Эгоцентризм? Недостаток внимания?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я не знаю как точно назвать мою проблему, эгоцентризм, эгоизм, недостаток внимания, не знаю, но постараюсь описать все подробно и услышать от Вас совет. Суть в том, что я ревную. Ревную очень глупо и к глупым вещам. Например, у моего друга или девушки появился новый друг, неважно какого он пола, я буду ревновать, мол "а почему со мной время не проводит? чем я хуже? и вообще кто он такой?" Это очень глупо, УМОМ я это понимаю, но эмоции не дают мне покоя, просто мешают жить. Конкретно причина по которой я решил Вам написать. У меня с моей девушкой очень натянутые отношения, вследствие этого мы почти не общаемся, просто потому что, как она говорит "я не хочу, не могу, слишком много ссор, мне нужно отдохнуть", при этом расставания она не хочет. Но общение с другими людьми ей приносит удовольствие, и вот тут то включаюсь я - "ну как это, с друзьями значит можешь общаться, а со мной нет? как так то? чем я хуже?". Недавно она познакомилась с новой подругой и переехала в новую квартиру. Первым делом она туда пригласила именно подругу, что вызвало у меня ну бурю эмоций, хотя это не правильно, после тех ссор, что у нас были, вполне логично, что ей нужен отдых от меня и отношений. Но я понимаю это умом, но эмоции очень часто берут вверх, что отчасти и привело к такой ситуации в отношениях. Как это назвать, я не знаю, "хочу все внимание себе?". Опять же умом, я понимаю, что ни она, ни мои друзья не обязаны общаться только со мной и самое главное, когда я сам долго общаюсь с девушкой или друзьями я УСТАЮ и так же хочу побыть один, но им быть с кем то кроме меня? "НЕТ ЧТО ТЫ". Глупость, полная глупость. Откуда это взялось? Полагаю как и все трудности психики из детства. Почти все детство до школы я провел у бабушки, так как родители работали, а та в свою очередь меня гиперопекала, что вызвало гиперлюбовь к ней и последующую ревность ко всем, кто с ней общается, а она же это поощряла, "ну мило же", думаю отсюда "ноги растут". Из литературы В.Л. Леви я прочел, что что бы перестать быть эгоистом нужно искренне интересоваться другими людьми, насколько это работает, я еще не знаю, ибо начал этот путь недавно, а все хорошее быстро не делается. По поводу конкретно чувства ревности, мне советовали, повышать самооценку, чем я занимаюсь ежедневно. Так что же это такое и как с этим бороться? Как взять свои эмоции под контроль и стать наконец уже адекватным человеком? Я надеюсь на Ваш совет, а так же хотел бы попросить Вас указать несколько авторов книг по психологии для саморазвития, кого действительно стоит почитать, а не из разряда "сто советов как стать лучше за неделю". Спасибо заранее, надеюсь на скорый ответ.
Автор вопроса: Михаил Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Здравствуйте, Михаил!
Действительно, множество наших взрослых проблем и комплексов родом из детства. И большинство из них напрямую связано с родителями. И не всегда самостоятельно можно разобраться в гамме своих чувств и причинах их появления. Можно долго и глубоко копать, но не видеть, не замечать и не понимать очевидного. Вы молодец, что пытаетесь во всем этом разобраться.
Михаил, по Вашему письму у меня возник ряд вопросов, на которые я бы хотела услышать ответы, чтобы более четко разобраться в том, что Вас беспокоит. Какие у Вас сейчас отношения с родителями? Что Вы помните о своем детстве и родителями в нем? Вы скучали по родителям в детстве? Как часто они к Вам приезжали? Вы их легко отпускали, когда они уезжали? Вы ждали приезда родителей? Что бабушка говорила о Ваших родителях? Есть ли у Вас обида на родителей? Вспомните свое детство, окунитесь в те чувства и ответьте себе самостоятельно и искренне на эти вопросы. Есть сходство с тем, что Вы чувствуете сейчас?
Я думаю, это всего лишь мое предположение, что в Вашем случае ревность вызвана детским страхом потери. А боясь потерять, Вы требуете гипервнимание к своей персоне. Это как подтверждение того, что все на месте и на связи. Что Вы по-прежнему нужны и важны. Или же в детстве могла быть ситуация, когда Вам показалось, что Вас предали. И если тогда Вы сильно переживали ту ситуацию, то сейчас в Вашей ревности может быть и страх предательства. Когда общаются не с Вами, то не возникает ли чувство, что Вас предали?
В любом случае, нужно найти корень проблемы. Поймете «почему» - гораздо быстрее найдутся «как» избавиться. Поэтому, если у Вас есть возможность – обратитесь к психологу. Вдвоем Вы гораздо быстрее распутаете клубочек и эта помощь будет более эффективна, чем ответ на Ваше письмо.
Михаил, на тему уверенности в себе и повышения самооценки – опять же нужно понимать причину. Чем вызваны эти чувства? Что явилось спусковым механизмом в Вашем случае? В чем Вы не уверены? Когда друзья или девушка общаются с кем-то другим – что Вы думаете в этот момент? Какой внутренний монолог у Вас происходит? Что Вы чувствуете? Покопайтесь в этом. Можете даже записать мысли, возникающие в эти моменты, а затем спокойно перечитать. Вы можете увидеть ответ или подсказку, куда двигаться дальше и над чем работать.
Иногда достаточно найти главную первопричину – осознать ее, и тогда гораздо легче и быстрее можно повысить самооценку и стать более уверенным. Искать ее нужно в себе – книги лишь немного могут указать путь или показать, что цепляет за живое. На тему почитать - Р. Полетти и Б. Доббс «Самооценка. Основное благо», Д. Престон «Повысить самооценку. Как?», Роб Янг «Уверенность в себе. Умение контролировать свою жизнь», Дейл Карнеги, Адам Грант «Брать или отдавать». Полистайте и выберите то, что Вам подойдет. Не насилуйте мозг тем, что не ложится в понимании.
«У меня с моей девушкой очень натянутые отношения, вследствие этого мы почти не общаемся, просто потому что, как она говорит "я не хочу, не могу, слишком много ссор, мне нужно отдохнуть» - из-за чего Вы чаще всего ссоритесь? Что конкретно Вам не нравится в отношениях? Как Вы выражаете свои чувства и недовольство? В какой форме, тональность, громкость? Как по-другому можно решать наболевшие вопросы и выражать свои мысли о том, что не нравится? Если бы Вы были на месте девушки, как бы Вам хотелось, чтобы проходили эти выяснения (если их невозможно избежать), чтобы они переносились легче? Подумайте над этим, возможно, у Вас нарисуется способ сглаживать конфликты.
Добавьте в план «работ над собой» - благодарность. Практически каждый человек, проходящий через нашу жизнь, тем или иным образом и влияет на нашу жизнь. Чаще всего люди склонны замечать только так называемые «негативные последствия». И вообще не обращать внимание на все то хорошее, что человек для нас сделал. Поэтому напишите письменно всем (друзьям, девушке, родителям, бабушке, себе) за что Вы их благодарите. Честно, искренне и щедро. Регулярно делайте это упражнение. Это так же повышает самооценку и снимает градус напряжения, когда появляются претензии.
Михаил, главное – не останавливайтесь на достигнутом. И еще раз повторюсь – по возможности обратитесь к психологу. Так Вы гораздо быстрее сможете строить гармоничные отношения с окружающими и быть в мире с собой.
Верьте в себя, и у все у Вас будет хорошо!