Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест).
Данный тест предложен Дж. Буком в 1948 году и предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик.
Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.
Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.
Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест):
Инструкция.
Возьмите белый лист бумаги, карандаш и ластик. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Затем нарисуйте как можно лучше дерево и человека.
Ключ (расшифровка).
Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.
Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Необходимо заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.
Детали существенные |
Их отсутствие в рисунке испытуемого, который, по предварительной информации, сейчас или в недавнем прошлом, характеризовался средним или высоким интеллектом, часто указывает на интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение. |
Избыток деталей |
«Неизбежность телесности» (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность сориентировать всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные, странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности. |
Лишнее дублирование деталей |
субъект скорее всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. |
Организация деталей |
Если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе).
|
Стирание или перерисовка |
Если перерисовка более удачна, то это хороший знак. Стирание с последующим ухудшением рисунка указывает на: а) наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта. б) наличие злокачественного органического фактора. в) наличие обоих вариантов. Стирание без попыток перерисовки и исправления может означать внутреннюю тревогу, конфликт субъекта с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует. Можно также предположить депрессивное состояние с возможными сопровождениями снижающего работоспособность фактора. |
Линия основы (земли) |
Незащищенность. Представляет собой необходимую точку опоры для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии зависит иногда от придаваемого ей субъектом качества, например: «Мальчик катается на тонком льду». Основу часто рисуют под домом, деревом, реже под человеком. Специально нарисованные, «вымышленные» контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно. |
Контур земли очень жирный, толстый |
Чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности. |
Контур земли, опускающийся от центра рисунка в стороны и вниз |
Чувство изоляции и незащищенности, зависимость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и комментариев). |
Контур земли, опускающийся направо вниз |
Ожидание неясного и опасного будущего, тревожность (ее интенсивность зависит от крутизны наклона). |
Контур земли, поднимающийся направо вверх |
Присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы. |
Идентификация с собой |
Интерпретация зависит от степени субъективности и может варьировать от предпочтительного суждения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе и озабоченность собой, склонности все соотносить с собой. |
Контур кривой, изогнутый |
Обычно хороший признак, но может означать отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности. |
Контур неясно очерченный в отдельных деталях |
Нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или символической значимости. |
Жирный контур в целом |
Генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием и страхом проигрыша. |
Если контур от «дома» к «человеку» становиться все тоньше |
Генерализированная тревога или депрессия. |
Контур жирный только по бокам |
Субъект стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением. |
Контур толстый в отдельных деталях |
Фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги. |
Контур толстый во всех рисунках |
Можно подозревать органическое заболевание. |
Контур толстый в одном из рисунков |
Генерализированное напряжение. |
Контуры обрывистые и не соединяющиеся |
Предчувствие надвигающейся катастрофы. |
Контуры очень прямые |
Ригидность. |
Рисунки мелочные, щепетильные |
Обсессивно-компульсивные тенденции. |
Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, |
Тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохранить целостность личности. Можно предположить наличие сильной экспонозивности. |
Рисунок выходит за левый край листа |
Фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями Склонность к компульсивному поведению. |
Выход в правый край листа |
Желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми, переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль. |
Выход за верхний край листа |
Ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые и нескрываемые). |
Помещение рисунка в верхней части листа |
Склонность к фиксации на мышлении и фантазиях, как на источнике наслаждения (которые таким образом могут быть получены или не получены). |
Поворачивание листа |
Агрессивные и негативные тенденции. Патоформные, если поворачивание повторяется, персеверация, если лист поворачивается все время в одну сторону. |
Перспектива |
По тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об его установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительностью, с другими людьми, о его способе оперировать этими отношениями. |
Перспектива, профиль в обратном направлении обычному |
Указывает на обнаружение у себя субъектом противоречивых импульсов и сознательное стремление подавить их или сублимировать. |
Перспектива, рисунки абсолютно в профиль |
(Дом, повернутый боком к зрителю, дверей, человека, изображенного только с одной рукой или ногой). Нежелание прямо, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я». Стремление обращаться по собственному стилю. |
Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (в анфас) |
Если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием акции на глубинное чувство незащищенности. |
Перспектива, рисунок изображен вдали |
Желание отрешиться, уйти от конвениционального общения. Чувство изоляции, отверженности, забытости. |
Помещение рисунка над центом листа |
Чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность того, что: — Субъект чувствует безнадежность своей борьбы и относительную недоступность цели; — Субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); — Субъект склонен держаться в стороне. |
Помещение рисунка в центре листа |
Незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность в заботливом контроле ради сохранения психического равновесия. |
Помещение рисунка в левом верхнем углу листа |
Субъект склонен избегать новых переживаний, явно тревожен, регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии. |
Помещение рисунка на правой стороне листа |
Субъект склонен искать наслаждение в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Возможен излишек мужской идентификации. |
Пропорция |
