Маниакальные состояния, навязчивости на почве агрессии.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Меня беспокоит, что я не справляюсь с собой и своей агрессией. Состояние неконтролируемой злости достигается очень быстро. В основном это относится к людям, кто вызывает у меня раздражение. Моя злоба не выливается ничем, кроме вербальной агрессии, но после длительное время меня преследуют страшные мысли. Меня саму они не пугают, но порой, анализируя всё происходящее, я понимаю, что это несколько не нормально.
Такого рода мысли иногда преследуют меня и в спокойных состояниях, когда не было поводов для агрессии, но это реже.
После малого конфликта или замечания я не могу от нескольких часов до нескольких дней перестать думать о физическом нанесении вреда определенному человеку. Короткая картина убийства прокручивается у меня перед глазами без остановок целыми днями, также при этом испытываю психическое возбуждение, учащенное дыхание и сердцебиение, реже потеют ладони. Иногда неосознанно и почти незаметно руками изображаю удар ножом. Нож ношу с собой в течение двух лет, не столько для самообороны, сколько для душевного спокойствия. Без ножа в сумке ощущаю себя слабее.
В состоянии агрессии практически перестаю владеть собой и, думаю, останавливает меня только страх наказания, поскольку я всё еще осознаю и могу прогнозировать последствия своих действий.
Сны подобного характера снятся тоже часто, не всегда про людей, кому я бы хотела нанести вред. Порой это невинные или незнакомые мне люди. После подобных снов просыпаюсь с навязчивыми мыслями, но с некоторым облегчением и даже приподнятым настроением.
Часто просматриваю материалы жестокого характера, фотографии убитых, мест происшествия, аварий, вскрытий и т.п. Во время маниакального состояния это немного расслабляет.
В подростковом возрасте вовсе не контролировала агрессию, ломала, била, портила вещи. На данный момент такого нет. Злость внутри кипит, мысли наседают, но это никак толком не выплескивается. Состояние буквально оковывает меня.
Принимала успокоительные препараты, такие как тенотен, афобазол. На агрессии никак не сказались и вовсе не повлияли на нервы.
Сама по себе человек очень нервный, легко возбудимый, закрытый, практически ни с кем не общаюсь, в близких отношениях с парой человек, но никому в подробностях о своих переживаниях и мыслях не рассказываю, знаю, что всерьез никто не воспримет и выглядеть это будет смешно. Но мне самой уже не смешно.
Мысли об убийствах очень яркие, подробные. Мне доставляет удовольствие думать об этом. Практически каждую ночь перед сном я кручу разнообразные представления, как бы я все организовала или спонтанно совершила характерное деяние.
Сам акт убийства в первую очередь есть желание совершить ради причинения вреда тем, кто наносит моральный вред мне (я человек очень восприимчивый к любым мелочам), а также ради удовольствия, самоутверждения и доказательства, что у окружающих обо мне ошибочное мнение. В конфликте с, например, однокурсником я особо не распинаюсь и не выстраиваю словесные тирады, поскольку меня охватывает такого рода ярость, когда я буквально скована кровожадными мыслями, меня начинает трясти, дыхание сбивается, в голове одна и та же картина.
За помощью по этому вопросу ни к кому не обращалась и в принципе психиатра не посещала. Но думала для начала хотя бы из-за такого момента, как трихотилломания, имеющаяся около четырех лет.
Достаточно редко, но бывают также моменты, когда меня доводят до такой ярости, что я понимаю, что если сейчас же что-то не сделаю, то я сойду с ума. В такие моменты начинается аутоагрессия, т.е. селфхарм. Последний раз такой случай был год назад, когда в конфликте меня довели до ужасного состояния, после чего я выплеснула это на себя и тем самым успокоилась. Также до самоповреждения порой, тоже не часто, доводит жажда крови.
Иногда эти мысли вполне сносны и контролируемы, но зачастую они мешают мне в повседневной жизни, отвлекают и зомбируют меня. Я буквально ни о чем больше не могу думать и переключиться не получается. Разговаривать с кем-то на иные темы тоже не увенчивается успехом, поскольку я с головой в своих мыслях.
