Чувство тревоги. Год назад умер мой муж и меня не покидает чувство вины.

Вопрос психологу:
Добрый день. Хочу услышать ваше мнение и понять как двигаться дальше .
Год назад умер мой муж и меня не покидает чувство вины .
12 лет мы прожили в браке , любимая дочь , уютный дом ,две собаки ,со временем взгляды на жизнь и время провождения
стали абсолютно разные , всё время были разногласия по поводу воспитания ребенка,постоянные ссоры ,но в тоже время привязанность друг к другу ,как будто когда мы ссорились мы понимали что всё ещё любим друг друга, в конечном итоге я приняла решение - забрала дочь и ушла ,главная причина - его безработица и алкоголь. Через год он умер . Мужа я любила и на данный момент я постоянно испытываю чувство вины ,что если бы я? ......каждый день я раскладываю по полочкам в чём я заблуждаюсь ,но это занимает много сил и времени ,я как будто зациклилась только на прошлом, из-за этого злость и раздражительность основные эмоции в моей голове .Я загрузила себя работой,хожу в тренажерный зал , могу свободно общаться с противоположным полом ,но на уровне дружбы , сменила место жительства, чтобы поменять мировоззрение и мысли , но контакты с его близкими не прекратила , возвращаясь в их среду, видя его отца , который очень на него похож ,я ка будто возвращаюсь в прошлое где у меня было всё чего я сейчас не имею и по чему очень скучаю ,по нему очень скучаю ,но это общение приносит мне горестные воспоминания ,а я всё равно в них окунаюсь .
На данный момент у меня нет отношений с противоположным полом ,остался какой то страх что привязанность чересчур болезненная для меня ,и терять любимых людей чересчур больно ,Спасибо за ваши ответы )
Автор вопроса: Ника Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Ника! Несмотря на то, что были разногласия и Вы ушли от мужа, но продолжали его любить, привязанность к нему сохранилась и он не стал для Вас посторонним человеком, поэтому Вы скорбите об утрате. То, что Вы сейчас чувствуете - абсолютно нормально, это процесс горевания. Нужно пройти через него, чтобы вернуться к жизни и снова ощущать положительные эмоции и чувства.
Вас мучает чувство вины. Подумайте, кто был ответственен за то, что так сложилось? Только ли Вы? Можно ли сказать, что именно ваш уход привел к смерти мужа? Ведь он, будучи взрослым человеком, мог предпринимать разные действия, мог сам отвечать за свою жизнь. А Вы имели полное право распоряжаться своей жизнью. Ника, Вы можете написать письмо своему мужу, высказать все, что на душе накопилось, а другой рукой (не ведущей) написать себе на новом листе ответ от него. Как Вы считаете, хотел бы ваш муж, чтобы Вы чувствовали себя виноватой, чтобы Вам было плохо? Что бы он Вам мог сказать, если бы узнал, как сильно Вы переживаете? Важно именно написать об этом, а не просто обдумать. Это даст Вам возможность выпустить вашу боль, ваши переживания.
Вы продолжаете общаться с близкими мужа и это, хоть и приводит Вас к печальным мыслям, но тоже способствует проживанию горя.
Вы боитесь новых отношений сейчас, ведь терять любимых больно. Но Вы скучаете по тому, что было. Скучаете по тому периоду, когда чувствовали себя любимой и любили сами, по заботе и уютному дому. Новые отношения, после всего случившегося, конечно, может быть страшно начинать. Но отвержение шанса на новую любовь, отношения, семейное счастье, похоже на ваше добровольное заточение себя в темницу.
Вы мудро поступаете, что не бросаетесь, как в омут с головой, в новые отношения, ища спасения от тоски, а остаетесь в отношениях дружеских. Ведь так Вы можете узнать окружающих Вас мужчин лучше, понять, кто для Вас может быть только другом, а с кем хотелось бы нечто большего.
Попробуйте выполнить следующее. Представьте себе настоящую темницу и тюремщика, который говорит, что Вы сможете выйти на свободу тогда, когда ответите на три вопроса:
- Зачем ты здесь?
- Где в зиме есть весна?
- Что сейчас в твоем сердце?
Ответьте на эти вопросы, проанализируйте свои ответы.
Подумайте, какой Вы станете после "выхода из темницы"? Что изменится в Вас внутренне? Что изменится внешне? Что изменится в ваших действиях, в образе жизни? Что Вы можете сделать прямо сегодня, чтобы выйти навстречу этим изменениям? Каким будет первый шаг? Сделайте это.
Ника, банально, но - ничто не вечно и никто не вечен. Изменения неизбежны, на протяжении всей жизни рано или поздно наши дороги с другими людьми расходятся: друзья, когда интересы и стремления становятся разными, близкие люди, когда уходят в мир иной, подросшие дети, когда начинают жить своей взрослой жизнью... Каждый раз это тяжело. Утрата, когда дорогого человека больше нет в живых - самая горькая. Но умение отпускать очень важно во всех случаях.
Как бы кощунственно ни звучало, хотя ушедшего любимого человека заменить никак и никем нельзя, но вместо отношений с ним приходит в жизнь что-то новое, совсем другое. И жизнь продолжается. Но многое зависит от нас самих: проведем ли мы жизнь в вечном трауре или, отгоревав, сохраним навсегда светлую память о тех, кто был в нашей жизни, кто принес в нее много хорошего, и будем идти дальше.
Ника, напоследок вот что скажу: закройте прямо сейчас, когда дочитаете все до конца, глаза и представьте себе... себя же, только через 40 лет. И Вы, в свои 75 лет, оглядываясь на свое прошлое, очень довольны тем, как сложилась ваша жизнь. Вы в этом солидном возрасте пережили многое: и горести, и счастье. Когда-то Вы потеряли вашего мужа, но после этого произошло еще много-много событий. И сейчас, в свои 75, Вы абсолютно счастливы: в вашей жизни немало людей, которым Вы дороги и которые дороги Вам. Какой совет эта не самая молодая, но очень счастливая женщина может Вам дать сейчас? Прислушайтесь к этому совету.
Ника, желаю Вам сил, чтобы пережить этот непростой период.
С уважением,
Виктория.