Реалистичность и соотношение деталей в рисунке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентуют их изображениями актуально и символически. |
Пропорции, интеллектуальные аспекты (ее решение показывает стиль мышления или планирования) |
В основном в связи с непредвиденными, конкретными особенностями объектов. |
Пропорция, использование минимума деталей |
Возможно, что субъект ориентируется в пространственно-ориентационных отношениях, но использование минимума деталей имеет тенденцию: — держаться стороны, сторониться, отрешаться; — неуважение нормальных конвенциальных ценностей. Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться: — умственно неполноценным; — страдать от значительного интеллектуального ослабления (обратимого или необратимого). |
Постоянно пониженная психомоторика |
Подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии. |
Ровно повышенная психомоторика |
Чрезмерное волнение наряду с ослаблением торможения. |
Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисунка |
Негативистическая реакция субъекта. |
Дополнение общего плана |
Необузданная тревога, страх перед потерей контроля. |
Дополнение специфическое |
Фиксация на дополнительном объекте (отражает актуально или символически). Часто сопровождается тревогой. |
Рисование неуверенное |
(возникающее из-за неумения представить себе весь рисунок в целом) отсутствие, потеря чувства равновесия. Свойственно органикам и в состоянии сильной тревоги. |
Солнце |
Символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери. |
Прозрачность |
Игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структуры личности органическими или патоэмоциональными факторами. Эта степень (патологичность) может быть изменена: а) числом прозрачностей; б) их величиной (например, прозрачность рукавов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность стен дома). В случае умственной отсталости субъекта — прозрачность менее важна, чем при интеллекте среднем или выше среднего. |
Погода |
Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде. |
Ограничение рисунка в целом |
Чувство несоответствия или неадекватности. |
Перспектива, рисунок изображен вдали |
Желание уйти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция ограничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. |
ДОМ
Ванна |
выполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций. |
Спальня |
это место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них. |
Труба |
фалический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях. |
Отсутствие трубы |
субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола. |
Труба почти невидима (спрятана) |
нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. |
Труба, ее акцентированность |
сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле. |
Труба слишком большая |
чрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции. |
Видно отверстие трубы |
нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция. |
Труба нарисована косо по отношению к крыше |
норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых. |
Труба прозрачная или без глубины |
отрицание фаллос, что может означать импотенцию. |
Труба видна через прозрачную крышу |
плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны. |
Множество труб |
стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом. |
Цвет, то есть раскрашенные детали |
исследователь должен постараться узнать причину этого. |
Цвет, конвенционально, обычное его использование |
зеленый для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, изображая ночь или ее приближение, выражение чувств субъекта, что: а) Среда ему враждебна; б) Его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. |
Количество используемых цветов |
хорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 не более 5 цветов. |
Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, |
в лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения. |
Детали, их искажение |
обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых). |
Детали необходимые, существенные |
не меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным. |
Детали не необходимые |
субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по своему вкусу. |
Лишние детали |
горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания. |
Столовая (гостиная) |
функция этой комнаты утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций. |
Двери, их отсутствие |
субъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). |
Двери, одни или несколько, задние или боковые |
отступление, отрешенность, избегание. |
Двери, одна или несколько, парадные |
первый признак откровенности, достижимости. |
Дверь, нарисованная последней по очереди деталью |
антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности. |
Дверь открытая |
если дом жилой, то ситльная потребность в тепле из вне и стремление демонстрировать доступность (откровенность). |
Двери боковые, одна или несколько |
отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность. |
Двери очень большие |
чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. |
Двери очень маленькие |
нежелание впускать в свое «я». Чувство несоответствия, неадекватности, нерешительности в социальных ситуациях. |
Двери с огромным замком |
враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. |
Двери с большими шарнирами |
тоже . |
Карниз крыши |
(ее акцентирование ярким контуром или продлением за стену) усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка. |
Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно |
выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильная враждебная тенденция. |
Контур задней стены толще (ярче) по сравнению с другими деталями |
субъект стремиться сохранить (не потерять) контакт с реальностью. |
Камин, непосредственно его акцентировка (виден сквозь стены) |
фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (гениталии). |
Камин, косвенная акцентация |
конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или какой-нибудь эмоционально связанной с ним ситуацией. |
План дома (проекция сверху) вместо самого дома |
серьезный конфликт. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паронояльных идей. Если план неудачный — возможна органика |
Цветы ( тюльпаны или похожие на ромашки) |
обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети |
Опора фундамента (колонны) необычно высоки |
подозревается органика. |
Печь, косвенная акцентация |
приятное или открытая враждебность по отношению к ситуации дома. |
Водопроводные трубы (усиленные защитные установки) |
обычно повышенная мнительность. |
Дом грозный, старый, развалившийся |
иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе. |
Дом вдали |
чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности. |
Дом вблизи |
изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности людей, в любви. |
Жилая комната |
