Дочери 15 лет и она очень агрессивна.

Вопрос психологу:
Дочери 15 лет. Это начало так ярко проявляться около полугода назад, ни с того ни с сего. Дочь стала агрессивно относиться ко всем в семье (кроме матери). Ни с бабушкой, ни с отчимом не общается, а как они пытаются начать поговорить с ней, она с неохотой отвечает или невнятно говорит под нос, а если её не поймут, начинает громче говорить показывая своё недовольство. Так случилось, что ей приходится делить комнату с бабушкой, часто жалуется на неё. Бабушка под старость лет стала не следить за собой, но с кем не бывает. Отыгрывается на младшем брате и кошке. Постоянно обзывает, подшучивает над братом, мучает кошку и кричит на неё.
Также она стала слушать агрессивную музыку, в которой сплошные крики. Говорит, что хочет пойти служить по контракту в горячую точку, просит, чтобы записали её на стрельбу. При этом учится она нормально, ведёт себя скромно и тихо на людях, что они даже представить не могут как чудовищно она ведёт себя дома. У неё есть 2 подруги, но по её рассказам мне, они ей тоже не очень то нравятся. Ненавидит всех одноклассников и считает их глупее неё. Пару месяцев она пришла домой вся в синяках, на мои вопросы отвечала, что мне так кажется. Тогда я решила зайти в её компьютер и ужаснулась, там было видео, где она с подругой избивали друг друга по лицу. По очереди, одна стояла, а другая как можно сильнее пыталась её ударить. Сейчас на каникулах она целыми днями сидит дома, то за компьютером, то за книжками, никуда не выходит и очень сильно паникует и просит не отправлять её в магазин, потому что не может говорить с продавцами. Она вроде бы умная девочка, всё понимает, все морали, правила поведения, часто с ней говорим о том как это плохо (в простой беседе, не в отчитывании её за поступки), а ведёт себя иногда как будто не знает и иногда говорит противоречиво и пессимистически смотрит на мир). Рассказывает она мне всё в дружеской беседе, и даже о том, как ходила на пляж или заброшенное здание с подругой, рассказывает что-то из книжек или фильмов или какую-нибудь ситуацию, о которой прочитала в интернете. Рассказывает на каких сайтах сидит и что делает в интернете. Но мне кажется чего-то она не договаривает, скрывает так же как откуда у неё были те синяки.
Автор вопроса: аня Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Анна! Вас беспокоит поведение дочери и отношения в семье из-за того, что появилась агрессия и другие непривычные реакции девочки на казалось бы "обычные" разговоры и обращения. В её возрасте, когда она зависит от взрослых, но уже формирует собственные планы, взгляды на мир и своё место в этом мире, понимая, что очень скоро она станет взрослой, самостоятельной, дети проходят этот период по разному. Чтобы понять причины, необходимо общаться с дочкой. Поэтому я могу только предполагать, опираясь на информацию из письма. Так же почитайте "Основные этапы жизни человека и их цели и задачи" Источник: http://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/zachem-zhit/225-osnovnye-etapy-zhizni-cheloveka-i-ikh-tseli-i-zadachi Вы пишите: "...около полугода назад, ни с того ни с сего......стала агрессивно относиться ко всем в семье (кроме матери)." Маме и помогать дочке понять себя и определиться с будущим. Главное сохранить доверие. Насколько я поняла, девочка не хочет жить так, как заведено в Вашей семье, нет принятия ценностей и взглядов родителей. Через отрицание родного дома происходит поиск своего собственного взгляда на жизнь. Постепенно произойдет смягчение её отношения к Вашему укладу, а с возрастом и понимание.
"Ни с бабушкой, ни с отчимом не общается, а как они пытаются начать поговорить с ней, она с неохотой отвечает или невнятно говорит под нос, а если её не поймут, начинает громче говорить показывая своё недовольство."
Объясните бабушке и отчиму, что девочку распрашивать не надо, что она сама расскажет то, что посчитает нужным. Ей сейчас сложно разобраться со своими мыслямии, чувствами, а тут ещё распросы, поэтому откликнуться она может только на понимание и поддержку. Попробуйте в начале беседы отражать её чувства. Если видите, что она недовольна чем-то, то говорите, о том, что понимаете, как ей тяжело сейчас и Вы очень хотите ей помочь. Не можете сами что-то посоветовать, поищите вместе с ней ответы на те вопросы, которые у неё вызывают наибольшее беспокойство.
