Недавно у меня умер папа. Ненависть ко всему и всем.

Вопрос психологу:
Недавно у меня умер папа. Я стала ненавидеть всех. Смотрю на людей и ненавижу за то что они живы. Смотрю на мужчин его возраста и ненавижу их ещё больше за то что живы. Мой папа не пил, не курил, занимался спортом, у него даже Седых волос не было. Почему он? Ненавижу себя за то что не поняла, что он пол года болел, пол года у меня под носом развивалась его болезнь, а я слепашарая эгоистичная дочь не видела как ему было больно. Ненавижу за то, что всегда думала что ещё много времени, что мы успеем сходить с ним на концерт его любимой группы, за то что мы ещё успеем отдохнуть слетать, успеем поговорить. Мы не успели ничего 10 дней и человека не стало. У меня было всего 10 дней. Я смотрела как он умирал, как ему было больно. И уже ничего не исправить. Уже поздно. Мы не успели. Я не успела. Ненавижу себя за это. Ненавижу своего мужа за то что он не понимает. За то что не поддерживал, за то что не понимает какого мне. Ненавижу всех. Я виновата в смерти папы. И не могу это простить себе. Меня съедает ненависть. Я агрессивна ко всем. Я не могу сдержать свои эмоции, я обижаю своих друзей, я оскорбляю их, оскорбляю мужа, я могу оскорбить даже постороннего человека, если тот посмотрел на меня косо. Я захлёбываюсь в своём гневе и в своей ярости. И мне очень не хватает папы, я очень хочу его обнять, хочу чтобы он меня простил, хочу сама себя простить. Мне иногда кажется что единственный способ себе помочь и не отравлять всем жизнь, это смерть. Это моя смерть, я не могу больше себя терпеть.
Автор вопроса: Кристина Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Ахметханова Диляра Рашидовна.
Здравствуйте, Кристина.
Соболезную вашей утрате. Терять близкого человека, особенно родителя, всегда тяжело.
То, что вы сейчас переживаете – сильная агрессия – это оборотная сторона чувства вины. Когда самообвинение настолько сильно, что трудно переносимо, оно перерастает в агрессию к окружающим. Т.е. объект обвинения переносится во вне, таким образом человек неосознанно пытается снизить чувство своей вины.
Кристина, чувство вины очень типично для всех переживающих утрату близкого человека. Возникает чувство вины за то, что ты жив, а близкий человек умер, чувство вины за то, что ты ничего не смог сделать, для того чтобы другой остался жив.
Человек, перенесший потерю близкого, проходит через 5 этапов переживания горя. Первый из них – Отрицание, когда еще не понимаешь, что произошло, отрицаешь случившееся. Второй этап – как раз Агрессия, обвинение себя, обвинение других за то, что близкий человек умер.
Кристина вы вините себя и ненавидите за то, что ваш папа умер и вы не сумели его спасти, предвидеть его смерть, предусмотреть, предпринять какие то шаги заблаговременно. Но вы не всемогущи, у вас нет дара предвидеть события, вы НИКАК не могли знать того, что случится позднее. Поэтому вы сделали все, что от вас зависело, вы были рядом с умирающим, вы его поддерживали по мере сил. И это все, что вы должны были сделать и не больше этого.
Любящий родитель и после смерти не затаит на вас зла, скорее он переживает за то, что вы очень страдаете после его кончины и он никак не может вас утешить и поддержать. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, спокойным, умиротворённым. Поэтому оставьте свои самообвинения, по крайней мере снизьте их накал, простите себя и знайте, что ваш папа вас простил. Если вообще было за что вас прощать. Самое главное простите себя сами, с пониманием того, что вы не всемогущи, вы только человек и вы сделали все, что могли.
Кристина, вам трудно сдерживать свои эмоции и вы выливаете их на близких людей. Думаю, они отчасти понимают ваше состояние, но не знают, как утешить и поддержать вас. Поэтому если вы в разговоре с ними расскажете о своем чувстве вины и кризисе, который вы сейчас переживаете, им будет легче понять вас и поддержать.
Кристина, вслед за чувством агрессии после потери близкого приходит этап Торга, потом Депрессии и наконец Принятия. Как правило все эти этапы занимают около года, прежде чем человек сможет вернуться к прежнему образу жизни. То что вы сейчас остро переживаете потерю и эмоционально реагируете, с одной стороны хорошо – вы не держите негативные эмоции в себе. Вы их выпускаете и значит вам будет легче пережить это впоследствии.
У вашего папы даже не было седых волос, он покинул вас всего за 10 дней, но это все же лучше, чем если бы он годами болел и мучился. И он без сомнения хотел бы видеть вас живой и счастливой, помните об этом.
Крепитесь, этот период острого переживания горя пройдет и спустя время вы сможете вспоминать папу уже со светлой грустью и благодарностью.