социальное общение. |
Движение |
скорее всего патологический, по меньшей мере патоморфный симптом. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери контроля ЭГО. |
Разные пристройки |
агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уротального или\и анального интереса. |
Помещение рисунка внизу листа |
генерализованное чувство неуверенности, н не безопасности. Часто сопряжено с временным значением: а) правая сторона — будущее, левая — прошлое; б) Связанным с предназначением так помещенной комнаты или с ее жильцом (постоянным); в) указывающим на специфику переживаний: левая сторона — в эмоциональные, правая — в интеллектуальные |
Помещение в верхней части листа |
редко встречается в рисунке дома. Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности. |
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) |
чувство отверженности, отстраненности, не признанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими. |
Перспектива «под субъектом (взгляд с птичьего полета) |
отрицание, непризнание нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Субъект чувствует себя поднявшимся над домашними делами, но часто это сопровождается депрессиями. |
Перспектива (признаки потери перспективы) |
субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изобразить глубину. Страх перед будущим (если искажение — справа, или желание забыть прошлое, если слева). |
Перспектива тройная (трехмерная) |
субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стороны (стены), из которых даже 2-х нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь ввиду (узнать) все свои связи, даже незначительные, все черты. |
Профиль абсолютный |
можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям). |
Водосточные трубы |
усиленная защита, возможен уротальный эротизм или оральная преокупация. |
Крыша |
сфера фантазии. |
Крыша и труба, сорванные ветром |
символически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы. |
Крыша, жирный контур, не свойственный рисунку |
фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой. |
Вместо дома только крыша и забор |
патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную диструкцию ЭГО. |
Крыша, тонкий контур края |
чрезмерный контроль над фантазией. |
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом |
плохая личностная организация. |
Крыша слишком большая |
поиск наслаждения в фантазии. |
Крыша, покрывающая подобие стены |
предположение, что субъект живет больше в мире фантазии. |
Комната |
ассоциации могут возникнуть в связи с:
|
Комнаты, не поместившиеся на листе |
нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами. |
Комната |
субъект выбирает верхнюю спальную комнату. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции, тенденция более значима. |
Ближайшая комната |
мнительность. |
Кусты |
иногда символизируют людей. Если тесно окружают дом — может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами. |
Кусты хаотично разбросаны или по обе стороны дорожки |
указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее. |
Ставни закрыты |
субъект не в состоянии субтильно приспособиться в интерперсональных ситуациях. |
Дым валит то влево, то вправо |
патологический дефект оценки окружающего. |
Дым валит влево |
пессимистический взгляд в будущее. |
Дым очень густой |
значительное напряжение (интенсивность по густоте дыма). |
Дым тоненькой струйкой |
уротальный эротизм. Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. |
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) |
отражают конфликтную ситуацию, нарушающую правильную оценку реальности. Неприступность субъекта (хотя он может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику. |
Прозрачный стеклянный ящик |
символизирует переживания выставления себя при всех на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом. |
Деревья |
часто символизирует различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность в зависимости или\и доминировании родителей. |
Вентиляционная труба над крышей |
фаллическая преокупация. Отмечается значимая корреляция между признаком и энурезом и\или уротальный эротизм. |
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована |
показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль. |
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома |
попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием. |
Стена и крыша вместе |
границы ЭГО. Силу ЭГО показывает стиль изображения. |
Стена, отсутствие ее основы |
слабый контакт с реальностью. |
Стены не соединены |
подозреваемая органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами. |
Стены, двумерная перспектива, узкие дальние стены |
— нормально для детей. — по отношению ко взрослым — возможны слабоумие и регрессия, а также органика. |
Широкие дальние стены |
— нормально для детей. — Для взрослых возможна шизофрения (особенно если центральная стена — глухая без окон, без дверей). |
Стена с акцентированным горизонтальным измерением |
плохая ориентация во времени (доминирование прошлого над будущим). |
Стена и крыша — их границы |
границы личности. Их характер показывает силу и пластичность этих границ. |
Стена — контурные линии слишком акцентированы |
сознательное стремление сохранять контроль |
Стена — одномерная перспектива — изображена всего одна стена — если это боковая стена |
имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя: — нормально для маленьких детей. — у взрослых — выражена сильная потребность сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях. |
Прозрачные стены |
компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых внутренних деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувством неадекватность в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта — серьезный дефект к критическим соображениям и оценке реальности. |
Стена с акцентированным вертикальным измерением |
субъект получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно. |
Окно |
способы контактировать, признак доступности, открытости. |
Отсутствие окон |
враждебность, отчужденность. |
Окна — нет на нижнем этаже, но имеются на верхнем |
пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях |
Окна с занавесками |
отчужденность, резервная доступность. |
Если занавески или ставни не закрыты |
имеет место сознательно контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой. |
Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации |
озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности — фиксация |
Окна: первый этаж нарисован в конце |
отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности. |
Окна: закрыты(занавешены) |
Озабоченность взаимодействием со средой. |
Окна: сильно открытые |
субъект ведет себя несколько развязано и прямолинейно. |
Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок |
отсутствие стремления скрывать свои чувства. |
Окна распахнутые, |
