Ненависть или жалость к себе (не разобралась).

Вопрос психологу:
У меня сын - инвалид детства, муж отстраняется от всего - дает деньги. Но и за лишние траты (по его мнению) жестко критикует. Я влезла в долги, о которых муж не знает. Я очень боюсь жить. Держусь только за сына. Ненавижу себя, я ни с чем не справляюсь - не умею экономить, не умею быть жесткой с детьми, от меня все кругом ждут совсем другого, чем то, что я делаю. Но у меня ничего не получается. Я так устала. Обычно я держусь, во мне много оптимизма. Я до 9 класса постоянно развивала ребенка с ОВЗ. Он - чудо, доча старшая - тоже волшебная, но только на мой взгляд. Все кругом ее критикуют, говорят, что я должна быть жестче. Дело в том, что она своеобразна - она очень творческая, я ее гением считаю, но ее особый внешний вид, ее независимость постоянно порицают и ставят мне в вину. Я так устала. Лучше б я совсем не рождалась. Я не умею поступать "правильно". Да и не хочу. Я так счастлива, когда общаюсь с детьми. Но все, что творится за пределами этого - просто кошмар. Еще, моей дочери уже 20 лет, но она занимается самообучением и не работает. Это тоже всех ужасно раздражает, кроме меня. Я считаю, что становление человека не отмечено датой в паспорте. Но, похоже, я во всем не права. Все считают, что я сама неудачница, и детей испортила. Я сейчас с сыном участвую в экзаменах за 9 класс на дому. Помогаю, как возможно. Впереди еще один экзамен. Мне надо быть на людях позитивной, да элементарно, хоть быть в строю и подготовиться. А у меня только одно возможно - лежать и лить слезы крокодильи. Сама себя не узнаю. Еще пару лет назад я заряжала верой и энергией всех вокруг. А сейчас...
Автор вопроса: Наталья Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Наталья, здравствуйте!
Наталья, Вы не робот и не можете постоянно действовать по определенной кем то или даже Вами самими программе. Вы человек. Вы не Господь, а всего лишь человек и не можете нести ответственность абсолютно за все и за всех в жизни. Вы - женщина!!!! И имеете право на слабости.
Для начала я бы посоветовала Вам почитать мои либо другие статьи про кризис среднего возраста и про позитивное самоотношение. Важно понять себя, а еще важнее ПРИНЯТЬ себя и полюбить такой какая Вы есть без критики.
ДА!- у Вас не самая легкая жизнь с ребенком инвалидом. Вам пришлось быть сильной и многое на себя брать. Важно быть уверенной, что в этом нет Вашей вины. Задаваться вопросом "почему именно Вам досталась такая судьба" смысла нет, потому что нет ответа, либо он за гранью разума и логики (но сейчас разговор не об этом).
Вы пишите, что муж отстранился от всего. Возможно, что у Вас есть обида на него за это. С этим можно и нужно поработать. Возможно, что он не умеет , не может по другому. Возможно он решил, что зарабатывать деньги важнее и это единственное. что он может. Но, возможно, что эти деньги не так уж и легко ему достаются. И именно поэтому он критикует. Вполне возможно, что подсознательно он критикует себя за то, что не может зарабатывать еще больше. Но сознательно не может справиться с таким чувством вины и взамен этого обвиняет, критикует других. Это все лишь мое предположение.
В сложных обстоятельствах легче обвинить другого и/или обстоятельства, НО! важнее, конструктивнее и продуктивнее сплотиться и поддерживать друг друга, понимать и принимать.
Может именно сейчас вы все устали. И просто нужно перевести дух, чтобы потом заново всем вместе дружно и с любовью взяться за руки и пойти дальше.
Уважаемая Наталья Вас сильно задевает критика окружающих. НО!!!!!! я так думаю, что самый большой, жесткий и беспощадный критик - это Вы сами!!!
Именно с этим важно поработать.
Для Вас очень важно "подружиться" с собственным критиком. Почему, а главное зачем Вы предъявляете к себе завышенные требования. Почему не прощаете себе промахи, даже если они есть. Почему не даете себе право на ошибку. И почему Вы вообще считаете, что совершаете ошибки???? Что именно Вы в себе не принимаете?
Любые глобализмы (Все, всегда, никогда, всё, ничего и т.д.) это признак субьктивности и не совсем адекватного восприятия действительности. Не может так быть, чтобы абсолютно ВСЕ у Вас не получалось. 100% есть что-то, что у Вас получается и хорошо получается.
