Чувствую себя виноватой после изнасилования.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Это случилось год назад. Меня изнасиловали на дне рождения друга. Я не была вульгарно одета, не вела себя вызывающе. Мы выпивали, алкоголь на меня всегда действует быстро, мне стало плохо, и я легла спать в отдельную комнату. Проснулась от того, что он уже был во мне. Говорил: "не переживай, тебе понравится". Я вообще не понимала, что происходит, говорила не надо. Но сил не было ни встать, ни закричать, я просто отталкивала его. На утро рассказала подруге, которая там была. Она была просто в шоке. Сказала, что этот парень уехал ночью, никому ничего не сказав. Через несколько месяцев мне писал его друг, с которым я даже не знакома. Давал понять, что он в курсе этой ситуации, давил на меня. На протяжении это года у меня периодически снова возникает эта ситуация перед глазами, просыпаюсь от кошмаров, весь день потом мысли об этом дне. Думаю о том, что я виновата сама, что напилась, что не смогла никого позвать на помощь, чувствую себя грязной. Скажите, пожалуйста, как справиться с этими мыслями, как отпустить эту ситуацию, как избавиться от чувства вины?
Автор вопроса: Юлия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Юлия!
Спасибо Вам, что поделились своей историей. То, что в течении года Вы по-прежнему прокручиваете ситуацию в мыслях, сновидениях говорит о том, что переживания еще сильны и Вы пока с ними не справились. Прежде всего, нужно отбросить ложное чувство вины. Всегда ответственность лежит на том, кто делает, можно сколько угодно находить возможные причины своей мнимой вины в том, что недосмотрела, зачем пошла, зачем пила, как оделась и т.п. но это вообще неконструктивно. Такая позиция сразу ставит Вас в роль жертвы. А роль жертвы в свою очередь, бывает очень выгодной. Нужно уходить от этой роли, ровно, как и от вопросов «за что мне это» или «почему именно со мной это произошло». Важно учиться смотреть на ситуацию и жизнь в целом с позиции зрелой личности. Это возможно, если переформулировать вопросы на
«как это изменило меня?»,
«Что мне это дало?»,
«Как я могу использовать этот опыт во благо?».
Понимаете, Юлия, мир сложно устроен и не на все вопросы у нас есть ответы. Часть людей переживает внутренние индивидуальные катастрофы, а часть попадает в коллективные травмы, такие как война, природные катастрофы, биологические эпидемии и прочее. Кто-то вообще не рождается или едва родившись умирает, кто-то рождается инвалидом и ищет «справедливости» всю жизнь. Но решать такие ситуации логически – невозможно, легко попасть в тупик и не найти того ответа, который сможет замотивировать жить дальше. Я предлагаю Вам посмотреть на ситуацию как на задачу, которую нужно решить для чего-то бОльшего. Т.е. в жизни у Вас должна родиться и вызреть ЦЕЛЬ, достижение которой будет Вас вдохновлять и помогать справляться с тем, что Вы сейчас переживаете.
Когда появится масштабная цель, то преодоление этой травмы станет лишь ступенью на пути достижения.
Важно иметь план, расписанный на циклы, периоды, дни. Важно приучить себя составлять список дел накануне вечером и максимально придерживаться его в течении дня. В этом списке обязательно должно быть выделено время на действия, которые приближают Вас к Вашей ЦЕЛИ. Ежедневно! Пусть что-то незначительное, но делать и уделять этому время регулярно.
Суть в том, чтобы сместить фокус внимания от бесконечного замкнутого круга вопросов-ответов-самобичевания, на другое. И только так, придет более глубокое понимание ситуации. Не все задачи решаются на том же уровне, на котором возникли, поэтому важно уметь переключаться.
