Как избавиться от патологической ревности?

Вопрос психологу:
Вместе 9 лет. Встретились и поженились в юном возрасте (мне 16, ему 18). Я младший ребенок в полной семье. Муж воспитывался без матери. Он абсолютно не похож на меня. Муж творческий человек, богемный, у всех на виду. Этим и понравился, романтично ухаживал, песни мне писал, цветы дарил и прочая фигня. Все как надо. Я пессимист и циник. Даже в любви он первый объяснился, а я уже гораздо позже это сказала, и то больше в ответ, чтобы не обидеть. В любовь, в принципе, не верю. У меня тяжёлый характер. Я собственница, контролирую каждый его шаг, проверяю телефон и ТД. Но хуже всего – моя ревность. Это просто патологическое состояние какое-то, как только представлю, что на мужа смотрит, говорит с ним или дышит одним воздухом другая – а в силу профессии это норма его жизни - начинается паранойя.
Масла в огонь подлило и то, что я своей слежкой разоблачила друга своего мужа в измене! Я обиделась на мужа, что он знал об этом и мне ничего не рассказал, а я ведь ему все рассказываю. Муж считает, что предал бы этим друга. Но ведь дружба на втором месте после жены! Теперь я уверенна, что если бы и муж мне изменял, то друзья его бы покрывали. Никому не верю.
Я скандалю, запрещаю общаться мужу с друзьями. Он компанейский, весёлый, может за болтовней забыть обо времени и сидеть в друзей до утра, хотя дома он молчалив. Иногда и слова лишнего не вытащишь. Он выпивает, потому что по другому в этой профессии нельзя, но свои деньги не пропивает. Бюджет семьи у меня. За все без труда забочусь я: покупки, дом итд. Он идеальный папа, ребенку 7 лет, он нас полностью обеспечивает. Я хотела – сидела дома, хотела – он подыскивал мне работу по вкусу. Все вокруг говорят, что муж меня безумно любит, а я ещё больше начинаю подозревать.
Раньше мы часто проводили время в общей компании, естественно, после ребенка все изменилось и муж часто уезжал подолгу на гастроли один, а я сходила с ума от ревности. Звонила сто раз по дню, подозревала. Все время думаю о том, что я стала хуже, не такой молодой и красивой, а вокруг него все так и вьются. Не знаю откуда эти мысли, ведь по сути я никогда его не любила. В последнее время я буквально душу его ревностью. Я сама это понимаю, но ничего не могу с собой сделать. Мы неоднократно ругались, мирились, кричали о разводе, я даже один раз вилкой в него ткнула в пылу ссоры. Он меня никогда пальцем не трогал, только руки заламывал, когда я порывалась драться, что ещё больше меня бесило.
Я сама всегда его провоцировала, хотя он часто мне лгал, о том где и с кем сидит, но как он говорит, чтобы избежать скандала. Я ненавижу ложь. Ненавижу быть в неведении. Не хочу быть той лохушкой, которая ждёт мужа дома, а он шляется где-попало. Мне очень тяжело. Я уже смотреть на него не могу без навязчивых фантазий об изменах. Понимаю, что мучаю его, но у меня будто тумблер в голове клинит. Я испытываю глубокое чувство вины за все плохие вещи, но извиняюсь крайне редко. Слова в горле застревают, или выдавливаю извинения. Иногда спрашиваю мужа, почему он терпит меня, а он говорит, что любит больше жизни и не понимает, почему такая как я выбрала его. А я не понимаю, как можно любить такую больную. Я сама себя ненавижу за все сделанное. Честно, я очень старалась исправится, сдерживаться, но меня хватало максимум на неделю. Где-то в статье об патологической ревности прочитала, что иногда человек сам ищет измен, поэтому продуцирует это на партнёра. Но я ненавижу предателей и никогда бы так не поступила, хотя возможностей было множество. В юности муж даже меня немного ревновал, но я быстро все пресекла. Я всегда все ему рассказываю, никогда не лгу. Хочу, чтобы и он делился со мной, но когда он рассказывает все начистоту, я ревную к каждому столбу.
