Не могу забыть бывших парней своей жены.

Вопрос психологу:
Добрый вечер. Меня много лет мучает свой глупый поступок о котором не могу забыть.
Я познакомился с девушкой в институте 1998 году. Я был у нее первым мужчиной. Мы были разными но нас сильно притягивало друг к другу. Я боялся сказать что ее люблю и мне трудно без нее жить. Но родители (мама) возможно боялась что я брошу институт из за нее (возможно она забеременеет). Я понимал что не могу на ней женится так как 3 курс и содержать семью не смогу. были трудные времена. НЕ мог ни с кем посоветоваться. Так тяжело было принимать решения. Но я решил ее бросить. Сказал что я еще не нагулялся. И главное считал себя не достойным ее.
Прошло 2 года. Я ничего хорошего в жизни не нашел. Моя жизнь начала катится вниз. Мне достался дом по наследству и я решил вернутся к своей любви так как нам было где жить. Я пишу сам понимаю как это глупо. Но у парня в 23 года были такие мысли.
Мы начали жить вместе. Но потом я узнал что у нее были мужчины. НЕ то что была любовь. Ее обманули и воспользовались. Она поверила так как была одинока и ей нужно было устраивать свою личную жизнь.
Но не дает мне покоя, что я оставил ее в трудную минуту и сделал ей очень больно.
Положительное то что мы увидели жестокую жизнь. Прошли трудности вместе. Любили и любим друг друга очень сильно.
Но я не могу простить себе своей вины. Я успокаиваю себя что это ее была жизнь. Но время от времени приходят глупые мысли в голову. Я пытаюсь найти кого-то виноватым. Но никто не виноват. Я должен был сделать правильный поступок. Я получилось что я поматрасил и бросил.
Подскажите может наша ситуация не единичная. Просто трудные 90-е дали нам нахлебаться трудностей. Трудно было учиться и найти работу которой не было вообще.
Спасибо.
Автор вопроса: Игорь Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Игорь!
Насколько я поняла, вас мучают чувства вины за прошлое и ревность. И вы думаете: что было бы, если бы вы тогда остались вместе? И, возможно, кажется, не было бы этого прошлого вашей любимой женщины, которое не дает вам покоя.
"Я пытаюсь найти кого-то виноватым. Но никто не виноват. Я должен был сделать правильный поступок. Я получилось что я поматросил и бросил".
Вероятно, вина настолько тяжела и непереносима, что вы и вправду хотели бы ее на кого-то "перенести" (может быть, бессознательно вы вините и свою жену).
По моим ощущениям, это чувство вины возникло у вас как будто бы раньше. Вы пишете: "И главное считал себя не достойным ее". Если вы "недостойны", то там оно тоже сквозило. "Она лучше меня, я недостоин" - это про внутреннюю вину. И когда она есть, всегда найдутся внешние обстоятельства, которые заставят вас вновь и вновь это переживать.
Поэтому мне видится необходимость работы с вашим прошлым, теми ситуациями, которые привели к этому ощущению "я недостоин". Оно подразумевает, что кто-то всегда важнее вас. Значительнее. Часто это родительские фигуры.
...Вы не могли содержать семью тогда, но предпочли сказать, что "еще не нагулялись". То есть, не сказали правды. "Я боялся сказать что ее люблю и мне трудно без нее жить". Боялись выразить свои настоящие эмоции. И это, скорее всего, идет из детства. Мелькнула фраза о маме, которая боялась, что вы бросите институт... И вы тогда предпочли послушать не себя, а родителя.
В вашем письме много чрезмерной ответственности: как будто бы ваша жена не взрослый человек, а ребенок, хрупкий и уязвимый, которым воспользовались и которого обманули. И вы видите себя таким "обманувшим агрессором". Это преувеличение, которое является следствием какого-то травматического опыта.
Подумайте о том, как вы привыкли выражать эмоции? Что вы делаете из этого чувства вины? А что - из других состояний и чувств? Как бы вы хотели себя ощущать, учитывая все факты вашей личной биографии, которые уже не изменить?
Я бы рекомендовала терапию или консультации с психологом для выравнивания вашего состояния.