Реже преследует мысль вскрыть животное. Не столько ради жажды насилия, сколько ради интереса. Анализируя такой ход думаю, что взяла бы мертвое животное, поскольку не хочу причинять страдания более слабому существу.
Много читаю о серийных убийцах, смотрю документальные фильмы на данную тематику. Единственное, что мне интересно. В подростковом возрасте я очень увлекалась рисованием, сейчас же у меня пропал интерес и к этому, мне абсолютно ничего не интересно и я не имею перспектив. Меня не интересует никакого рода профессии, курсы и прочее. Еще одна причина жажды убийства - это внести яркий момент в свою жизнь. Ярких эмоций не доставляет ничего, сколько ни пыталась. Всё какое-то слабое, ненастоящее. Единственная сильная и яркая эмоция - это злость. Положительно окрашенных ярких эмоций я не испытываю несколько лет.
Знакома с триадой Макдональда, в которой два пункта из трех совпадают со мной. Это вовсе еще не показатель, но для себя отнесла как заметку.
Детство не было шибко тяжелым, хотя и не могу назвать его нормальным и таким, какое должно быть у каждого ребенка. Физического насилия ко мне не применяли. Мать любила даже больше, чем моего старшего брата. Но практически всё детство наблюдала неприятные картины, скандалы, с родителями время практически не проводила, дома они были лишь ночью, но не всегда. Много видела, что отложилось в памяти. Некоторые эпизоды слишком тяжелые для меня, но спросить сейчас о них у родителей не могу, поскольку не уверена, были ли эти ситуации вовсе. Также родители любили фильмы ужасов, которые часто смотрели при мне, многие фрагменты отпечатались в памяти. Спала всё детство плохо, кошмары каждую ночь, в основном о том, что убивают меня. Так продолжалось лет до десяти, затем, вроде, стали сниться реже. Также в детстве очень часто испытывала дереализацию, несколько раз в неделю. Сейчас тоже имеет место быть, но реже. Возможно, раз-два в месяц.
Моя жажда насилия не беспокоит меня и, может быть, я могла бы прожить с ней всю оставшуюся жизнь, если бы в спокойном состоянии не беспокоилась за свою мгновенную потерю контроля.
Бывает беспочвенно возникшая жажда насилия. Я смотрю на прохожих и прокручиваю в голове разные кровожадные картины. Желание совершения этих действий не столько в нанесении вреда, сколько в обыкновенной жажде крови. Возможно, это даже несколько животный инстинкт.
Как справиться с этим не знаю и не знаю, можно ли полностью искоренить эту часть меня или это является частью личности. Мне бы не доставляло это дискомфорта, будь это просто мысли, такие же, как мысли о чем-то несущественном. Чаще всего я маскирую их в шутки, придаю им несерьезный окрас, поскольку знаю, что серьезно говорить не имеет смысла, поэтому я пишу сюда. К психологу в реальной жизни обратиться также не решаюсь, вряд ли я смогу в устной форме так же разложить всё, что я указала здесь.
Надеюсь на ваш ответ, заранее спасибо.
Автор вопроса: Евгения Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Евгения!
Ситуация непростая. Все, как известно, не возникает из неоткуда. Всему есть какая-то причина. Всякое явление в этом мире, в том числе и во внутреннем мире человека, рождается под влиянием каких-то причин, называемых факторами. Для того, чтобы было легче разобраться во всем этом "клубке" нужно попытаться разобраться в этих самых факторах. Для начала, разобьем их на внутренние и внешние.