Подскажите, что мне делать с патологической ревностью. Я не хочу никого мучить. Может, лучше будет разойтись? Я не хочу быть брошенной. Это унизительно. Хотя, наверное, это заслужила.
Автор вопроса: Кира Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Кира!
Двойственное впечатление от вашего письма. С одной стороны, я читаю сообщение адекватного человека, который понимает чрезмерность своих реакций, чувствует себя виноватым, ценит партнера, стремится оставаться с ним и ощущает ответное чувство.
С другой - очень сильно ощущается ваше "падение в травму". "Муж воспитывался без матери", - пишете вы, и у меня порой складывалось впечатление, что вы с ним ведете себя именно как мать. Вопрос границ - первое, что приходит на ум: "Даже в любви он первый объяснился, а я уже гораздо позже это сказала, и то больше в ответ, чтобы не обидеть" (это свидетельство того, что в мужчине вы не видите Взрослого, а как будто - Ребенка, которого может "разрушить" ваш отказ).
"Я своей слежкой разоблачила друга своего мужа в измене! Я обиделась на мужа, что он знал об этом и мне ничего не рассказал, а я ведь ему все рассказываю". Насколько, как вам кажется, вы соблюдаете чужие границы? То, что муж "должен вам все рассказывать" очень похоже на контроль. А где контроль - ВСЕГДА будет импульс к измене - просто для уравновешивания ситуации.
В том, что возле вашего мужа может оказаться кто-то другой, есть для вас нечто непереносимое. "Я не хочу быть брошенной. Это унизительно". То есть, ваши страхи связаны с унижением. (И с этим страхом нужно работать "отдельно" от ревности).
"Где-то в статье об патологической ревности прочитала, что иногда человек сам ищет измен, поэтому продуцирует это на партнёра. Но я ненавижу предателей..." Возможно, здесь вопрос стоит не о предательстве, но относительно полного проявления сексуальности. Из роли "матери" ее сложно проявлять. Если женщина относится к мужчине как к ребенку (контролирует, покупает продукты, полностью обслуживает, требует "рассказов" и т. п.), а не как к Взрослому, бессознательно может блокироваться сексуальность, потому что Мать - это не объект для сексуального желания. Иногда желание проявиться сексуально может неосознанно "приписываться" мужу. Не знаю, ваш ли это конкретный случай, я пишу сейчас об общей закономерности.
И вот эта фраза из письма как-то резанула: "Иногда спрашиваю мужа, почему он терпит меня, а он говорит, что любит больше жизни и не понимает, почему такая как я выбрала его". Как будто вы оба ощущаете себя "недостойными" и символически "наказываете друг друга" за что-то, что не принимаете в себе. Когда отношения строятся сквозь призму "вечной вины", то они имеют такие пограничные проявления, о которых вы писали.
Я бы рекомендовала начать с очерчивания ваших личных границ: "это мое", а это "не мое". У меня ощущение, что сейчас вы и ваши отношения - как будто одно целое - вы целиком в них. В слиянии с мужем. И если он - часть вас, конечно, его нужно тотально контролировать. Попробуйте отделяться хоть в малом. Например, звонить не 10 раз в день, а - 8 :) Или подумайте, как еще это может проявляться. Контроль - это давление. А от давления бессознательно хочется уходить.
Второй шаг - это психологическая работа с вашими внутренними состояниями. Страх, вина - это базовые негативные эмоции, с которыми вы имеете дело, они будут постоянно "фонить". Это лучше делать с психологом. Если самой - вам важно найти "контейнер" - кого-то или что-то, что их может выдержать (дневник, рассказывание о них и т. п.). Когда они будут осознаны полностью, проанализированы и пережиты, можно будет формировать новые состояния - и новую реальность.