Беспокоит почти постоянное чувство стыда.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я всегда была душой кампании и всегда была уверенной в себе. Выступала на сцене, без проблем заводила новых друзей и делилась с ними своими мыслями и планами. А с недавних пор беспокоит почти постоянное чувство стыда. После разговора с людьми если взболтну лишнего, сильно задумываюсь и не могу это отпустить. Часто вспоминаю ситуации и думаю что нужно было поступить иначе. Всегда стараюсь следить за тем что говорю, если сказала что-то не то мне становиться стыдно и начинает тошнить. Иногда смотрю старые фото, вспоминаю тот день что я делала, и если мне это не нравится я начинаю загружаться. Хотя не сказала бы что преследую цель понравиться всем. Такое состояние беспокоит крайний год. Раньше вообще все равно было, всегда говорила что хочу и что буду делать, даже после алкоголя не стыдно было. А сейчас слишком зациклена на этом. Я довольно общительный человек и могу с любым завести знакомство. Но после знакомства анализирую что я сказала, громко ли я смеялась, не думает ли тот человек что я тупая и легкомысленная.... и если что-то не то сказала, становится стыдно. Если начинаю дурачиться перед друзьями, прыгать бегать, после посещают такие вопросы как «зачем ты бегала? Чего ты так бесилась?и тд. Даже в разговоре с мамой или очень близкими людьми если скажу что-то лишнее становится не по себе. Хочется повернуть время вспять и изменить своё поведение. Ещё при перепалках и ссорах начинает быстро биться сердце, тошнить, начинаю заикаться. Даже если это не словесная перепалка, а просто переписка. Как избавиться от этого чувства и жить свободно и спокойно?
Автор вопроса: Айнура Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Кудрявцева Ирина Александровна.
Здравствуйте, Айнура!
Чтобы понять, как избавиться от чувства стыда и жить спокойно, нужно разобраться откуда все пошло. Ведь ни чего не происходит без причины, вспомните, пожалуйста, после чего в вашей жизни появилось чувство стыда? Кто вас пристыдил и перед кем вам сейчас стыдно? Вам стыдно перед всеми или только перед определенными людьми?
Вы написали, что опасаетесь сказать или что-то сделать не то, и вам приходится себя контролировать или оценивать свои поступки со взглядом на прошлое. А если представить, что вы будете говорить, смеяться и делать так как вам хочется, то что произойдет? Это основные вопросы, от которых нужно отталкиваться, чтобы понять, откуда эти чувства в вас поселились.
Стыд также может являться результатом низкой самооценки. В этом случае, нужно изменить стыд на противоположное чувство гордости по отношению к себе и испытать ее. Примите себя такой «какая есть». Вспомните о своих поступках и качествах, которыми вы гордитесь. За что вы себя цените и уважаете? За что вас ценят и уважают другие люди? Что вы умеете и знаете, что у вас хорошо получается?
Какие у вас есть достоинства, которых вы раньше не замечали? Какие положительные и полезные стороны есть у ваших недостатков? Станьте независимым от оценок и мнений окружающих, от их одобрения или осуждения. Согласитесь с тем, что вас не обязаны принимать и одобрять все люди, часть из них имеет право отвергать вас. Вы можете сами выбирать, какие действия, поступки, решения для вас значимы, а какие – нет.
По поводу самочувствия во время ссор, здесь также нужно проследить, что именно в вас вызывает такие реакции? Причин может быть несколько. Я бы могла привести здесь примеры, но эффективней будет, если вы сами отыщите эти ответы, ведь на самом деле они уже у вас есть в подсознании. Очень хорошо, когда человек сам осознает и формулирует причины своего поведения, это уже половина решения вопроса. Хорошо бы обратиться за консультацией к специалисту, чтобы по полочкам все разложить.
Если у вас остались вопросы, с удовольствием на них отвечу.
С уважением, психолог Кудрявцева Ирина.