Чувствую вину, что не рядом с мамой и не могу помочь.

Вопрос психологу:
Как избавиться от чувства вины? Я почти всегда чувствую что я должна быть сильной и справляться с трудностями сама. Моя история . Жила в Белоруссии
До 38 лет. В 20 лет вышла замуж.
Родила 2детей. В 28 лет осталась вдовой. Было очень тяжело с двумя детьми в 90 е годы. Родители очень помогали и бабушка. Но мне приходилось каждые выходные и отпуска проводить в деревне у родителей и помогать физически. Сейчас понимаю что я надорвала спину и поэтому сейчас мучаюсь с позвоночником и болями в ногах. В 38 лет уехала жить за границу , 20 лет назад. На Родине сейчас старенькая мама. Там два брата с семьями. А я все равно чувствую вину что не рядом и не могу помочь. И поехать сейчас не могу. И сама на пенсии по состоянию здоровья. Плохо слышу, уже 12 лет ношу слуховые аппараты. По телефону очень тяжело общаться с родными. В Белоруссии живёт моя дочь , ей 37 лет . Она перенесла операцию по удалению щитовидной железы. Но мои родные не могут понять это. И хотят чтобы она могла поехать и поухаживать за бабушкой. Хотя там еще две внучки и два внука
. Все взрослые. Маме моей сейчас 83 года, она живёт в деревне в большом доме, там все удобства и женщина которая за ней ухаживает.
Братья ездят каждые две недели на выходные и навещают ее. Когда я уехала из Белоруссии, живы были и папа и бабушка . Почему же меня не отпускает это чувство вины что я уехала и вроде как бросила маму и не могу ей помочь . Хотя здесь , в Дании мне мой муж помогает физически. Я часто нуждаюсь в его помощи. Плохо сплю, все время думаю что я виновата что не могу поехать и помочь. Очень тяжело психологически. Помогите. Спасибо.
Автор вопроса: Валентина Возраст: 57

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Валентина, здравствуйте!
«Как избавиться от чувства вины?» - просто принять сам факт, что вы ни в чем не виноваты. Что вы тоже заслуживаете быть счастливой. Что у вас сейчас есть ваши потребности, которые вы сами иногда без помощи мужа не в силах удовлетворить. Так ведь?
Так сложилась жизнь, что вы уехали из Белоруссии. На тот момент ваша мама еще была полна сил и энергии. Еще был жив ваш папа и бабушка. К тому же там живут два ваших брата. Подумайте – ведь каждый член вашей большой семьи хотел быть счастливым. Братья поженились, у них есть дети и внуки. Как думаете, если бы кто-то из братьев уехал из Белоруссии, он бы винил себя за это?
Я так понимаю, что вы очень воспитанный и благодарный человек. Что в ответ на помощь вам, когда вы овдовели, вы выкладывались по полной программе и изо всех сил, чтобы помочь вашей маме и бабушке. И там же заработали себе проблемы со спиной и коленками. Правильно? Ваши браться с женами физически помогали так же, как и вы?
У меня сложилось впечатление, что вам привили огромное чувство долга и поэтому вас изводит ваше чувство вины. И поэтому вы все время чувствуете себя виноватой. Когда человек винит себя в чем-то – он разговаривает с другими, как бы прогибаясь, извиняясь и оправдываясь. И тем самым дает повод другим (вашим братьям, маме) упрекать вас в том, что вы могли бы помочь. И пока вы не осознаете, что вы абсолютно ни в чем не виноваты, не перестанете оправдываться - вами будут помыкать и постоянно что-то от вас требовать и упрекать.
Скажите, что вы сделаете лучше, чем ваши братья, для вашей мамы сейчас, если приедете в Белоруссию? Кто будет помогать вам в то время, когда вы будете пытаться помочь вашей маме? Вы в состоянии сейчас оказать эффективную помощь кому-то? Зачем вы себя изводите своим чувством вины? Почему для вас так важно чувствовать себя виноватой? Что случится, если вы вдруг перестанете изводить себя, и не будете чувствовать виноватой? Что в этом самое страшное? Как изменится ваша жизнь? Что вы можете сделать для того, чтобы стать увереннее в себе? Кто вам может в этом помочь?
Я всего лишь предположу, но если бы вы тогда не уехали заграницу, вы были бы ломовой лошадью, которая всем должна помочь и не имеет права на собственную личную жизнь и счастье. И чем больше вы бы всего делали для других, тем больше были бы им еще должны. Потому что семья большая – нужно же, чтобы всем всего хватило. И если бы вы вдруг там заболели, вы все равно были бы должны. Так в чем тогда смысл вашей жизни? Где в ней место именно для вас?
Валентина, вы никогда не дождетесь понимания и сочувствия от родственников, пока сами себя не пожалеете и не полюбите. Пока не отбросите все свои эмоции и не подумаете здраво и хладнокровно о том, что это ваша жизнь, что она сложилась именно так, что вы находитесь именно там, где вы сейчас - и вы имеете полное право прожить ее так, как вам хочется. Не чувствуя при этом вины ни перед кем. Ваши родственники именно так и живут. И поверьте мне, они вполне справятся с тем, чтобы обеспечить вашей маме хороший уход.
Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что вы помогаете ровно так, как можете из Дании – вы отправляете деньги. А это уже огромная помощь. И ваша дочь, которая перенесла операцию, не обязана переехать к бабушке и ухаживать за ней. Она может навещать бабушку, когда у нее будет возможность. И вам нужно не оправдываться за дочь, а защищать ее перед родственниками. Почувствуйте разницу! Тогда и они будут более уважительно к ней относиться.
Годами чувствуя вину, вы залипли в этом чувстве. Вам нужно просто посмотреть на ситуацию со стороны и подумать о ней с позиции взрослой женщины, которая имеет полное право спать спокойно и быть довольной собой.
Если вы не сможете до конца самостоятельно разобраться с вашим чувством вины – обратитесь, пожалуйста, к психологу. Это будет более эффективно, чем просто письмо на сайт. Вы и так уже столько времени вашей жизни провели в муках вины – не пускайте этот вопрос на самотек. Помогите себе стать свободной от этого чувства женщиной.
И еще – это только предположение – проблемы со слухом у человека, залипшего в чувстве вины, часто бывают психологическими. Ваше подсознание блокирует слух, чтобы вы не могли слышать то, что вам уже не хочется или больно слышать. Чтобы вы не могли общаться с родственниками, которые вас в чем-то обвиняют. А возможно, вы просто не слышите себя. Я не даю вам надежду на то, что со слухом будет все в порядке. Но, если есть возможность – обратитесь к психологу – специалисту по психосоматике.
С уважением, Лелюк Алина