Ненавижу себя за ложь.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я устала от постоянного вранья. Я поступила в университет три года назад. Обучалась два года а потом меня отчислили. Восстановиться туда я не могу ( по личным причинам). Родителям побоялась сказать об этом. пришлось соврать, что якобы перешла на заочное обучение. Они думают что я учусь на третьем курсе. После окончания "сессии" попросили показать мои оценки в зачётной книжки. Естественно я не сдавала никакой сессии и что делать даже не знала. Я смухливала . Мой жених помог мне в этом. Не буду рассказывать как именно. Но мы совершили такую ошибку, что его чуть ли не отчислили с университета. Вызвали его родителей в деканат. И они узнали о том что я была отчислена и что провернула с ним такие "махинации". Теперь меня грызет совесть. Как его родители будут относиться ко мне, после этого. Захотят ли такую жену своему сыну? Жених говорит, что ничего страшного, родители это спокойно восприняли. Но я знаю что он меня лишь успокаивает так. А больше всего меня беспокоят мои родители, рано или поздно они узнают правду и узнают что я обманывала их. Не знаю что мне делать. Хочу заново поступить в этом году, но не знаю смогу ли, количество балов повысилось. Родители ждут когда же я начну работать по своей специальности. Они просто зациклены на моем образовании. Я просто в растерянности. Думаю пройти какие-нибудь курсы несколько месяцев, чтобы хоть какое дело освоить, а потом работать в этом направлении. Но родители ведь будут ждать когда я принесу им диплом. Прошу помогите мне разобраться в этом, все мои мысли запутаны. Я не хочу говорить правду, это их сильно ранит, они не смогу доверять мне и как быть с родителями жениха, что они подумают о своей будущей невестке?
Автор вопроса: Кристина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Здравствуйте, Кристина.
Вы просите: "Прошу помогите мне разобраться в этом, все мои мысли запутаны".
Давайте их распутывать.
1. Я бы хотела вначале поработать с Вашими страхами. Но, так как в своей работе применяю методы телесно-ориентированной терапии, в письме сложно описать метод - мне необходимо видеть и слышать человека. Тело практически никогда не лжет и эффект достигается быстро. А страх является в чем-то аккумулятором энергии, ведь огромное количество ее Вы тратите на поддержку своего страха.
И вот только после освобождения Вас от страха, можно начать говорить об ответственности. И выборе альтернатив.
2. Берем два листа бумаги.
На первом пишем вариант - признаться во всем родителям. на втором - не признаваться. И по каждому из вариантов выбора начинаем работать (по методу И. В. Цилинченко):
1. Выпишите все свои убеждения, сомнения и страхи, не игнорируйте даже самый мельчайший. Проговорите вслух название каждого страха, прислушавшись к своим ощущениям. Проранжируйте страхи по возрастающей, прислушиваясь к их силе и эмоциональной комфортности: самый нестрашный (еле заметные ощущения) - на последнем месте, самый страшный (полный дискомфорт) – на первом.
2. На листе бумаги распишите, каким видите своё будущее в результате сложившейся ситуации?
- Какие мои потребности сможет удовлетворить этот выбор?
- Как моё решение повлияет на интересы других участников процесса (ситуации)?
- Как может отразиться, на моих планах и целях, каждый выбранный вариант решения?
- Насколько для меня является важным каждый вариант, и насколько – другим участникам, которых коснётся мой выбор?
Выберите 2-3 (можете больше) наиболее "страшных" страхов и пропишите конечный результат, который вы предвидите. Продолжая прислушиваться к своим ощущениям, пишите подробно. (Каждый вариант прописывайте отдельно).
- Что изменится, если я сделаю этот выбор? (Описываете и анализируете возможные сценарии).
- Какие непредвиденные трудности могут появиться в результате этого выбора? (Представляете самые большие проблемы).
- Что нужно будет предпринять для их решения? (Учитываете свои возможности и ресурсы).
Детальный анализ, поможет вам определить, какой вариант выбора наиболее эффективный и безопасный в применении.