Возьмите листок бумаги и напишите в двух колонках:
1. Что у Вас получается хорошо и даже очень хорошо.
2. Над чем есть смысл поработать. Какие навыки необходимо развивать дальше.
Так Вы поймете, что есть то, чем Вы можете гордиться, что у Вас получается. Это упражнение, если его практиковать регулярно, помогает сфокусировать Ваше внимание на нюансах, уйти от глобального «я ни на что не способен» к более конкретному «у меня есть трудности в некоторых моментах, но я много чего знаю и умею». Это упражнение так же поднимет самооценку.
Вы очень много думаете о том, что другие ожидают от Вас. Может быть пора больше обратить внимания на себя?! Что Вы сами хотите?! О чем Вы сами мечтаете для себя?! Что сами думаете?!
Прекратите ругать себя!!! Запретите себе это. Попросите людей, которые любят Вас рассказать Вам, может написать - ЧТО они думают о ВАС, какие позитивные черты ценят в Вас, за что любят Вас, за что ценят Вас.
Даже если Вы делаете ошибки (по Вашему мнению), что в этом страшного. Кто не совершает ошибок. Разве есть идеальные люди?!
Если Вы все же считаете, что сделали ошибку, то и в этом случае не ругаете себя, а говорите себе, что это хорошо, что Вы получили урок, что Вы научились новому навыку (ведь теперь Вы знаете, что это неправильно и больше так делать не будете).
Без ошибок не будет опыта, без ошибок не находят правды и нового. Разрешите себе ошибаться. Это нормально!!!!
Возможно, Вы уже давно забыли про себя любимую. Вы слишком сосредоточились на жизнях своих детей. НО!!!! Вы есть и Вы живы!!! Вы пришли в этот мир, чтобы самой быть счастливой! Для Вас очень важно вспомнить про себя чудесную!!!! Вы - это чудо!!! Вы - великолепны!!!! Вспомните о своем счастье, вспомните о своем хобби, вспомните о своей самореализации, вспомните о своей свободе, вспомните о своем таланте!!!!!
Вы просто забыли про себя. НО Ваше внутреннее "Я" все равно рвется наружу и плачет от того, что Вы "забили" на себя великолепную и любимую. Именно поэтому Вы так сильно стремитесь к реализации своих детей, чтобы у них все было лучшее, чтобы они были лучшими. В своей самооценке Вы обходитесь оценкой своих детей. Произошло замещение. Поэтому Вам так больно, если критикуют Ваших детей.
младший сын еще ребенок и понятно, что ему Вы еще нужны. Но и ему пора (и возможно, что он сам этого хочет) быть самостоятельным. Вы пишите, что сдаете экзамен. НО!!!!!!! экзамен сдает Ваш сын, а не ВЫ!!!! Я понимаю, что Вы можете воспринять это кощунственным и скажете, что я не понимаю. Но я понимаю. Понимаю Вашу заботу, вашу любовь и т.д. НО!!!! Вы не одно целое!!!! Вы два разных человека. хотя и любящих.
Что касается Вашей взрослой дочери (20 лет), то здесь тем более ее жизнь это ее дело. Вы можете помогать (желательно морально), но не проживать за нее, не брать кредиты ради ее нужд. возможно, что я не имею всей информации. И я не сужу. Вы - великолепная мама, Вы сильная женщина!!!!!
Жизнь Вашей дочери - это ЕЁ выбор! Это её ответственность! Вы так же не одно целое, а два разных человека.
Вспомните про себя, про свою гениальность!!!!
Если Вы пришли в этот мир, значит так надо и у Вас есть цель!
Еще раз повторюсь, что Вы так сильно реагируете на критику, потому что сами себя критикуете. Как только Вы поверите в себя, примите и полюбите себя такой какая Вы есть, то станет намного легче. Это Ваша жизнь и только Вам решать как ее прожить, что , а главное как делать и как к чему то относиться. Тоже касается и дочери. Это ее жизнь, а не окружающих людей. Естественно помним, что у каждого выбора есть своя цена и за правом свободы выбора всегда стоит ответственность за этот самый выбор. Главное, чтобы ответственность за СВОЮ жизнь несли Вы, а за СВОЮ несла Ваша дочь.
В своих статьях я описала много упражнений по поднятию настроения, по выходу из депрессии и принятию себя. Если хотите, то можете почитать.
Если остались вопросы, то пишите.
Я желаю Вам счастья!