Как побороть гнев и агрессию?

Вопрос психологу:
Добрый день. Меня беспокоит чувство агрессии и злости, которое постоянно циркулирует во мне. Все считают меня доброй и отзывчивой коллегой, но я могу очень быстро вспылить вне работы, могу зло отзываться о незнакомых и знакомых мне людях, обсуждать их часами. Я часто принимаю очень агрессивно поведение или мысли людей, которые отличаются от моей собственной модели. Вместо того, чтобы поддержать или успокоить любимого человека в сложной ситуации на работе, я завожусь моментально и начинаю еще больше нагнетать обстановку, обвиняя окружающих в их непрофессионализме, настаиваю на том, что ситуация должна быть решена в кратчайшие сроки, и нужно добиться правды. При этом, я не хочу задеть кого -то, мне кажется, что такой дискуссией я помогаю близким, пытаясь разобраться в ситуации, а, оказывается, что наоборот. Я еще больше усугубляю конфликт, вывожу на эмоции родных и агрессия возвращается теперь ко мне. Ощущение, что во мне поселился глубокий комплекс неполноценности и неуверенности в себе и за счет этой агрессии я пытаюсь компенсировать этот комплекс, доказывая, что я лучше и добиваясь правды всеми путями. Во мне практически нет сочувствия и сострадания к близкими, только к моим пациентам. Чтобы сказать доброе слово близким, мне нужно очень долго прокрутить его в голове, я могу думать часами о том, говорить ли хорошее или нет. Это все очень плохо сказывается на моих семейных отношениях. Похоже, что я превратилась в злую тетку, которая недовольная всем вокруг. Хочу избавиться от этих чувств и снова стать доброй, улыбчивой, любящей и заботливой.
Автор вопроса: Анна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Бирюкова Светлана Генадьевна.
Отлично, Анна, здравствуйте! Вы написали в конце важную вещь - ...и снова стать доброй, улыбчивой, любящей и заботливой. Она меня так обрадовала, что я решила начать прямо с нее.. Если я правильно поняла, Вы знаете себя доброй, улыбчивой, любящей и заботливой?
На консультации я бы подробно выяснила, когда это было, в чем это выражалось, сколько времени продолжалось, когда началось и, когда закончилось. Вы можете проанализировать ответы на эти вопросы самостоятельно.
Имеет смысл подумать, что же стало причиной изменений? Знаете ли Вы, что произошло? Или, возможно, что-то изменилось в жизненных обстоятельствах? Подумайте и над этим.
Чувство агрессии и злости проявляется во контекстах вне работы? В семье? Давайте попробуем что-то изменить прямо сейчас.
Подумайте внимательно и поищите позитивное намерение проявлению агрессии, определите и проговорите, что хорошего делает агрессия и злость, что-то позитивное и благоприятное имеет в виду Ваше подсознание, когда Вы проявляете агрессию и злость.
... - могу зло отзываться о незнакомых и знакомых мне людях, обсуждать их часами - в данном случае, возможно, Ваше подсознание защищает Вас, давая Вам уверенность, что Вы лучше всех тех, людей, которых обзываете. В случае долгого обсуждения незнакомых людей - вероятно, подсознание дает Вам все больше и больше подтверждений и уверенности в том, что Вы достойная и ценная личность. В данном случае, вероятно, Вам как раз и не хватает - уверенности, ощущения собственной ценности и собственного достоинства, так вот Вы получаете его таким образом.
Это только предположение, Ваше право сделать упражнение самостоятельно, говорить слова - в этом нет ничего позитивного - нельзя. Позитивное намерение есть всегда. если не можете его найти, значит плохо играете.
- .....Вместо того, чтобы поддержать или успокоить любимого человека в сложной ситуации на работе, я завожусь моментально и начинаю еще больше нагнетать обстановку, обвиняя окружающих в их непрофессионализме, настаиваю на том, что ситуация должна быть решена в кратчайшие сроки, и нужно добиться правды. - В данном случае, возможно, Вы пытаетесь защитить всех и себя и это очень позитивное желание и это очень мудро и благородно с Вашей стороны. Вероятно, у Вас есть потребность все держать под контролем, Вы можете доверять только себе? Никто не сделает лучше? - Если есть что-нибудь подобное, то Вы очень ответственный человек и смело берете на себя эту ответственность и умеете отвечать за результат.
- ...Ощущение, что во мне поселился глубокий комплекс неполноценности и неуверенности в себе и за счет этой агрессии я пытаюсь компенсировать этот комплекс, доказывая, что я лучше и добиваясь правды всеми путями. Во мне практически нет сочувствия и сострадания к близкими, только к моим пациентам.... - это уже интереснее, Вы доктор? Может быть и комплекс, я не знаю.
Полезно было бы вспомнить, были ли что-нибудь подобное с Вами раньше и как Вы справлялись с этим?
Есть интересное упражнение, которое можно выполнить самостоятельно. Представьте себе, как-будто этим поведением, этими вспышками агрессии и злостью управляет некое существо, которое где-то рядом с Вами, оно несет всю полную ответственность за такое поведение, за вспышки, за злость.
- Представьте его очень внимательно, пощупайте, понюхайте, если нужно:
- Придумайте прозвище для этого живого существа.
- Как выглядит это существо - какого размера, какого цвета, есть ли ручки и ножки и лицо? Какое выражение у лица? Какое существо на ощупь, может ли оно разговаривать?
- Когда оно впервые появилось?
- Что ты чувствуешь по отношению к этому существу?
- Что чувствует это существо?
- Что оно любит или не любит?
- Как его можно заманить или приручить?
- Чего оно хочет?
- Что хорошего оно делает?
- Чем оно помогает тебе?
- Что выгодного оно делает для себя?
- Какие яркие моменты были с ним?
Можно накормить его, успокоить, приручить, погладить и сделать что-либо, чтобы оно успокоилось, чтобы оно ушло, легло спать. Можно пообещать ему периодически кормить его тем, что бы ему хотелось, что оно отказалось от собственных деструктивных проявлений. Можно деть его куда-нибудь.
Упражнение бывает эффективным в подобных Вашему случаях. Сделав его искренне и глубоко все продумав, запустите процессы изменений на уровне подсознания.
А, чтобы направить подсознание в нужную сторону обязательно представьте себя такой, какой Вам хотелость стать снова. Когда Вы спокойная, заботливая, любящая. Вам необходимо представить себя в каких-либо соответствующих ситуациях, как Вы себя ведете, как Вы выглядите, насколько плавные и спокойные Ваши движения, как улыбчиво Ваше лицо, как Вы рассудительны и внимательны к близким и т.п.
Я желаю Вам, Анна, больше спокойствия, легкости и гармонии!