Начнем с внешних. Мы сейчас живем, к сожалению, во время "всеобщей" нестабильности, что порождает в людях неуверенность в завтрашнем дне. Я уже не говорю об уверенности человека в самом себе, в своих силах. Особенно в наши, дни в людях нарастает ощущение социальной несправедливости. Это все можно отнести к политическим факторам. Так же нужно отметить влияние экономических факторов - отсутствие стабильного заработка и, как следствие, ощущение социальной незащищенности и уязвимости. Не малую роль в этой "картине" играет культурная среда - литература, кино, СМИ и т.д. Сегодня, к сожалению, проявление насилия и агрессии можно наблюдать из всех вышеперечисленных источников. Все это формирует в сознании людей определенный социокультурный образ, который влияет на самосознание и поведение людей, на их взаимоотношения. В наши дни происходит "сдвиг" ценностных ориентиров людей. Поэтому, неудивительно, что у многих молодых людей все чаще возникают такие состояния. Психика даже взрослых, окрепших людей часто не выдерживает такого "давления" внешних факторов. Все это вместе является следствием тех перемен, которые начались в нашем обществе двадцать восемь лет назад. С поднятием так называемого "железного занавеса", в нашу страну хлынул поток западных "ценностей". Одной из демонстраций таких ценностей стали "фильмы" ужасов. Которые пришлись по вкусу любителям "пощекотать" нервы, в том числе и Вашим родителям. И люди стали все это смотреть, даже не подозревая, какое пагубное влияние они могут оказывать на психическое здоровье даже некоторой категории взрослых людей, не говоря уже о детях. Для сравнения, в нашем "темном" советском прошлом самым страшным фильмом ужасов был художественный фильм "Вий" по одноименному произведению Н.В. Гоголя и то, насколько я помню, доступ детям младше 16 лет был запрещен. И вот в результате мы имеем то что имеем. Насилие, агрессия, в наше время, все больше становятся способом самовыражения, достижения целей, установления "справедливости". Все это я говорю, давая Вам понять, что Ваша проблема выходит за рамки частного случая. Она является порождением общих проблем нашего общества.
Теперь перейдем к внутренним факторам. Они уже связаны непосредственно с личностью человека, с его внутренним миром. Вы пишите, что вспышки агрессии у Вас возникаю в конфликтных ситуациях. А именно, когда кто-то делает Вам какое-либо замечание. Давайте подробнее об этом.
В каких случаях человеку делают замечания? Наверное, в тех случаях, когда поведение человека не соответствует каким-то коллективным нормам либо индивидуальным представлениям. Так возникает конфликт. Давайте о конфликтах подробнее.
Конфликты подразделяются на внутренние и внешние. Любой конфликт - это, упрощённо, противоборство взглядов. Во внешних конфликтах есть всего три варианта разрешения. Два варианта - это когда правой признается одна из личностей. И третий вариант - когда правда распределяется между обеими сторонами конфликта. В любом случае, в результате приходится приходить к какому-то соглашению. После этого конфликтная ситуация перестает существовать. В таких случаях говорят: "конфликт исчерпан". Внутренний же конфликт возникает в результате какого-либо внутреннего противоречия. Но механизмы приблизительно теже.
Без конфликтных ситуаций невозможно прожить в этом мире. Они могут возникать по любому поводу, по нашей и не по наше вине. Поэтому конфликтные ситуации - это нормальное явление в нашей жизни. Как я уже говорил, все по-разному реагируют на конфликтную ситуацию. В Вашем случае - это агрессия. Такой способ просто-напросто вошел у Вас в привычку. Теперь немного о привычках.
Что такое привычка? Это определенные действия (либо реакции) доведенные до "автоматизма". Т.е. те наши действия, в которых требуется минимальное участие нашего сознания и нашей воли. Другими словами - это такая программа , которая запускается каким-либо внешним стимулом (сигналом) и выполняется автоматически. Следовательно, для того, чтобы изменить какую-либо привычку необходимо подключить к этому большую долю нашего сознания и нашей воли. В этом и состоит, собственно, сложность в избавлении от нежелательных привычек.
Теперь поговорим об особенностях Вашего характера. Особенности характера человека складываются из определённого набора свойств. Куда можно включить особенности нервной системы, возрастные особенности, половую принадлежность и систему взглядов человека.
Из особенностей нервной системы здесь нужно отметить возбудимость. Есть люди с высоким "порогом" возбудимости, есть - с низким. Вы, исходя из описания, относитесь ко второй категории. Т.е. Вы легко возбудимы (судя по всему - холерик). Люди такого типа склонны остро реагировать на события, особенно в конфликтных ситуациях.
Вы сейчас находитесь в юном возрасте. Одной из особенностей этого возраста является уверенность в том, что они всегда правы. Им часто кажется, что все вокруг не справедливы по отношению к ним, часто придираются без всяких оснований. Поэтому у них всегда обострено чувство справедливости. Все через это проходили.