— если в доме кто-нибудь живет — большая доступность или желание ее. — если в доме никто не живет — слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня. |
Окно(а), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль |
можно ожидать фиксацию на женских половых органах. |
Окна без стекол |
враждебность, отчужденность, оральный или анальный эротизм. |
Окно, положение, трудности согласования стен и этажей |
можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют место при неплохой общей композиции. |
Окна, искажение пропорций |
излишняя озабоченность женскими органами, если изображение окна значимо. |
Окна с замками |
враждебность, замкнутость. |
ДЕРЕВО
Животное, выглядывающее из дупла в дереве |
наличие в личности патоморфной, не подчиняющейся контролю части, имеющей разрушительные тенденции, навязчивое чувство вины. |
Яблоня |
обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети. |
Кора (извилистые вертикальные линии) |
возможность шизоидных черт. |
Кора (легко нарисована) |
равновесие во взаимоотношениях. |
Кора (изображена мелочно, щепетильно) |
компульсивность и сильная и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой. |
Ветви |
степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражает взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды. |
Ветви, абсолютная асимметрия |
отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия. |
Ветви, обломанные, наклоненные или неживые |
значимая для субъекта физическая или духовная травма. |
Ветви неживые |
субъект не чувствует удовлетворения от развлечений. |
Ветви изображены штрихованием или закрашиванием (если они нарисованы легко и быстро) |
тактичное, но скорее всего поверхностное взаимодействие со средой. |
Ветви, двумерное изображение с «незакрытыми» кончиками |
субъект мало приспособлен управлять своими впечатлениями. |
Ветви: молодой росток из скудного ствола |
отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил. |
Ветви, обращенные влево |
отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение. |
Ветви, обращенные вправо |
отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их в умственных усилиях. |
Ветви похожи на шипы (колючки) |
мазохистские тенденции. |
Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или на палки |
сильно выраженная враждебность. |
Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листвы |
означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отношений. |
Структура веток |
степень удовлетворения действительностью. Сферы контакта субъекта со средой. |
Структура веток: узкая и длинная |
боязнь в поисках удовлетворения в среде. |
Цвет: конвенциональное его употребление |
зеленый для веток, листьев, коричневый для ствола. |
Цвет: комбинация черного и зеленого |
шизоаффектный тип реакции. |
Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней |
патоморфная оторванность от реальности (исключение — детские рисунки). Подозревается у взрослых органика — при интеллекте среднем или выше среднего) |
Контур земли в форме горы |
так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке. |
Если дерево небольшое |
сильная потребность в доминировании и эксгибиционизме. |
Листья (двумерные, частично большие для веток) |
обсессивно-компульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособляемостью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность. |
Перспектива «под субъектом» |
позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности, отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево. |
Перспектива: частично с горки |
переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно недостижимой цели. |
Корни мертвые |
отсутствие или потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоморфные изъяны в восприятии действительности и в потребностях. Обессивные чувства, связанные с ранним опытом. |
Корни, уходящие в землю, ярко выражены |
сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность. |
Корни тонкие, слабый контакт с землей |
слабый контакт с реальностью. |
Повреждение дерева |
технический или физический опыт, травматичный для субъекта. |
Тень |
фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные условия, неудовлетворительные отношения для субъекта в прошлом, которые отражаются в настоящем. |
Солнце: туча между ним и деревом |
отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом. |
Солнце большое |
острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом. |
Солнце за деревом |
иногда субъект может интерпретировать дерево как какого-то человека из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица. |
Солнце, его положение |
отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом. |
Солнце, его лучи падают на дерево |
потребность доминировать или чувство другого. |
Солнце заходящее |
чувство депрессии. |
Солнце: дерево, уклоняющееся от него |
склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности. |
Дерево как неосознаваемый портрет |
не осознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциация с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от своей среды. |
Дерево: одно или группа |
— «одно» чувство изоляции (или потребность в общении), — «группа» может иметь дополнительные значения к переживанию доминирования других. |
Дерево мертвое |
редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживаний физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины. |
Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней, бури |
субъект считает среду виновной в его трудностях (экстрапунктивность). |
Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей, ствола |
чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлимости. |
Дерево изображено фасадом -(если оно символизирует человека) |
взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица. |
Дерево, изображенное как два одномерных дерева |
серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта. |
Дерево, после его гибели прошло некоторое время |
относительная длительность плохого приспособления или беспомощности. |
Дерево (замочная скважина) |
сильная враждебность, частичная ригидность. |
Дерево большое, не помещающееся на листе |
субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении. |
Дерево, наклоненное влево |
отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени — привязанность к прошлому. Страх перед будущим |
Дерево, наклоненное вправо |
отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта. |
Дерево, предъявленное только как карандаш или кусочек мела |
ригидность, конкретность мышления. |
Дерево, его размеры |
понимание человеком своего положения или представления желаемого положения. |
Дерево маленькое |
чувство неполноценности, неадекватности. Желание уйти от себя, отрешиться. |
Дерево, его твердость |
несоответствие комментариев рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемое лицо. Патоформная невнимательность. |
Ствол |
понимание субъектом своих возможностей. |
