».

Позиции и завистника, и провокатора свойственны многим. Каждый из нас в определенный момент может выступить в роли то одного, то другого. Причина тому, конечно, в детстве.

К сожалению - мы часто считали себя недостойными свершений, соглашались с обесцениванием своих успехов (внешности, трудов, мыслей), называя это скромностью, отдавали свои победы другим, считая их более достойными. А другие принимали и хвастались, потому что чувствовали, что это неправильно, но, конечно же, не признавали этого, а мы продолжали им завидовать и считать себя недостойными.

К сожалению - в свое время нас настойчиво приучали жить чужой жизнью: сравнением, принижением успехов, невниманием к чувствам, насмешками над высказанными откровениями, преувеличением чужих достижений. Мы просто не научились жить своей.

К сожалению - мы привыкли заслуживать любовь значимых близких: хорошей оценкой, послушным поведением, принятием родительской позиции. От этого появился страх - страх несостоятельности из-за неудачи, неприятие себя, и чувство вины за несоответствие. Но с чувством вины долго жить не получается, это агрессия против себя – виновник либо начинает «бить» себя алкоголем, наркотиками, асоциальным образом жизни, потенциально опасными для жизни профессией или хобби, либо выставляет щит и отражает агрессию на другого. На того, кто смог и добился, у кого получилось, кто - соответствует. В этом зависть беспощадна, как ненависть – эмоции слишком сильны, слишком разрушительны.

Битва, вызванная страстью зависти - это битва несчастных, не принятых, нелюбимых детей, не успевших еще осознать, что для каждого из них приготовлен свой ларец с благами, которые существуют только для него.

Поэтому у зависти всегда черное лицо. Черное – ничто, знак отсутствия, не-существования. Когда мы завидуем, или, наоборот, пытаемся вызвать зависть, нас не существует, мы выброшены с пути своей жизни, наш ларец остается закрытым, а наше благо нетронутым, нам просто некогда найти дарованное.

К счастью - все можно исправить, и если не полностью, то хотя бы научится управлять. Сделать зависть полезной, заставить работать на себя. Почему мы завидуем чему-то определенному? Например, волосам, а не фигуре, успеху коллеги у противоположного пола, а не его высокой зарплате. Зависть освещает то, над чем нужно работать, наше слабое место.

Важно признаться себе в этом чувстве, и следующим шагом попытаться не обесценить предмет зависти, а придать значимость уже имеющимся благам, достоинствам, достижениям. Минус проще переделать в плюс, чем наоборот.

Взглянуть по-новому на свою жизнь. Если никак не удается получить то, что другому дается легко, это не повод ему завидовать, а повод задать себе вопрос, а в том ли направлении я двигаюсь. Неудача – указатель на нашем пути, повод повернуть в другую сторону. Во всем искать и находить промысел в движении к своему ларцу. Когда мы идем по своему пути, все происходит легко, само собой.

Ставить разумные цели, хвалить себя за их достижение, ставить новые и расти вместе с ними. Радоваться малейшим успехам и смеяться над неудачами.

Сравнивать себя не с другими, а с самим собой: сейчас я здесь и я вот такой – интересно, каким я буду завтра и где окажусь? Подобное восприятие своей жизни – жизни как путешествия, жизни как приключения дает ощущение свободы, принятия себя, развязывает узлы ложных убеждений и зависимостей, тормозящих движение вперед.

Сосредоточить внимание на поиске того, что делает вас счастливым. Культивировать в себе чувство радости от выполнения того, что нравится, что дарит счастье. В этом процессе мы раскрываемся как личность, нам больше нет нужды никому ничего доказывать. Как и некогда смотреть на других. У нас есть – дело, для которого мы родились и которое существует только для нас.

Пламя завистливой страсти погаснет в момент обретения своего предназначения, своего блага, и ни у кого не возникнет мысли оспорить ваше законное право на его обладание.

Оцените статью:

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.98; Отзывов: 31
Психолог Токорьян Валерия Викторовна
Автор статей

Автор: Токорьян Валерия Викторовна

Город: Москва

Квалификация: Психолог

Ответов психолога на сайте: 130

Добавить комментарий

Данная форма предназначена только для комментирования текущих публикаций. Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать здесь.