Чувство вины перед умершей бабушкой.

Вопрос психологу:
В начале февраля у меня умерла 81-летняя бабушка, мой последний родной человек на земле. Примерно за год до этого я перевезла ее к себе в Москву, а за несколько часов до ее ухода у меня случился нервный срыв: соседи сверлили, мне нужно было во что бы то ни стало закончить и сдать работу (так как она уже не ходила, я работала из дома), а она отвлекала. Все наложилось одно на другое. В какой-то момент я не выдержала и ее отругала. Помню, что чуть ли не плакала, что мы останемся без средств к существованию, а она грустно комментировала "опять работа". Потом я быстро взяла себя в руки, уложила ее спать и бросилась доделывать начатый материал. А спустя некоторое время заметила, что ей плохо. У нее начались предсмертные хрипы. Как потом объяснил патологоанатом, причина смерти - старость и никакое расстройство тут ни при чем (ей поставили отек мозга и сенильную дегенерацию головного мозга), но чувство вины лежит на сердце тяжелым камнем. Как я могла обидеть умирающего человека? Променять его на работу? Ради чего или кого? Почему сразу не заметила, что она потихоньку уходит? Не обняла, не приласкала? Так и стоит перед глазами ее обиженный взгляд... Извинилась и зацеловала ее в тот день только когда поняла, что она уходит, а скорая не успеет. Я мучаюсь, плачу и надеюсь лишь на то, что она все слышала, все понимала и простила, просто сказать уже не могла. В последнее время она называла меня мамой... Мой взрослый ребенок... А теперь такая пустота... Смотришь на пустой диван и ревешь. Я не знаю, как дальше жить.
Автор вопроса: Яна Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Денисова Виктория Юрьевна.
Здравствуйте, Яна!
Я Вам очень соболезную, смерть близкого родного человека – это всегда большое горе, и нужно время, чтобы с этим справиться.
На сейчас самое главное - не подавляйте в себе эмоции, дайте возможность им выйти. Позвольте себе поплакать, покричать, даже побить подушку или посуду, если потребуется.
Второй важный шаг – это простить себя и осознать, что Вашей вины в случившемся нет. Данное чувство испытывает каждый человек, кто сталкивается с такой бедой. И чем сильнее была любовь, чем больше сил и времени отдавалось умершему человеку, чем сильнее о нем заботились, оберегали, старались – тем сильнее чувство вины перед этим человеком.
Чтобы горе допрожить, напишите о своей бабушке, о своей любви к ней, о своем чувстве вины перед ней, о том событии, которое Вас так тревожит, когда Вы не смогли сдержаться. Выпишите все свои состояния и чувства, которые испытывали тогда и испытываете теперь.
Перечитайте и попробуйте реально оценить, есть ли объективно что-то, за что Вы можете себя винить?
Чувство вины начнет уменьшаться, когда Вы сделаете некое компенсаторное действие. Вспомните, что любила Ваша бабушка? Может быть выращивать цветы? Вязать или шить? Готовить? Это и будет Вашим искуплением перед ней, если Вы начнете в память о своей бабушке делать то, что она очень любила.
Возможно, таким образом раскроется какой—то Ваш талант, который раннее не проявлялся.
И тогда откроется то, что скрыто под тяжким грузом вины – возможности. Вы почувствуете, что в Вас заключена большая сила, которой Вы раннее не пользовались. Откроется то, что ранее было недоступно.
Подумайте, чтобы это могло быть? Что может нового прийти в Вашу жизнь, как она может поменяться?
И еще, очень важно осознать, что на место ребенка Вы поставили свою бабушку. И вы переживаете за свою бабушку, как переживали бы за свое дитя. И вот здесь еще и кроется нечто, во что очень важно посмотреть. Утрата бабушки = утрата ребенка, которого нет.
Обязательно проговорите про себя, а лучше глядя на бабушкину фотографию, что Вы понимаете и осознаете, что стоите на своем месте и Вы по отношению к своей бабушке - внучка, а не мама, а она Вам – бабушка, а не ребенок. И так правильно! Вы маленькая, а она большая. И она может Вас благословить на что-то очень хорошее, что Вы можете еще сделать в своей жизни. Бабушка может быть рядом с Вами и помогать Вам.
Проговорите, Вам будет легче.
Вас страшат перемены, страшит одиночество. Важно от этого не бежать, а признать, что это есть. И почувствуйте, что стоит за этим? Что самого страшного в переменах? Что самое страшное есть в одиночестве?
Пустота, про которую Вы пишите, важно заполнить чем-то ресурсным и конструктивным. Не уходите в зависимости (трудоголизм, еда, никотин, тот же алкоголь).
Напишите список того, на что у Вас теперь есть время. Чем Вы можете заполнить себя, что можете сделать полезного для себя?
Можно перестать работать из дома, записаться на дополнительные курсы, завести собаку или кошку, взять отпуск и поехать в путешествие!
Сделайте то, что раньше было невозможным, то, что Вам бы очень сильно хотелось! И помните, что любая тяжелая ситуация является ресурсом для развития.
Без этого мы бы не росли и не становились сильнее, и не открывались бы перед нами тогда новые возможности.
Дайте себе время! Вы справитесь!
Главное, осознайте, что у Вас нет нужды испытывать перед бабушкой чувство вины. И, конечно же, она бы сказала бы Вам об этом, если бы могла.
Подумайте, что Вы можете сделать в память о своей бабушке?
Как теперь поменяется Ваша жизнь? Какие новые возможности могут открыться перед Вами?
Начните писать новую главу в книге Вашей Жизни. А бабушка будет рядом, и она Вас в этом обязательно поддержит.
С Уважением, Ваш психолог - Денисова Виктория.