Ствол сломанный |
(верхушка касается земли) выражает чувство субъекта, что он был полностью внутренними или внешними неконтролируемыми силами. |
Ствол мертвый |
чувство травмирующей потери ЭГО-контроля. |
Ствол, тонкий контур |
чувство неадекватности, нерешительности ЭГО. |
Ствол большой с маленькой листвой |
неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности. |
Ствол узкий у основания |
сильное стремление (борьба), не соответствующие силам субъекта. |
Ствол одномерный с одномерными ветвями (нет системы) |
возможна сильно выраженная органика, переживания импотенции. |
Ствол необычно большой |
чувство стеснения средой с тенденциями агрессивности. |
Ствол с акцентированным периферическим контуром |
сознательное стремление сохранить контроль. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждению. |
Ствол мелкий |
базовое чувство неадекватности и нелепости. |
Ветер дует в сторону субъекта от дерева |
нарциссические тенденции. |
ЧЕЛОВЕК
Человек. Точка зрения субъекта на свою собственную персону. Идеальный образ субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям.
Руки |
базовое стремление к борьбе, орудия управления и измерения среды. |
Широкие руки (размах) |
интенсивное стремление к действию. |
Руки шире у ладони или у плеча |
недостаточный контроль действительности, импульсивность. |
Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно или поперек спины, вытянутые в стороны |
субъект ловит себя иногда на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля. |
Руки скрещены на груди |
враждебно-мнительная установка. |
Руки за спиной |
нежелание уступать, идти на компромисс, склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений. |
Руки длинные, мускулистые |
субъект нуждается в физической силе, Ловкости, храбрости (компенсация). |
Руки слишком длинные |
чрезмерно амбициозные стремления. |
Руки расслабленные и гибкие |
хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. |
Руки напряженные и прижатые к телу |
неповоротливость, ригидность. |
Руки тонкие |
переживание слабости и тщетности усилий. |
Руки очень короткие |
отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. |
Руки, похожие на крылья |
иногда встречаются в рисунках шизоидов. |
Борода |
заместитель фаллоса, признак потребности демонстрировать мужественность. |
Ремень, пояс, часто штрихованный |
сильный конфликт между выражением сексуальных и др. влечений и их контролем. |
Груди очень подчеркнутые |
психосексуальные отношения и фиксации, незрелость, зависимость от матери. |
Бедра очень подчеркнуты |
психосексуальные отношения и фиксации, незрелость, склонность к гомосексуализму (у мужчин). |
Соски |
регрессия или фиксация на оральном уровне зависимости. |
Подбородок слишком подчеркнут |
потребность доминировать. |
Деформация какой-нибудь части |
отражает подобные или истинные деформации у субъекта или приспособительные реакции на них. |
Детали существенные |
голова, туловище, две руки, две ноги (исключение — профиль), два глаза, два уха, нос, рот. |
Уши подчеркнуты, при этом лицо не закончено |
возможны слуховые галлюцинации. Иногда встречаются у хорошо приспособленных умственно отсталых и у маленьких нормальных детей. |
Уши слишком подчеркнуты |
возможны слуховые галлюцинации, встречаются у особенно чувствительных к критике. |
Уши маленькие |
стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. |
Глаза закрыты под полями шляпы |
сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. |
Глаза изображены как пустые глазницы |
значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность. |
Глаза не прорисованы |
возможны зрительные галлюцинации. |
Черты лица |
рецепторы внешних стимулов, сенсорный контакт с действительностью |
Лицо подчеркнуто |
сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. |
Черты лица изображены |
стремление игнорировать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можно больше отсрочить идентификацию личности. |
Ступни |
признак неподвижности в межперсональных отношениях. |
Ступни непропорционально длинные |
потребность в безопасности, в демонстрации мужественности. |
Ступни непропорционально мелкие |
субтильное, рафинированное восприятие реальности. |
Ступни слишком детализированы |
обессивные черты с ярко выраженным женским компонентом. |
Ступни обращены в разные стороны |
сильно амбивалентные чувства. |
Пальцы прорисованы в последнюю очередь |
то же, что руки. |
Пальцы крупные, похожи на гвозди (шипы) |
враждебность. |
Пальцы одномерные, обведены петлей |
сознательные усилия против агрессивных чувств. |
Волосы |
сильно заштрихованы : тревога, связанная с мышлением или воображением. |
Волосы заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову как клещи |
субъектом управляют враждебные чувства. |
Руки, нарисованы в последнюю очередь |
значимая нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой. |
Руки заштрихованы |
чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками. |
Руки в карманах |
отвиливание, импульсивное действие мастурбации. |
Руки слишком крупные |
склонность к приспособлению в социальных отношениях. |
Голова |
сфера интеллекта, воображения. |
Голова большая |
подчеркивание значения мышления, воображения как источника наслаждения. |
Голова маленькая |
обессивность, компульсивность. |
Ноги, их отсутствие |
патологическое переживание скованности. |
Ноги широко расставлены |
откровенное пренебрежение. |
Ноги слишком короткие |
чувство неловкости, неуверенности.. |
Ноги чуть сдвинуты |
ригидность, напряженность, возможно плохая сексуальная адаптация. |
Рот подчеркнут |
психосексуальные отношения, фиксации. |
Рот слишком велик |
оральный эротизм. |
Мышцы акцентированы (мало прикрыты одеждой) |
телесный нарциссизм, стремление стать шизоидным, углубленным в себя. |
Усы |
символ заменителя фаллоса. |
Шея длинная и тонкая |
шизоидные черты. |
Шея пропущена |
субъект находится под властью своих впечатлений. |
Шея изображена не в порядке очереди |
конфликт между контролем и выражением эмоций. |
Лицо неприятное субъекту из его окружения |
Фобии. |
Человек из палочек |
психопатия, общение с людьми в тягость. |
Человек в плавном, легком шаге |
хорошая приспособляемость. |
Человек-профиль |
отрешенность, замкнутость. |
Плечи угловатые |
осторожность, защита. |
Плечи мелкие |
ощущение малоценности, жестокости. |
Зубы, выдающиеся вперед |
агрессия (в речевом плане). |
Галстук подчеркнут |
озабоченность фаллосом с переживанием импотенции. |
Туловище |
место нахождения базовых потребностей и влечений. |
Туловище длинное и узкое |
шизоидные черты. |
Туловище слишком крупное |
наличие большого числа неудовлетворенных, остро сознаваемых субъектом потребностей. |
Туловище ненормально мелкое |
отрицание телесных влечений, чувство унижения, малоценности. |
Линия талии |
выражение координации между влечениями к власти (вверх) и сексуальными влечениями (вниз). |
