Как избавиться от привычки раздирать кожу?

Вопрос психологу:
Я постоянно чешу голову. До крови. Никакой проблемы с кожей нет (типа грибка и т.п, проверялась). Начинаю расчесывать, когда прокрастинирую, или о чем-то задумалась и не знаю, как решить проблему, в тупике. Либо когда думаю или говорю о том, что меня беспокоит. Например, сейчас пишу это, и рука сама к голове тянется. Пробовала занимать чем-то другим руки, но антистрессовая игрушка или тренажер для рук, или бумага не всегда под рукой. А я даже не замечаю как начинаю чесать. Когда началось - не помню. Может из-за стресса в школе, может после депрессии (два важных мне человека умерли и предал друг, плюс кардинальная сменя обстановки). Но длится уже больше 4х лет. Когда всё хорошо в жизни, то чешу намного меньше, даже иногда заживать успевает. Но сейчас проблемы в учебе, отношения на расстоянии, новый коллектив, всё новое, стресса много, а язвы иметь не хочется. Пить успокоительные год назад закончила (пила из-за депрессии, о которой писала ранее), и не хочу заново пить, потому что только недавно наконец научилась сама справляться с некоторыми стрессовыми ситуациями (например, раньше стоило услышать крик сразу в слезы, сейчас почти всегда воспринимаю спокойно, а иногда ещё и ответить достойно удается). Да и с успокоительными тоже чесала. Как избавиться от этой привычки?
Автор вопроса: Настя Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Хомякова Светлана Ивановна.
Здравствуйте, Настя. Я Вас очень понимаю, т.к. будучи подростком, до крови обгрызала ногти на руках, сама того не замечая. Тогда я справилась с вредной привычкой частично благодаря собственной силе воли, частично с помощью значимых для меня людей. Даже если предположить аллергию, в т.ч. на какие-то средства по уходу за волосами, Ваша проблема сугубо психоэмоциональная. Вредные привычки, связанные с причинением вреда себе, пусть незаметного для окружающих, говорят о подавляемом чувстве вины, аутоагрессии, отсутствии любви к себе, самокопании, самобичевании. И происходит это, как правило, когда Вы можете быть даже на людях, но внутренние мысли и переживания в этот момент находятся совершенно в другой плоскости. Настя, Вы большая молодец, что осознали корень проблемы, т.е. ее зарождение. Теперь нужно уловить причинно-следственную связь, т.е. задать себе вопросы: Зачем я это делаю? Что мне это дает? Тело берет на себя часть психоэмоциональных переживаний, чтобы облегчить страдания души. Отсюда психосоматические заболевания. Вредная привычка – своего рода болезнь, т.к. причиняет телу вред и боль. Вспомните, какие эмоции Вы переживали в тот непростой период, что чувствовали, какие мысли роились в голове, что Вы до крови начинали ее чесать. В тех или иных травмирующих ситуациях мы прокручиваем, чего мы не успели сказать, сделать или сказали и сделали не так. Однажды у Вас сработал защитный механизм как некое самоуспокоение, отвлечение. Тело – наш друг и, если научиться слышать его, можно найти ответы на многие вопросы, которые неподвластны разуму. К сожалению, Настя, мы не застрахованы от новых потрясений и отрицательных эмоций. Поэтому череда неприятных событий превратила безобидную привычку в хроническую проблему. И сейчас любая неприятная эмоция провоцирует ее обострение. Еще один момент. В самом начале Вы упомянули о прокрастинации. Если я правильно понимаю, склонность оставлять важные дела на потом или замещать их менее значимыми осознается Вами, но доставляет неприятные ощущения и Вы мысленно ругаете себя, одновременно начиная расчесывать «мозговой центр». Получается, когда все хорошо в жизни извне, Вы провоцируете себя сами и подпитываете неосознанную потребность вредить себе.
Осознание проблемы и готовность взять на себя ответственность за ее решение – уже 50% успеха. Другие 50% - это ежедневные практические шаги. Выберите один из способов окружить себя позитивом: говорите себе комплименты перед зеркалом, напишите список своих положительных качеств и повесьте на видное место, чтобы напоминать себе, какая Вы замечательная. Заведите тетрадь, где будете ежедневно отмечать, что произошло хорошего сегодня. Там же или отдельно помечайте, сколько раз в день вредная привычка напомнила о себе. Не скупитесь на поощрения и похвалы любимой Насте. В буквальном смысле занимайте руки. Это может быть рукоделие, художественное творчество, кулинария, разведение цветов и т.п. Занимаясь любым делом, концентрируйте свое внимание на действии, «отключайте мозги» (об этом пишет А. Курпатов). Слышали фразу: «Если мы не можем поменять ситуацию, нужно поменять отношение к ней»? Переезд, новая работа, экзамены, тоска по близким людям и др жизненные обстоятельства с одной стороны держат нас в тонусе, но в то же время позволяют расти, приобретать опыт, открывать в себе новые ресурсы и возможности.
«Я, наконец, научилась сама справляться с некоторыми стрессовыми ситуациями…» - Вы на верном пути, Настя! И пусть Ваши собственные слова послужат стартом к дальнейшим действиям.