Все кризисные ситуации часто склоняют человека к поиску смыслов более высоких и необъятных, чем свое собственное Я. Именно в болезни, кризисе, травме человек чаще обращается к Богу или высшим силам, начинает читать литературу по самопомощи и только спустя годы дорастает до осознания того факта, что если бы не эта сложная ситуация, то неизвестно как бы сложилась жизнь. Хочу и Вас настроить на то, что что через какое-то время (при условии продуктивного его использования), негативные эмоции отступят и появится чувство принятия и прощения.
Важно какие результаты и выводы Вы извлечете исходя из этого опыта. В письме сложно предугадать что это может быть, потому как мне неизвестно ни о Ваших увлечениях, ни о Ваших возможностях, интересах и т.п. Но то, что у меня есть – это Вера, в то, что в этом мире нет ничего случайного, все что происходит каким-то образом ведет нас к переосмыслению, взрослению, зрелости, раскрытию самих себя.
Пока Вы переосмысливаете этот опыт, и пока еще свежи эмоции с ним связанные, пробуйте их выражать с помощью арт-терапевтических методов. Вы можете рисовать, лепить, петь или танцевать о своей боли, злости, стыде, унижении, всём том спектре эмоций, которые Вы переживаете. Можете писать письма себе самой, Богу, тому парню или кому посчитаете нужным. Высказывая и прописывая в них свои мысли и чувства. Это нужно для освобождения и разрядки психики. Потому что те эмоции, которые мне не выражаем и не разделяем ни с кем, откладываются в нас самих, принося вред нашему телу. Вы еще очень молоды, поэтому в Ваших же интересах заботиться о своем здоровье. Это и есть зрелость и ответственность, когда Вы помогаете себе выбраться из сложившейся ситуации, а не ограждаете себя страхами и тревогами, избегая и прячась всю оставшуюся жизнь.
Еще важный момент в том, что Вы – это не только Ваше тело. Тело всегда требует к себе внимания: то оно болеет, то спать хочет, то кушать, то ему жарко/холодно, то воздуха мало. Словом, 24/7 тело нуждается в Вашей заботе и опеке. Но помимо тела есть еще и богатый внутренний мир и он на 100% также зависит от того, чем Вы его наполняете. Это Ваши мысли, Ваши эмоции, Ваши убеждения, Ваша Вера. Обо всем этом необходимо заботиться. Сейчас в обществе осознанно формируется культ тела и практически все в доме у каждого человека заточено под потребности именно тела: кровати, стулья, диваны, ортопедическая обувь, подушки и матрацы. Куча косметики, техники, которая облегчает телу жизнь и т.п. А что для Души? Максимум у кого-то дома стоят иконы, и то не каждый с ними знаком. Поэтому, когда возникает угроза телу (то ли травма, то ли увечье, то ли болезнь), то у человека – паника (потому как прежде всего он отождествляет себя именно с телесной оболочкой), мир рушится.
Я ни в коем случае не призываю игнорировать потребности тела или обесценивать его красоту и важность в нашей жизни, нет! Но пытаюсь расширить рамки ОСОЗНАННОСТИ, которые дают ощущение необходимой опоры ВНУТРИ себя, а не вовне, которая помогает двигаться вперед.
На каком-то этапе самопомощи Вам будет достаточно, но может возникнуть необходимость более глубокого осознания и переосмысления этого опыта, тогда нужно будет обратиться за помощью к специалистам. Такая поддержка поможет выстроить новую систему координат и обозначить направление движения.
На сегодняшний день есть много центров, которые оказывают помощь женщинам, пережившим насилие бесплатно (очно или онлайн), есть группы, где можно пообщаться с девушками, с аналогичным опытом, это помогает понять, что ты не один на один с проблемой, услышать разные варианты решения и выхода из этого кризиса.
Почитайте биографии знаменитостей, которые пережили подобный опыт и это не помешало добиться им успеха в жизни: Опра Уинфри, Луиза Хей, Мадонна, Терри Хэтчер и др. Человек способен на многое, когда по-настоящему чего –то желает. Так что желайте, мечтайте, двигайтесь вперед!
Если захотите подробнее пообщаться – пишите, обязательно отвечу. Верю в Вас и Ваши силы!