Снятся кошмары после смерти матери. Как перестать чувствовать себя виноватой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 20 лет, чуть больше года назад я потеряла маму, поэтому мне понадобилась ваша помощь, потому что у меня проблема. 18 ноября 2017 года умерла моя мама. Я чувствую свою вину, и мысль о том, что я могла ей помочь не покидает меня, поэтому, наверное, мне снятся кошмары, сны, в которых я прошу прощение у мамы. Как мне от этого избавиться? Прошло уже больше года, но мне почти каждый день снятся подобные сны. Просыпаюсь в слезах, и с виной на душе, что не смогла исправить ситуацию. Моя мама покончила жизнь самоубийством, и мне все время кажется, что я могла это исправить, изменить. Я постоянно думаю об этом. Как перестать об этом думать? Как перестать считать себя виноватой? С отцом у нас хорошие отношения, мы общаемся, почти каждый день созваниваемся. Кроме него у меня ещё есть две старшие сестры и младший брат, я не могу поговорить с ними об этом, не могу сказать что у меня на душе. Они считают маму виноватой, что она оставила нас и пошла на такой шаг, и мне кажется, если я поговорю с ними об этом, о том что ее можно понять, они будут говорить что я не права, что её поступок никак нельзя оправдать. Я ни с кем не могу об этом поговорить, хоть родственников у меня много. Тети, Дяди, бабушка, братьев, сестёр, но поговорить об этом не с кем. Я надеюсь, что вы мне поможете. С не знакомым человеком об этом поговорить легче и рассказать о своих проблемах и переживаниях. В первую очередь я бы хотела избавиться от кошмаров, и ещё как перестать чувствовать себя виноватой в данном случае?
Автор вопроса: Лера Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Елена.
Добрый день, Лера!
Я сочувствую Вам и разделяю ваше горе. Потерять маму в таком молодом возрасте, да ещё и по причине суицида, это страшный стресс.
Прошу Вас понять, принять и осознать, что в жизни случилось так, как случилось, и вряд ли по-другому могло бы быть. Мы не можем прожить жизнь за других людей, не можем заставить их думать так, как думаем мы. У каждого человека есть право на свободу выбора: он есть у Вас, он был у Вашей мамы.
Чувство вины, и, как следствие, кошмары по ночам в такой ситуации, это абсолютно закономерно. Вам просто сложно смириться и принять смерть как таковую. Что Вы могли бы сделать тогда? Как могли бы помочь? Было бы это успешной попыткой?
Лера, в первую очередь, простите саму себя, прекратите брать на себя ответственность за чужое решение уйти из этой жизни.
А если бы у Вас, не дай Бог, была бы аналогичная ситуация в жизни, как у мамы? Вы уверены, что поступили бы адекватно? И прислушались бы к чужим советам? А стали бы винить своих детей за СВОЁ решение (пусть и неверное, и страшное)?
Итак, первое, это чёткое принятие и осознание вышеизложенного. Второе - негативные эмоции и чувства. Их нужно проработать. Обязательно. Желательно со специалистом. Если нет такой возможности, примените технику "Письмо": представьте, что у Вас есть возможность сейчас написать письмо Вашей маме, она прочтёт его обязательно. Опишите всё, что Вы хотели бы ей сказать: не стесняйтесь, дайте себе волю в этом письме, отобразите все эмоции, чувства и мысли, которые Вы питаете. Можете написать несколько писем (по одному в день или в 2-3 дня) - Вы увидите, как с каждым новым письмом, Ваш крик души будет тише, боль будет уходить, на смену придёт принятие и смирение. Каждый раз письмо сжигайте (лучше в огне восковой свечи, пепел - в санузел), затем нежно пройдитесь каждым пальцем руки по пламени, пусть немного ещё погорит, смотреть на пламя очень полезно в любых случаях!
Процесс горевания над умершим - это процесс ОТПУСКАНИЯ его. Отпустите душу Вашей мамы, и , в свою очередь, простите её за такую тяжёлую ошибку. Ведь ТАМ она уже давно всё поняла и осознала, и, думаю, мучается от чувства вины не меньше Вас. Так не держите, отпустите с Миром друг друга, помогите маме уйти в СВЕТ и ПОКОЙ. Тогда и Вы успокоитесь, и кошмаров больше не будет.
Желаю Вам как можно скорее обрести спокойствие на душе и лёгкость.
С уважением, Елена.