Теперь немного о Ваших убеждениях, вернее, убеждённости. В силу повышенной чувствительности Вашей нервной системы, конфликтная ситуация запускает психосоматическую реакцию Вашего организма. Это может проявляться в мышечной скованности, изменении сердечного ритма и учащения дыхания. Это очень напоминает реакцию страха. Все это приводит к снижению умственной (мыслительной) деятельности и к неадекватному восприятию ситуации. Поэтому у Вас могло возникнуть стойкое убеждение в том, что агрессия есть единственный способ противостоять "внешнему давлению".
Теперь давайте попытаемся собрать все эти пазлы в одну картину и на основе этого найти способы выхода из этой ситуации.
У Вас прекрасно развита способность рефлексии. Вы научились хорошо ориентироваться в своем внутреннем мире. Вы научились отслеживать внешние ситуации и Вашу реакцию на их. Это уже хорошо. Не многие люди на это способны.
Итак, Вы человек очень чувствительный и легко ранимый, с обострённым чувством справедливости. При возникновении мало-мальски конфликтной ситуации, сначала запускается нервная реакция, затем в дело вступают Виши убеждения и привычный способ реагирования на ситуацию. Дальше, неизбежно, порождаются внутренние конфликты. Что приводит к нарастанию внутреннего психического напряжения. Человек не может длительное время находиться в состоянии такого напряжения и вынужден находить способы его снижения. В Вашем случае, это Ваши фантазии относительно сцен насилия и причинения физического вреда Вашим "обидчикам" и просмотр соответствующих материалов, содержащих сцены насилия.
Что же можно предпринять, чтобы выйти их этого "замкнутого круга". Первое, что Вам нужно сделать - это научиться справляться со своей нервной системой, с реакциями своего физического тела. Для это, во первых, при возникновении негативной внешней ситуации, выполите простое дыхательное упражнение - пять раз глубоко вдохните и выдохните. "Картинка" в голове должна проясниться, и ,соответственно, изменится восприятие ситуации и появятся альтернативные способы выхода из нее при помощи вербальных способов общения.
Далее, Вам нужно менять свои убеждения и свое отношение к себе, к своим способностям. Развивайте коммуникативные способности. Учитесь словестно выражать свою позицию и свои убеждения. Не уходите в свои фантазии. Больше общайтесь, не бойтесь говорить о "наболевшем". У Вас присутствует так называемый "страх самовыражения". Если Вы будете замыкаться, он будет нарастать, все больше загоняя Вас в «ловушку». Только общаясь с другими людьми, можно лучше понять себя. Если преодолеете эти "барьеры", Вы поймете, что и у других людей возникают те же проблемы, в подобных ситуациях. Это избавит Вас от ощущения исключительности и безысходности. К тому же у Вас есть чувство юмора, оно Вам в этом поможет. Старайтесь меньше смотреть сцен насилия. Хотя это трудно в наше время. Не нужно пытаться таким образом найти оправдание своим чувствам и настроениям. Поймите, что таким образом Вы только «подкармливаете» своих «демонов». Я бы посоветовал Вам больше смотреть фильмы советского периода для восстановления Ваших представлений о нормальных, человеческих отношениях. Для Вас это будет еще и познавательно. Хотя бы будут представления о том, как жили люди в то время, какие были в то время отношения между людьми. Во всяком случае, это альтернатива тому, что происходит сейчас. Вы любите рисовать. Прекрасно. Вернитесь в своему занятию. Рисуйте все. Рисуйте свои состояния, рисуйте окружающих. Позже по ним Вы сможете проследить как меняется Ваш внутренний мир.
Конечно, еще я бы Вам посоветовал обратиться к специалисту по месту жительства. Т.к. самостоятельно это преодолеть не просто. Ваши опасения в этом случае понятны. Потому что в ситуации непосредственного общения бывает трудно сосредоточиться и выразить свои мысли. Тем более, если речь идет о тебе самом. Это как перед экзаменом: в роде хорошо подготовился, все понятно, а потом зашел в кабинет и хоп... все вылетело. Поэтому, при обращении к специалисту, Вы можете выразить все на бумаге и дать сначала ознакомиться с этим специалисту. Я думаю, они возражать не станут.
Главное не отчаиваться. Я думаю, у Вас все будет хорошо.