Обескураживают чужие успехи.

Вопрос психологу:
В детстве был отличником, должен был соответствовать идеалам родителей. Так и было до 7-8 классов. Тогда я с удивлением обнаружил, что мои, когда-то тупые и безмозглые, ограниченные и недоразвитые, одноклассники (не все, а человек 5 из всего класса) вдруг преуспели в науках и школьных дисциплинах. Я же почивал на лаврах. Одно время часто болел и пропустил занятия, на которых, как мне казалось, объяснили вещи, которые я так и не смог понять. По учебникам мало что было понятно, а почему я тогда не спросил учителей - не знаю, наверное сам был тупой и робкий. Успехи одноклассников и собственная неусидчивость, нецелеустремленность (предметы стали сложнее, а я все хотел взять одним махом, как раньше; как потом оказалось, у моих одноклассников были цели, кем стать после школы, а я и в последнем классе не знал, кем хочу стать) привели меня к тому, что я сам в себе разочаровался и, как сейчас говорят, "забил" на учебу. Школу бывший отличник окончил чуть ли не троечником. Долго пытался вспомнить, как я так скатился, озарение, воспоминание о тех годах пришло на днях: успехи одноклассников обескуражили. Я перестал быть первым, а учителя к новым лидерам относились с большим расположением. Как бы и не было меня до этого на доске отличников, с почетными грамотами.... Сам я по жизни, с детства, с заниженной самооценкой, но основанной на реальном осознании собственных возможностей. Труслив, робок, физически слаб. Плохо ориентируюсь в социуме, не люблю подлизываться, но часто замечал, что могу это сделать, при случае, лучше других. Бесцельный человек, ленивый, типа Обломова. Который на диване лежал. Лежал да помер. По мне, так лучше бы я не рождался вообще. Не понимаю, в чем смысл весь день суетиться, идти по головам, обманывать, лгать ради наживы, мучиться на работе, трудясь за других, отказывать себе ради будущего, вообще ходить на работу, потом на перерыв, потом домой и снова на работу. Только не пишите о мотивации, о пинке чудодейственном. Я вам говорю: взорвите хоть рядом ядерную бомбу, я с места не сдвинусь. Разве что, и то - из-за автоматического инстинкта самосохранения, рукой лицо прикрою. Реально, нет никаких целей, для изменения я уже староват, 41 год. Только не приводите примеры тех, кто в 60 стал известен благодаря тому, что курицу как-то особенно пожарил и сеть закусочных организовал. У меня амбиции немного другие, повыше. Только вот проблема в том, что а) изначальных ресурсов, духовных и материальных, у меня нет б) мотивации нет в) знакомств, связей полезных нет г) сам я ничего делать не умею, реально не умею, от текущего крана на кухне впадают в кататонический ступор д) Я НЕ ЗНАЮ, что делать для достижения конкретных целей. В этом и есть моя проблема. Я свои минусы знаю лучше других, да только способы преодоления мне неизвестны.
Автор вопроса: Анонимно Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
Здравствуйте!
Ваш стиль описания своего состояния понятен и интересен.
Начну свой ответ с Ваших строк о бесцельном, ленивом человеке, типа Обломова.
Обломов, уходя в себя, не находит в глубине своей духовной природы незыблемой нравственной опоры, способной спасти его от духовного растления, но начинает “жить в созданном мире”, потому как в грешном и порочном он себя не видит, мечтая о некоей новой благодати. Трагические итоги духовной биографии Обломова обусловлены прерыванием традиции Богообщения на пути к утверждению благодати силами человека» и здесь доминируют «слабоволие, апатия, лень. Такие люди нуждаются в опеке и покровительстве. Часто при этом наблюдается ипохондричность, наклонность к фобическим переживаниям».
Пишу я Вам это потому, что именно так реагирую на Ваши слова под буквой а).
Я не могу сказать это про материальные ресурсы, а вот духовные думаю стоит поискать в себе. Материальные, уверена - приложатся.
Анализируя установку «такова судьба», ключевую для Обломова, можно отметить , что она имеет негативную форму проявления – покорность, и позитивную – восприимчивость к бессознательному. Порождаемая им регрессия обусловливает апатию, потерю интереса к жизни, неадаптированность к миру. Но, в то же время, человек более открыт к источникам жизни в бессознательном, от которых он может получать адекватное решение проблем коллективного сознания своего времени.
Кроме того, если прочесть Ваше обращение, продолжу ответ анализируя Ваше детство. Ведь именно с него Вы и начали. И это действительно важно, в связи с тем что Ваше состояние похоже (не утверждаю) на «синодом отличника».
