Попытки суицида. Мысли о моей бесполезности миру.

Вопрос психологу:
Два года назад, примерно в феврале, начала отмечать у себя ухудшение настроения и снижение работоспособности. Думала - сезонное, пройдёт. Не прошло. Иногда становилось чуть получше, но сейчас я зашла гораздо дальше. От слез в подушку до аутоагрессии (режу ножом руки, ноги, живот; затягиваю петлю на шее, душу себя). Не помню, с какого момента (кажется - всегда) в голове стойко поселились мысли о бесцельности жизни. Я никогда не искала сакрального смысла, но цель, причина вставать и что-то делать - была. Постепенно отвалились почти все вещи, которыми увлеклась. Перестала общаться с родственниками, которые сами особо не прилагают усилия к тому, чтобы выйти на связь. Про знакомых и говорить нечего. Не могу никому написать или позвонить, если нет серьёзной причины - боюсь, что отвлеку от важных дел. Впрочем, было бы кому звонить. Некому рассказать о том, что происходит. Обращалась к психотерапевту, порекомендовал рожать и радоваться жизни. Спасибо. Было очень тяжело (морально) собраться и записаться на приём, откладывала это несколько месяцев. Не знаю, когда снова смогу совершить такой подвиг.
Как-то разрыдалась прямо на консультации у гинеколога, по её направлению пошла к эндокринологу. Там тоже наткнулась на агрессию. Результат аналогичен, каждый раз снова и снова откладываю запись на приём.
Частично о происходящем знает один человек. И, возможно, я бы даже не сопротивлялась, будь у него желание помочь, но, конечно, ничего такого. Держим дистанцию, не лезем в дела друг друга, только я иногда не выдерживаю и проговариваюсь.
Любые попытки начать что-то делать приводят к мысли о моей бесполезности миру. Ненужности. Кому помешает моя смерть? Разве что парочке родственников, да и то в силу их привычки к моему существованию. Кому мешает моя жизнь? Всем окружающим. Я только потребляю, ничего не в состоянии отдать взамен - ни материальных благ, ни эмоций. Генетика ужасная, учусь кое-как. Пыталась задушить себя несколько раз. Все разы сама же и портила, когда уже не могла себя контролировать. Никому об этом не говорила.
Нет ощущения, что доживу до 25. Не знаю, почему именно эта цифра. Не знаю, что делать с этим ощущением.
Пишу и нервничаю, что кому-то, возможно, придётся потратить время на чтение, на какой-то ответ. Знаю же, что ничего нового не придумано. Но, может, хотя бы сегодня остановлюсь на этих нескольких порезах и не зайду дальше.
Автор вопроса: Ульяна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Ульяна!
Ваше письмо - это крик о помощи, в которую Вы не верите: «…кому-то, возможно, придётся потратить время на чтение, на какой-то ответ. Знаю же, что ничего нового не придумано».
И всё-таки, раз Вы написали письмо, значит, где-то в глубине души понимаете, что «выход есть» и это - верно, он есть всегда!
Вас переполняет жизненная сила, которую Вы не знаете куда приложить. Мозг твердит, что жизнь бессмысленна, а тело кричит, что надо жить, что ты не просто так пришла в этот мир! Отсюда аутоагрессия. Вы пишете, что пытались изменить ситуацию, через определённые внешние условия: «…Обращалась к психотерапевту…. разрыдалась прямо на консультации у гинеколога, по её направлению пошла к эндокринологу». Но всегда что-то мешает: «…порекомендовал рожать и радоваться жизни….. пошла к эндокринологу. Там тоже наткнулась на агрессию. Результат аналогичен, каждый раз снова и снова откладываю запись на приём».
Получается, что Вы есть с Вашей удивительной внутренней силой, собственной уникальностью, а этот мир настолько несовершенен, груб, что Вы отказываетесь от него, от жизни в нём, даже не попытавшись что-то изменить?
Вы это Вы, Ваша жизнь это Ваша жизнь! И какого « зелёного покрывала» (это вместо нецензурного выражения, пардон) чья-то грубость, цинизм, хамство, могут мешать заботиться о себе, добиваться того, чего Вы достойны Ульяна? Ищите и обрящете, под лежачий камень вода не течёт, банальные вещи, в тоже время в Вашей ситуации смешение внутренней силы (самоповреждения) и инфантилизма ( весь мир должен соответствовать Вашему представлению о нём), они становятся руководством к действию. Впрочем, Вы уже в действии, на пути к своей жизни и к своим выборам, которые не будут обусловлены чужим мнением и поведением! Это не означает, что надо перестать считаться с окружающими, просто в первую очередь концентрируйтесь на собственных целях, задачах, желаниях, и только потом на том, что касается других. Это нормально.
Человек удивительное создание. Если Вы не хозяин своей головы, то получается так: « Не помню, с какого момента (кажется - всегда) в голове стойко поселились мысли о бесцельности жизни.» А если Вы становитесь хозяином своей головы, то получается так: « Я пришла в этот мир и значит проживу эту жизнь так, чтобы познать….(перечислить), почувствовать… (перечислить), ощутить…(перечислить), сделать…..(перечислить).» Можете считать это упражнением, Ульяна. Что-то конкретное советовать затруднительно, необходимо пойти к эндокринологу, сдать анализы, найти стоящего психотерапевта и т.д. На следующем этапе Вы можете возобновить общение с родственниками, знакомыми, рассказать о том, что предпринимаете в своей жизни. Постепенно связи восстановятся, если Вы захотите этого.
Что касается самопрограмирования на дату смерти, то стоит ли искать смысл в том, почему цифра 25? Стоит изменить свои установки. Перепрограммируйте на этот возраст другую цель. У Вас получится обязательно. Этим опытом ВЫ сможете делиться с другими людьми. Вы даже сами не знаете, какой силой обладаете, пока.
Разве бывает так, что в одном человеке только «Я только потребляю, ничего не в состоянии отдать взамен - ни материальных благ, ни эмоций. Генетика ужасная, учусь кое-как». Даже то, что Вы написали это письмо, это уже то, чем Вы поделились, отдали часть своей жизни, мыслей, чувств. Возможно, кто-то почувствует себя не таким одиноким, после прочтения, возможно обрадуется, что у него не так всё плохо… это не имеет значения. Важно то, что мы социальные существа от рождения до смерти и помимо своей воли отдаём и получаем что-то в самых разных ситуациях.
Советую Вам приобрести книгу «Ключи к смыслу жизни», Александра Геннадьевича Данилина. Там полно упражнений, и мыслей о том, что так Вас беспокоит. Ещё есть сайт Серебряные нити, архив записей передач с этим замечательным психотерапевтом!
Все мы рано или поздно ищем смысл своего существования. Вы найдёте его раньше многих в силу своего юного возраста и этого затянувшегося кризиса. Экзистенциальных поисков с книгами психотерапевтов этого направления. (И. Ялом и др.)
У Вас получится Ульяна! Успеха!