Важно научиться сравнивать плюсы и минусы. Для облегчения работы, лист бумаги разделите вертикальной линией пополам. В левой колонке перечислите все положительные, а в правой – отрицательные результаты (записывайте все как ощутимые, так и незначительные). Обычно лучший выход, тот, где больше плюсов. Но иногда страхи мешают правильно оценить перспективу.
В вашем арсенале уже имеются вероятные варианты развития событий. Представьте реализацию каждого шаг за шагом.
- Что произойдёт, если выберу, то или иное решение? (Зафиксируйте в мельчайших подробностях).
- Как может мне помочь мой опыт в принятии решения? (При этом важно учитывать свой как "+", так и "--" жизненный опыт).
- Что является основной причиной этого выбора? Соответствует ли он моим истинным желаниям (потребностям)?
- Какова степень риска, количество и качество возможных потерь?
- От чего я готов(а) отказаться, решив поступить так, а не по-другому (сделать этот выбор).
Задав себе вопрос, послушайте внутренний ответ – это первая мысль, что приходит в голову. А последующие за ней – уже оправдания.
- Внутренний голос поддерживает вас или отговаривает делать этот выбор?
- Принимая решение, вы испытываете радость, вдохновение - буквально загораетесь от своей затеи? (Значит, вы на верном пути).
- Выбор в вас вызывает ощущение дискомфорта, скуку или апатию? Интуиция шепчет о сомнениях, отговаривает? (Тогда это подсказка, стоит прислушаться к этому шепоту).
- А какой вариант выбора принесет мне облегчение и хорошее настроение прямо сейчас?
Представьте ситуацию, что выбор вы сделали, и наступило "завтра" - следующий день (неделя, месяц, год) после принятия того или иного решения. Постарайтесь представить всё в мельчайших подробностях, продумайте, что произойдёт. Иного способа понять правильность выбора – не существует. Прислушайтесь к себе, к своим ощущениям…
- Вы испытываете радость, вдохновение, гордость, прилив энергии? (Это сигналы верного выбора и мудрого решения).
- Вы чувствуете непонятный дискомфорт, возможно, сожаление или стыд/вину? (Не стоит игнорировать эти чувства, - лучше ещё раз пройти предыдущие "шаги" и проанализировать выбор).
Если остались, хоть минимальные сомнения, сделайте перерыв перед принятием решения и постарайтесь отвлечься.
Если же время с выбором "поджимает", сделайте паузу хотя бы длинною в ночь – "утро вечера мудреней". Главное, после "перерыва" не затягивайте с решением.
3. Можно использовать метод "Декартова окна"
Пишем первый вариант выбора, чертим таблицу из 2 граф и 2 столбцов. В верхнем левом пишем "Что случится, если это произойдет?". В нижнем левом "Что не случится, если это произойдет?". В верхнем правом - "Что случится, если это не произойдет?", в нижнем правом - "Что не случится, если это не произойдет?" И честно отвечаем. По второму варианту работаем так же.
В результате проблема вселенского масштаба уменьшается до уровня задачи, которую можно решить.
И, в самом деле, не отрекутся же родители от своей дочери, если она совершила ошибку? Ведь ничего непоправимого, на самом деле, не произошло - да, вы забрали документы из ВУЗа, да, пытались смухлевать с зачеткой, до, боялись признаться. Но.... Вы получили урок и заплатили за него. И даже если Ваши родители обидятся на Вас (а это вполне ожидаемая реакция), откажутся обеспечивать Вас (а это, опять-таки, тоже ожидаемая реакция), Вам просто придется поступать на заочное и искать работу, что тоже, согласитесь, является вполне разумным выходом, к которому Вы и сами пришли.
Кристина, в принципе, можно посмотреть на ситуацию, как на контрольную работу - Вы в результате научитесь принимать взвешенные решения, брать на себя ответственность, идти от инфантилизма к зрелой личности.
Обращайтесь.
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна.