Не могу смириться со смертью мамы, не знаю как реагировать на женщину отца.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мама умерла 1,5 года назад. До сих пор не могу отпустить воспоминания, смириться с потерей. Чувствую, что одна половина меня рационально оценивает случившееся, принимает факт смерти, что близкого человека теперь нет рядом, что смерть - часть жизни, и всем суждено однажды потерять своих родителей, но другая половина до сих пор ищет ответ на вопрос, почему так произошло, в чем моя вина и вина всех остальных родственников. Мама была не просто родителем, но и самым близким человеком, другом. Мы почти всё время проводили вместе, разговаривали обо всём. Возникает чувство, что я никому не нужна, хотя семья и близкие друзья не раз доказывали обратное. Но тоска по тем временам, когда я могла каждую незначительную новость рассказать именно ей, не проходит. Притупляется это чувство, когда я нахожусь среди людей, занятая делом. Сейчас же на карантине, когда много времени наедине с собой, возникают множественные ситуации, на которые внимание полностью переключается. Это и мысли о смертельных болезнях, неадекватная реакция на любые изменения в организме, поиск болезней. Стоит утихнуть одной волне тревожности, тут же находится другая ситуация, достойная нездорового внимания. Такой оказалась ситуация с подругой отца. Отношение его ко мне не изменилось, но я догадалась о женщине. Опять же половина меня хладнокровно рассуждает, что жизнь идёт, что это закономерность, и я не против. Но другая половина испытывает бурю эмоций - злость, обида, зависть, ревность, боль и обида за маму. Наши отношения с отцом не слишком близкие, мы не делимся переживаниями. Но о женщине о мне сообщил, испугался моих слёз, успокаивал. Я моя вторая половина не хочет, что бы этот новый человек появлялся именно в моей жизни, на жизнь отца я не имею планов, ведь это его личная жизнь, а у меня нет, но для меня это не главный пункт переживаний. Переживания связаны с тем, что с этой женщиной он общается очень мило и нежно, признаётся в любви. К себе я такого отношения не замечаю, лишь изредка, когда сильно плачу и он меня утешает. Я не знаю про начальный этап отношений с мамой, как он относился к ней во времена начала совместной жизни. При мне был этап жизни, когда бытовые проблемы на первом плане, плюс его проблемы с алкоголем и вмешательство в нашу семью его родителей. Я вспоминаю лишь плохое, и черная обида поглощает меня полностью. Я плохо сплю, просыпаюсь с нервной дрожью во всём теле, плачу от каждой мелочи. Отец смеялся с моих разговоров о психологе, да и меня саму останавливает страх. Страх в первую очередь неизвестности во всех аспектах. Лично к той женщине я не испытываю неприязни, просто не хочу никак с ней контактировать, т. к. в принципе не люблю перемен. Чувствую страх, что останусь одна (мы живём с папой вдвоём) или, что он приведёт ее сюда, в мой дом (квартира моя по закону). Постоянно борюсь с ревностью, хотя отец ведет себя как раньше, даже сейчас больше задабривает меня покупками. Чувствую, что на смену этой причине тревожности придёт новая, я так и не выберусь из этого круга. После смерти мамы я потеряла любой смысл существования, живу от маленькой завышенной цели до другой. Держит на плаву учёба и общение, но сейчас ситуация карантина, я боюсь, что разговорами с друзьями о своих терзаниях отобью желание общаться со мною. Они поддерживают как могут, но я снова и снова возвращаюсь к мысли, что мамы нет. К ее горьким словам:"Вот меня не станет, тогда повеселитесь...", "Вы меня прикончите..." . После этих воспоминаний не хочется даже просто жить и ловить радость от солнца, животных и т.д. Вина за то, что не берегла маму, что грузила своими проблемами, что не настаивала заниматься здоровьем. Хочется перестроить мышление, но самостоятельно я не могу разобраться.
Автор вопроса: Олеся Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Бурма Яна Павловна.
Здравствуйте, Олеся! Примите мои искренние соболезнования. Терять близких людей очень тяжело. Но в любом случае Ваша жизнь продолжается и искать выход из сложившейся ситуации надо.
Вы пишете о том, что какая-то Ваша часть рационально оценивает ситуацию и понимает, что рано или поздно всем нам суждено остаться без родителей. С другой стороны поднимается вопрос о чувстве вины. Мне не совсем понятно, с чем это чувство связано? В чем может быть Ваша вина? Но есть одно правило работы нашего ума: " В любой сложной ситуации, касающейся нас или наших близких, наш ум выбирает ЛУЧШУЮ модель поведения из всех ему доступных". Исходя из этого, как бы не развивались события в Вашем случае, Ваши действия были верными на тот момент( учитывая Ваши знания, навыки и опыт). Попробуйте взглянуть на свою ситуацию под таким углом. Ведь чтобы Вы не делали в прошлом, навредить точно не хотели.
Следующий момент, о котором я хотела бы написать - это организация Вашего свободного времени. В связи с карантином и ограничениями мы все остались дома, один на один со своими мыслями и переживаниями. Вынужденную самоизоляцию легче пережить если найти себе занятие. Кто-то любит читать, кто-то рисовать, кто-то вязать или вышивать. Есть люди которые занялись изучением чего-то нового ( разведение комнатных цветов, завели домашнее животное). Подумайте о том, что подойдет лично Вам. Это может быть любое занятие, которое вызовет внутри Вас чувство удовольствия от его выполнения.
Теперь о новой женщине Вашего папы. Жизнь течет и приносит перемены. И эти перемены, как показывает опыт, всегда к лучшему. Никто и никогда не изменит тот факт, что это Ваш папа. Никакая новая женщина не займет место дочери. Я не знаю насколько у Вас с папой близкие отношения, но все таки, попробуйте поговорить с ним о своих переживаниях и эмоциях ( в приемлемой, для ваших с ним отношений, форме). Новая женщина - не обязательно соперница. В моей практике много примеров, когда мачеха и падчерица живут дружно и счастливо. Главное понять, как именно Вы хотите жить дальше.
Ну и напоследок немного практических советов. Все наши переживания появляются тогда, когда наш ум находится где угодно, только не в реальности. Он может путешествовать по прошлому и вводить нас в воспоминания, а потом в сожаления. Или же ум отправляется в будущее и мы испытываем переживания и страх от неизвестности. Все это никак не способствует спокойной жизни в реальности. Попробуйте, как только Вас будут посещать негативные чувства, закрыть глаза и сделать 10 глубоких вдохов и очень медленных выдохов. И при этом концентрируйте внимание на том, как Вы дышите.
И следующее предложение. Вечером, перед сном, минут на 10-15 включайте звуки природы и слушайте их, представляя то, что Вы слышите. Эта простая медитативная практика позволит Вам постепенно успокоить нервную систему и наладить сон, естественным путем. Главное, чтобы все это Вы выполняли как минимум месяц, регулярно.
Очень надеюсь, что информация будет Вам полезна! Будут вопросы - обращайтесь! Берегите себя!