Маска |
осторожность, скрытность, возможность деперсонализации и отчужденности. |
Прозрачные брюки (видны ноги) |
боязливая тревога из-за гомосексуализма. |
Трубка во рту |
сложный, вычурный оральный эротизм. |
Карман |
аффективная депривация, зависимость от матери. |
Несколько карманов |
мужская фигура у пациента мужчины, пассивная гомосексуальная тенденция. |
Развевающиеся брюки |
озабоченность мастурбацией. |
Униформа солдата (ковбоя) у пациента мужчины |
потребность в более высоком статусе в сравнении с имеющимся |
Оружие |
агрессивность. |
Тучи |
тревога, опасения, депрессия. |
Фигура человека на ветру |
потребность в любви, привязанности. |
Обрывчатые линии |
тревога, незащищенность. |
Несоединенные линии, перемещение частей тела |
склонность к психозу. |
ДЕТАЛИ ЧЕЛОВЕКА
Щиколотки, запястья мелкие |
женственность. |
Ступни и ладони отсутствуют |
шизоидность. |
Рисунок начат со ступней |
депрессия. |
Ступни не изображены |
замкнутость, робость. |
Ступни мелкие (пациент мужчина) |
женственность, не защищенность. |
Пальцы пропущены или очень длинные |
чувство вины (из-за мастурбации). |
Большие пальцы |
Грубость, черствость, инфантильность |
Пальцы как листочки |
Незрелость |
Пальцы заштрихованы |
Чувство вины |
Пальцы — стрелы |
Открытая агрессия |
Пальцы без ладони |
Грубость, черствость |
Пальцев больше пяти |
Агрессивность |
Пальцев меньше пяти |
Зависимость, бессилие |
Пальцы сжаты в кулаки |
Бунтарство, протест |
Кулаки прижаты к телу |
Вытесненный протест |
Руки женщины в области таза |
У мужчин восприятие как сексуально враждебные |
Руки в области гениталий |
аутоэротизм |
Руки за спиной или в карманах |
Увиливание, чувство вины |
Руки не ясно очерчены |
Нехватка самоуверенности в деятельности |
ЛИЦО
Брови редкие, короткие |
Презрение |
Крупный подбородок |
Компенсация ощущаемой слабости |
Глаза-точки |
Идеи бреда, паранойя |
Глаза выпучены |
Грубость, черствость |
Глаза закрыты |
Шизоидность |
Глаза маленькие |
Погруженность в себя |
Большие глаза с длинными ресницами |
Гомосексуализм |
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
Выражение подобострастное |
Незащищенность |
Детские черты |
Инфантильное социальное поведение |
Лицо похоже на маску |
Осторожность, скрытность |
Примитивные, очень мелкие черты |
Шизофренические тенденции |
Рот клоуна |
Вынужденная приветливость |
Рот впалый |
Пассивная зависимость |
Рот приоткрыт |
Презрительная установка |
Нос длинный |
Импотенция, желание мужественности |
Зубы изображены |
Скрытая агрессия |
ТИП ФИГУРЫ
Клоун, карикатура |
Свойственно подросткам с переживанием неполноценности |
Противоположный пол |
Сексуально-ролевой конфликт |
Кукла |
Уступчивость, переживание доминирования - |
Робот вместо мужчины |
Деперсонализация |
Фигура Бабы-Яги |
Открытая враждебность к женщинам |
ВОЛОСЫ
Лысеющий мужчина |
Переживание недостатка мужественности |
Область волос значима |
Укрепление мужественности |
Волосы подчеркнуты |
Инфантильные сексуальные импульсы |
Женская фигура с волосами |
Регрессия |
Бакенбарды |
Шизоидность |
Волосы взлохмачены |
Сексуальная аморальность |
ГОЛОВА
Нечеткая голова |
Застенчивость, робость |
Голова изображена последней |
Межперсональный конфликт |
Голова увеличена |
Озабоченность своими интеллектуальными способностями |
Голова неправильной формы |
Органика |
КОНЕЧНОСТИ
Деформация руки или ноги на левой стороне (мужчина) |
Социально-ролевой конфликт |
Руки короткие |
Отвергание фигуры матери |
Сужающиеся руки или ноги |
Женственность |
Руки длинные и могучие |
Потребность в автономии |
Руки длинные и слабые |
Зависимость, потребность в опеке |
Руки повернуты в стороны |
Зависимость, желание любви |
Руки вытянуты по бокам |
Трудности в социальных контактах |
Руки тонкие |
Ощущение недостаточности достигнутого |
Суставы акцентированы |
Шизоидность или шизофрения |
Ноги длинные |
Потребность в автономии |
ФОРМА ЛИНИИ
Тело угловатое |
Агрессия, критичность, мужественность |
Штрихи округлые |
Зависимость, женственность |
Прямые линии |
Агрессивность |
Прямые штрихи |
Упрямство, настойчивость |
КАЧЕСТВО КОНТУРА
Комбинация уверенных, ярких и легких контуров |
Грубость, черствость |
Контур неясный, неяркий |
Боязливость, робость |
Линии слабеющие |
Истерические тенденции |
Линии неодинаковой яркости |
Напряжение |
Яркий толстый контур |
Агрессия и страх |
Горизонтальные штрихи |
Подчеркивание воображения |
Зубчатые неровные линии |
Дерзость |
Разрыв контура |
Сфера конфликтов |
Длинные штрихи |
Контролируемое поведение |
Ритмичная штриховка |
Чувствительность |
Вертикальные штрихи |
Упрямство, настойчивость |
МНОГОПЛАНОВЫЕ КРИТЕРИИ
Акцентированные груди, пуговицы, руки без пальцев, подчеркнута вертикальная ось фигуры |
незащищенность. |
Руки в карманах, ярко заштрихованная большая фигура |
асоциальная личность. |
Акцентированные груди, бедра, женские черты, мелочное изображение деталей одежды, высокие каблуки |
гомосексуальные наклонности. |
ШЕЯ
Адамово яблоко |
Укрепление мужественности |
Чрезмерно крупная шея |
Осознание телесных импульсов |
Шея жирафа |
Шизофреничность |
Узкая шея |
Депрессия |
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
Способность нарисовать узнаваемую фигуру мужчины |
5 лет |
Руки связаны с туловищем больше, чем голова |
6 лет |
Ряд пуговиц |
от 6 до 7 лет |
Пупок |
от 4 до 5 лет |
Плечи |
8 лет |
Двумерные руки и ноги |
8 лет |
ОБНАЖЕННОСТЬ
Идеализированные голые фигуры |
Вуаеризм |
Голая фигура с гениталиями |
Протест против сексуальных норм |
РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ
Вверху |
Оптимизм |
Внизу |
Депрессия |
Посередине |
Агрессия |
По левой половине |
Ориентация на себя |
По правой половине |
Ориентация на окружение |
Рисунок ниже середины |
Конкретность |
В центре |
Эмоциональность |
Ступни на нижнем краю листа |
Потребность в стабильности |
Фигура парящая |
Незащищенность |
Крупная фигура, подвинутая влево |
Агрессивный психопат |
В верхнем левом углу |
Регрессия |
ПОЗА
Фигура отвернувшегося мужчины |
Стремление быть женщиной |
Фигура без равновесия |
Возможно начало шизофрении |
Фигура в профиль |
Увертки, увиливание |
Голова в профиль |
Тревога |
Штриховка от себя |
Агрессия |
ТУЛОВИЩЕ
Яркий контур тела |
Экспозивная личность |
Окаменевшая фигура |
Скованность |
НАЖИМ (ДАВЛЕНИЕ) КАРАНДАША
Очень сильный нажим |
Психопат |
Слабая линия |
Озабоченность, невротизм |
Уверенные, твердые линии |
Амбиции, рвение |
Нажим варьирует |
Адаптивность |
УПРОЩЕНИЕ
Абстрактная фигура |
Неуверенность в себе |
Недостаточная детализация |
Депрессия, нехватка энергии |
ВЕЛИЧИНА
Рисунок во весь рост |
Компенсаторное превознесение себя |
Крупный рисунок |
Асоциальная личность |
Маленькие фигуры |
Тревога, скованное ЭГО |
СИММЕТРИЯ
Нарушение симметрии |
Неполноценность |
Особая симметрия |
Депрессия |
Большая диспропорция |
Шизофрения |
Выраженная симметрия |
Параноидальная шизофрения |
Другие детали.