"..ей приходится делить комнату с бабушкой, часто жалуется на неё."
Постарайтесь изменить ситуацию, ширму поставте хотя бы, у девочки должно быть личное пространство. Найдите компромисс, тогда она поверит, что о ней действительно заботятся, раз прислушались к её желаниям. А то получается, что бабушка неаккуратна, так с кем не бывает, а живёт с ней в комнате дочка, а не Вы. Потому она и отыгрывается на тех, кто не может ответить ей тем же, на слабых. По другому решать свои проблемы научите Вы, психолог. Своей агрессией она пытается сказать:"Мне нужна помощь, я не знаю, как мне дальше жить, но жить так, как моя семья, я не желаю". "...стала слушать агрессивную музыку, в которой сплошные крики. Говорит, что хочет пойти служить по контракту в горячую точку, просит, чтобы записали её на стрельбу."
Тут надо разобраться, почему ей этого хочется? Возможно она не видит перспектив для осуществления своих желаний с помощью семьи. Какие занятия ей нравились ранее, до такого протестного поведения? Что получалось лучше всего? Обсудите с дочкой, как она видит своё обучение в дальнейшем. Нужны не просто расспросы, которые только контролируют ее, но и конкретные действия на её запросы, беседы о целях, о том, как ей осуществить свои мечты. То есть привести к реалистичному и конкретному решению задач будущего. "..учится она нормально, ведёт себя скромно и тихо на людях..... чудовищно она ведёт себя дома." Значит, послание о неблагополучии для Вас, а не для других, значит, ей нужна Ваша поддержка и начните с её личного пространства. "..2 подруги, но по её рассказам мне, они ей тоже не очень то нравятся. Ненавидит всех одноклассников и считает их глупее неё." Искажено представление о дружбе. Если человек не нравится, то как он может быть другом? Можете дочери объяснить и привести примеры настоящей дружбы из Вашей жизни, из книг, фильмов. В чём проявляется её ненависть? В том раздрае, который сейчас в её голове, способ себя сохранить, это всё и всех отрицать. Одно она знает точно, что хочет чем-то проявить свою индивидуальность, свою непохожесть, исключительность, а как это сделать не имея денег и опоры, не знает. Отсюда истязания, попытка "проверить себя на прочность". "...я решила зайти в её компьютер и ужаснулась" Если бы дочка захотела сделать видео недоступным для чужих глаз, то Вы этого не увидели бы. Это Вам "послание"о помощи. Просить наверно не позволяет гордость или она знает, что никто не поможет.
"...на каникулах... сидит дома, то за компьютером, то за книжками, никуда не выходит и очень сильно паникует и просит не отправлять её в магазин, потому что не может говорить с продавцами." А что Вы можете ей предложить, кроме магазина, для выхода на улицу? Возможно ей не хочется лишних расспросов продавцов, что нормально.
"..вроде бы умная девочка, всё понимает, все морали, правила поведения..... ведёт себя иногда как будто не знает и иногда говорит противоречиво и пессимистически смотрит на мир".
Так бывает, когда реальность противоречит тому, чему учат. Девочке нужны цели, задачи, способы их достижения. Поддержка и возможность выбора будущей профессии.
Замечательно, что дочка имеет возможность выговариться, довериться маме, но этого недостаточно. Необходимы реальные шаги в поддержке планов на будущее, а для этого посоветуйте пройти тесты по профориентации, сделайте акцент на особенностях её личности. Раз нет специалиста, то пробуйте сами.
"мне кажется чего-то она не договаривает, скрывает так же как откуда у неё были те синяки."
Она имеет право на тайну. И потом, раз не говорит, значит понимает, что Вы не сможете ей в этом помочь. Вы ведь можете решить вопрос с бабушкой не за счёт её личного пространства? Найдите компромисс и тогда, почувствовав реальную поддержку девочка сможет опереться и довериться.
Мудрости и терпения Вам Анна!
Удачи!