Постоянное чувство вины и мрачное состояние. Что делать? Как себе помочь?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Из 52 лет, где то 47 я живу с постоянным чувством вины. Отец был суров, может даже деспотичен. Хотя и люблю его до сих пор. Всё что я ни делал , все не правильно. За все детство пару раз похвалил. Впервые ужасное состояние я ощутил когда мне было 6 лет. Отец отправил меня жить к дедушке и бабушке на целый год, до школы. И вот когда я прожил у них определенное время в забитом селе где то полгода, к деду и бабушке приехал со своей семьей их сын, мой дядя. Они пробыли пару недель, я играл с братом и все было якобы хорошо. И вот настало время расставаться. Они уехали. И что же произошло со мной!?!!? Мне стало невыносимо плохо, мне хотелось броситься в озеро. Бабушка заметила это, но ничем не смогла помочь мне. Хотя я и сам ей отвечал на её -"что со мной?", что ничего. Я считал дни, к тому времени уже читал, писал, считал и т.п. Прошла ровно неделя пока все успокоилось. С тех пор я боялся сделать что то не так потому, что это чувство могло вернуться.
После окончания 8 классов уехал учиться принципиально от отца. Учеба вдалеке от дома оказалась так же не мёдом. Потом армия, нужно было стать волком, иначе пропадешь. Хорошо, что не накосячил криминал. После армии заметил - в каких либо смешных ситуациях мне не смешно, анекдоты для меня стали просто рассказами со смыслом но не со смехом. Я перестал их запоминать. В данное время, то бы не подумал - чувство такое, что всё это нехорошо, и как будто я в этом виновен. В груди все сжимается, бросает в пот, паника а иногда и страхи. Смеюсь о-о-о-очень редко, а если в кругу друзей и улыбаюсь, то не по настоящему : )) А если и смеюсь от души, кстати приближенные не понимают меня почему я так смеюсь, то умываюсь слезами. За все эти годы такое состояние повлекло массу всяких заболеваний. Можно ли как то улучшить свое МРАЧНОЕ состояние, хотя бы медикаментозно. Я считаю, что больше мне ничего не поможет. Спасибо
Автор вопроса: Макар Возраст: 52

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Макар. Из вашего письма я услышала, что вы живете с постоянным чувством вины перед отцом. Вы говорите, что все чтобы вы ни делали, было неправильно.
Задайте себе вопросы очень важные:
Если бы была еще раз такая ситуация с отцом и братом, вы бы поступили по-другому или также?
Если также, значит – это ложное чувство вины, значит вины нет, а за этим чувством стоит что-то другое, может быть печаль или разочарование.
Если по-другому бы поступили, то это вина. Что такое вина? Это нарушение каких-то собственных принципов.
Вы пишите, что отец был суров, даже деспотичен. Было ли с его стороны это манипулирование чувством вины? Может быть речь идет о «плохом характере» отца? Это все выясняется в беседе с психологом лично.
В настоящее время преобладает плохое настроение, мрачное состояние, чувство вины. И проявления в теле: «в груди все сжимается, бросает в пот, паника, а иногда и страхи». Пессимизм и нет радости в жизни, - вы говорите о том, что редко смеетесь, но от души, искренне.
Это хорошо, что вы решили обратиться к психологу и ищете способы работы над собой и изменения этого состояния.
А пытались ли кому-то рассказать, что с вами происходит? Есть ли у вас такой человек, который готов выслушать и все принять, не обвинять, а понять?
С чем связаны эти ощущения в теле и когда они возникают? На что реагирует ваше тело таким образом? Хорошо бы понаблюдать и описать потом в своем дневнике. Надо осознать на что или кого реагирует ваше тело таким образом. Дело в том, что тело «все помнит». Если в нашем мозге записались какие-то нейронные сети – реакции на какие-то интонации или ситуации в детстве, то, будучи взрослым и попадая в чем-то похожие ситуации, это может быть даже незнакомый человек с какой-то похожей интонацией на интонацию вашего отца,- все это запускает сформировавшуюся в детстве нейросеть, и бац – реакция, вина или другое чувство. Мы часто не осознаем, что происходит, иногда нам сложно отследить подобную связь.
Что же делать?
1. Осознать это, выявить ситуации и связи (желательно вести дневник осознания, делать записи каждый день, утром или вечером).
2. По поводу этого: «в груди все сжимается, бросает в пот, паника, а иногда и страхи». Вернуть радость жизни. Как? Напишите список из 100 что вас радует и дает энергию.
Делайте из этого что-то каждый день. Например, игра с собакой. Общение с родными, друзьями. Поход в кино и т.д.
3. Очень хороша практика благодарности и радости.
Наверное, уже года 3 я каждый день пишу в дневнике: что меня радовало сегодня (3 вещи). Это может быть чудесный кофе, или звонок друга или хорошее кино, или просто улыбка чья-то.
А также Благодарность: за что или кому я сегодня благодарен (тоже минимум за 3 вещи) Только это лучше прочувствовать и записать тоже в дневнике.
Эти практики придумала не я, они из позитивной психотерапии, опробованы тысячами людей, проводились исследования, да и на себе я отмечаю, как они работают. Просто иногда на это мы не обращаем внимания, а на самом деле такие мелочи делают нашу жизнь прекраснее, радостнее и богаче.
4. А сейчас самое главное, как избавиться от чувства вины? С этим надо поработать основательно. Рекомендую вам технику, которую можно сделать самостоятельно, если рекомендации не помогут, то желательно обратиться за помощью к психологу лично. Все-таки лично работа пойдет быстрее.
Напишите 1 письмо или записку тому, перед кем вы виноваты (отправлять не нужно) опишите причину, по которой вы так поступили. Задайте вопросы: Как ты считаешь мне следовало поступить, чтобы ты меня простил? Что мне делать было? Попросите прощение.
Напишите 2 письмо от лица того, перед кем вы себя считаете виноватым. Это позитивное письмо должно быть, которое бы успокоило вас. Оно короче в два раза первого. В нем есть прощение и ответы на вопросы.
Напишите 3 письмо от лица того, перед кем вы считаете себя виноватым. Этот ответ недоброжелательный, самый худший ответ, который вы могли бы ожидать без прощения, без понимания, без объяснений.
Осознайте свои чувства после этих писем. Что изменилось? А изменится точно!
Желаю удачи! Ваш психолог Костюкова Наталья.