Извинения из-за рисунка |
Недостаточная уверенность |
Название рисунка |
Мелочность |
Разрыв на контуре бедер |
Сексуальный конфликт |
Пупок |
Зависимость |
Показаны внутренние органы |
Мания, шизофрения |
Плечи покатые |
Унынье, отчаянье |
Слишком большие плечи |
Чувство мужской неполноценности |
Заштрихованные ботинки |
Незащищенность |
Подчеркнутая линия талии |
Сексуальные конфликты |
Нож, ружье, копье |
Делинквентное поведение |
Акцентирование ремня |
Сексуальный конфликт |
Пряжка на ремне |
Зависимость |
Пуговицы |
Зависимость, неполноценность |
Пуговицы на манжетах |
Навязчивый элемент |
Сигарета |
Концентрация на сексуальной сфере |
Сигарета в губах |
Сложный, оральный эротизм |
Слишком много одежды |
Эгоцентричность |
Неподходящая одежда |
Недовольство социальным статусом |
Прозрачная одежда |
Вуаеризм |
Серьги |
Эксгибиционизм, концентрация на сексуальной сфере |
Платок в кармане костюма |
Сексуальная неполноценность |
Прозрачная шляпа |
Примитивное сексуальное поведение |
Высокие каблуки у мужчины (пациент мужчина) |
Гомоэротические тенденции |
Симптомокомплексы агрессивности в тесте
Симптомо |
Симптом |
Балл |
|
Враждебность |
|
1. |
Отсутствие окон |
0,2 |
2. |
Дверь- замочная скважина |
0,1 |
3. |
Очень большое дерево |
0,1 |
4. |
Дерево с краю листа |
0,1 |
5. |
Обратный профиль дерева, человека |
0,1 |
6. |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0,1 |
7. |
Глаза - пустые глазницы |
0,2 |
8. |
Длинные острые пальцы |
0,2 |
9. |
Оскал, видны зубы |
0,1 |
10. |
Агрессивная позиция человека |
0,1,2 |
11. |
Задняя стена дома изображена с другой стороны; необычно |
0,1 |
12. |
Двери с огромным замком |
0,2 |
13. |
Окна без стекол |
0,1 |
14. |
Отсутствие окон на первом этаже дома |
0,1 |
15. |
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову |
0,1,2 |
16. |
Руки скрещены на груди |
0,2 |
17. |
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) |
0,1,2 |
18. |
Карикатурное изображение. |
0,1,2 |
19. |
Зубчатые неровные линии |
0,1,2 |
20. |
Фигура Бабы-Яги (к женщинам) |
0,1 |
21. |
Крона - клубок |
0,1,2 |
22. |
Другие возможные признаки |
0,1,2 |
|
|
|
|
Конфликтностъ |
|
1. |
Ограничения пространства |
0,1,2 |
2. |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0,1,2 |
3. |
Перерисовывание объекта |
0,2 |
4. |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0,2 |
5. |
Дерево, как два дерева |
0,2 |
6. |
Явное несоответствие качества одного из рисунков |
0,2 |
7. |
Противоречивость рисунка и высказывания |
0,1 |
8. |
Подчеркнутая талия |
0,1 |
9. |
Отсутствие трубы на крыше |
0,1 |
10. |
Другие возможные признаки |
0,1 |
|
|
|
|
Агрессивность |
|
1. |
Разные постройки |
0,1,2 |
2. |
Ноздри слишком подчеркнуты |
0,1 |
3. |
Зубы четко нарисованы |
0,1,2 |
4. |
Руки сильные |
0,1,2 |
5. |
Рука как боксерская перчатка |
0,2 |
6. |
Пальцы отделены |
0,1,2 |
7. |
Большие пальцы |
0,2 |
8. |
Пальцев больше пяти. |
0,2 |
9. |
Пальцы длинные |
0,2 |
10. |
Оружие |
0,1,2 |
11. |
Мало гнутых линий, много острых углов. |
0,1,2 |
12. |
Линии с нажимом |
0,1,2 |
13. |
Штриховка от себя |
0,1,2 |
14. |
Закрытая густая листва |
0,1,2 |
15. |
Штриховка ствола |
0,1 |
16. |
Другие возможные признаки |
0,1 |
|
|
|
|
Негативизм |
|
1. |
Разные постройки |
0,1,2 |
2. |
Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе |
0,1 |
3. |
Уши маленькие |
0,1 |
4. |
Уши слишком подчеркнуты |
0,1,2 |
5. |
Пальцы сжаты в кулак |
0,1,2 |
6. |
Кулаки прижаты к телу |
0,2 |
7. |
Кулаки далеко от тела |
0,1,2 |
8. |
Ноги непропорционально длинные |
0,2 |
9. |
Ноги широко расставлены |
0,1 |
Интерпретация.
а). Собственно дом:
- Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом может выражать отношение к самому себе.
- Дом вдали - чувство отверженности.
- Дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.
- План дома (проекция сверху) - серьезный конфликт.
- Разные постройки - агрессия. направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
- Ставни на окнах закрыты - субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.
- Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
б). Стены:
- Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
- Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремиться сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
- Стена при отсутствии ее основы - слабый контакт с реальностью.
- Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
- Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени, доминирование прошлого или будущего. Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.
- Боковой контур стены слишком тонок и неадекватен - предчувствие катастрофы.
- Контуры стены слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.
- Стена изображена в одномерной перспективе (только одна сторона дома) - Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
- Прозрачные стены - неосознанное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
- Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждений прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
в). Двери:
- Отсутствие дверей - субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
- Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность.
- Двери открыты - верный признак откровенности, достижимости. Ели дом жилой - сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность.
- Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
- Двери очень маленькие - нежелание выпускать свое "Я". Чувство несооветствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
- Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
г). Окна:
- Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь - отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности.
- Окна сильно открытые, распахнутые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.
- Окна полностью закрыты занавесками - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
- Окна без стекол - враждебность, отчуждение.
- Окна отсутствуют на нижнем этаже но имеются на верхних этажах - "пропасть" между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
д). Крыша:
- Крыша, сорванная ветром или разрушенная дымовая труба - символически выражают чувстсва субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли.
- Крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку - фиксация на фантазиях, как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
- Необычно тонкий контур края крыши - переживание ослабления контроля фантазий.
- Необычно толстый контур края крыши - чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями.
- Крыша плохо сочетается с нижним этажом - плохая личностная ориентация.
- Карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
- Дым из трубы очень густой - значительное внутренне напряжение.
- Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
- Отсутствие дымовой трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
- Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
- Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
- Водосточные трубы - усиленная защита и, обычно, мнительность.ДополненияПрозрачный, "стеклянный" ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
2. Человек.
а). Голова:
- Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
- Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.
- Нечеткая прорисовка головы - застенчивость, робость.
- Голова прорисовывается в последнюю очередь - межперсональный конфликт.
- Большая голова у фигуры противоположенного пола - мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет.
б).Шея:
- Подчеркнутая шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.
- Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
- Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.
- Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
в). Плечи:
- Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью.
- Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.
- Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.
- Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
- Плечи широкие - сильные телесные импульсы.
г). Туловище:
- Туловище угловатое или квадратное - мужуственность.
- Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей.
- Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.
д). Лицо:
- Лицо акцентировано - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
- Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.
- Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
- Уши акцентированы - возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.
- Уши слишком маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
- Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
- Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.
- Глаза выпучены - грубость, черствость.
- Глаза маленькие - погруженность в себя.
- Подведенные глаза - грубость, черствость.
- Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
- Полные губы на лице мужчины - женственность.
- Рот клоуна - вынужденная приветливость, неискренность.
- Рот впалый - пассивная значимость.
- Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.
- Акцентированные ноздри - примитивная агрессия.
- Зубы четко прорисованы - агрессивность.
- Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
- Подобострастное выражение лица - незащищенность.
- Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.
- Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.
- Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).
- Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.
- Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.
е). Конечности:
- Большой размах рук - интенсивное стремление к действию.
- Руки шире у ладоней или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.
- Руки, изображенные не слитно с туловищем - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из под контроля.
- Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.
- Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций.
- Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации.
- Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.
- Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
- Руки напряжены и прижаты к телу - неповоротливость, ригидность.
- Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
- Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
- Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.
- Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт.
- Руки изображены близко к телу - напряжение.
- Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость.
- Сужающиеся руки и ноги - женственность.
- Руки длинные - желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо.
- Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.
- Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо - зависимость, желание любви, привязанности.
- Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
- Руки сильные - агрессивность, энергичность.
- Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.
- Рука, как боксерская перчатка - вытесненная агрессия.
- Руки за спиной или в карманах - чувтсво вины или неуверенности в себе.
- Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
- Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.
- Руки отсутствуют у женской фигуры - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
- Пальцы отделены (отрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.
- Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия.
- Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.
- Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.
- Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.
- Пальцы длинные - скрытая агрессия.
- Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.
- Пальцы прижаты к телу - вытесненный протест.
- Кулаки далеко от тела - открытый протест.
- Пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы - враждебность.
- Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли - сознательные усилия против агрессивных чувств.
- Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней.
- Ноги слишком короткие - чувство физической и психологической неловкости.
- Рисунок начат о ступней и ног - боязливость.
- Ступни не изображены - замкнутость.
- Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
- Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.
- Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.
- Ноги акцентированы - грубость, черствость.
- Ступни непропорционально длинные - потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужество.
- Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.
д). Лицо:
- Лицо акцентировано - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
- Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.
- Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
- Уши акцентированы - возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.
- Уши слишком маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
- Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
- Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.
- Глаза выпучены - грубость, черствость.
- Глаза маленькие - погруженность в себя.
- Подведенные глаза - грубость, черствость.
- Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
- Полные губы на лице мужчины - женственность.
- Рот клоуна - вынужденная приветливость, неискренность.
- Рот впалый - пассивная значимость.
- Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.
- Акцентированные ноздри - примитивная агрессия.
- Зубы четко прорисованы - агрессивность.
- Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
- Подобострастное выражение лица - незащищенность.
- Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.
- Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.
- Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).
- Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.
- Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.
ж). Поза:
- Голова изображена так, что виден затылок - стремление к замкнутости.
- Голова в профиль, тело в анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
- Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрения.
- Человек изображен бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.
- Человеческая фигура имеет видимые нарушения пропорция между правой и левой сторонами - отсутствие личного равновесия.
- Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей.
- Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.
- Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.
- Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
- Профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) - особо сильная фрустация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
- Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.
- Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.
- Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
- Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.
- Фигура бабы-яги - открытая враждебность к женщинам.
- Клоун или карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Интерпретация рисунков:
3. Дерево.
а). Форма листвы:
- Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.
- Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтва покинутости и разочарования.
- Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.
- Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.
- Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему.
- Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое восприятие окружающего.
- Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет.
- Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
- Пальма - стремление к перемене мест.
- Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений.
б).Ствол:
- Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
- Ствол нарисован тонкими линиями а крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.
- Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
- Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
- Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.
- Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
- Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.
- Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.
в). Прочее:
- Нарисовано два дерева - таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека.
- Много деревьев в одном рисунке - детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции.
- Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
- Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
Раздел: тесты по психологии с ответами.
Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест).
Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное.
Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
Психология выбора аватара. Тест "о чем расскажет ава - узнай о человеке по аватаре".
Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы.
Данная форма предназначена только для комментирования текущих публикаций. Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать здесь.
Кроме того Дом вдали - чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности.
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) - чувство отверженности, отстраненности, не признанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими.
Дом очень маленький (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – домашняя обстановка не соответствуют требованиям человека.
Плюс ко всему большое дерево и взгляд снизу говорят о конфликтности.
В целом маленький дом на дереве можно интерпретировать как желание спрятаться, убежать, защититься.
Но нужно смотреть на другие детали.
И смотрите, что означают всевозможные постройки - агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.