Синдром отличника - это стремление человека максимально соответствовать предъявляемым требованиям, делать все идеально, правильно, кропотливо и ответственно, ради получения высокой оценки со стороны окружающих. Часто - это повторяющаяся установка из детства, что любовь надо заслужить хорошими поступками.
Синдром отличника свойственен не только детям, как считают многие. Хотя, эта особенность личности формируется именно в детском возрасте – еще в начальных классах школы, но преследует человека на протяжении всей жизни, если он, конечно же, сам не захочет изменить ситуацию.
К чему приводит?
- эмоциональная неустойчивость, как результат постоянного эмоционального напряжения;
- трудность поддерживать работоспособность в условиях отсутствия похвалы;
Причины?
- когда родители замечают только достижения и делают чрезмерный акцент на ошибках и неудачах;
- частые ситуации социального сравнения;
- идея о необходимости держать планку, нельзя быть "хуже";
- как результат гиперкомпенсации - попытка справиться с какой-либо психотравмирующей ситуацией, например, публичного унижения.
Какой бы ни была причина, она так или иначе формирует у человека острую потребность в одобрении, любви и принятии. Опыт формирует у человека идею о том, что только хорошее выполнение деятельности делает его ценным.
Люди, которые привыкли в школе сдавать все предметы на “пятерки”, могут удивиться, что их сверстники куда более успешны в карьере, больше зарабатывают, строят крепкие семьи. Что не так со взрослыми отличниками? Здесь есть две основные причины.
Неподготовленность отличников к жизни в других условиях.
И, по иронии судьбы, именно они оказываются наиболее неподготовленными к новым обстоятельствам. Таких людей не учили проигрывать, смиряться с ситуациями, когда просто невозможно прыгнуть выше своей головы. Вот и Вы не смирились, а просто «забили» на учебу. Ранее , Вы поддерживали свою самооценку, благодаря отличным оценкам. В связи с тем, что Вы не считали себя физически сильным человеком , Ваша ценность для Вас была в этих же оценках. Вы соответствовали идеалам родителей, учителей и сверстников, для сверстников, возможно, именно Ваше отличное обучение, заменило Ваши слабые физические данные и робость, о которых Вы написали. А Какая же самооценка может быть, получив моральное поражение со стороны учителей: «Я перестал быть первым, а учителя к новым лидерам относились с большим расположением. Как бы и не было меня до этого на доске отличников, с почетными грамотами...» и не принять, не смириться с этим поражением. Самооценка, ещё больше падает.
Но падать всегда тяжело. Да и не могли Вы ничего с этим делать и не знали . А знание это, другими словами - воспитание , должно было исходить со стороны взрослых: родителей и учителей. Соответственно, родители хотели лучшего, и понятное дело, как знали так и воспитывали. Дети же, которые получали отметки хуже, росли в менее благоприятных условиях, а потому во взрослой жизни быстрее научились добиваться успеха. Такие люди могут несмотря ни на что ставить цели и идти к ним. Отличникам же нужно создать тепличные условия, которые всячески помогут настроиться на учебу или работу. К сожалению, жизнь не всегда позволяет нам находиться в комфортных условиях для выполнения того, что было запланировано.
Вторая причина - уровень внутреннего сопротивления.
Проблема кроется в завышенных требованиях к себе, окружающим, собственной жизни. Обладая признанными реальными талантами, человек с синдромом отличника может в итоге с большим трудом достигать поставленной цели, поскольку его уровень требовательности к себе, а также страхи не оправдать ожиданий, оказаться хуже других, встают на пути его действий. В то время, как среднестатистический человек уже бы начал действовать и получать результаты (пусть и незначительные), “отличник” будет анализировать происходящее и справляться с внутренними барьерами.
С возрастом ситуация будет только усугубляться. У людей с синдромом
отличника, как правило, заниженная самооценка и много страхов, которые блокируют действия. У них идет перекос в развитии личности: например, полная голова знаний, но низкий эмоциональный интеллект. Такой человек не может распознать свои потребности. Если спросить у него: «А чего хочешь ты?» — он вряд ли ответит на этот вопрос.
Как правило, люди, страдающие комплексом отличника, живут в фоновом режиме напряжения и тревоги. Значит, нужно выбрать подходящую Вам практику расслабления. Важно исключить занятия, где вы можете «получить оценку» и начать жаждать похвалы. Так что , соревновательные виды деятельности, увы, не подойдут. А вот заняться живописью наедине с собой, попробовать свои силы на гончарном круге, посетить бассейн перед закрытием (никаких заплывов на время!) — идеальные варианты! Ищите дело, которое не будет вызывать у Вас желания сделать его лучше всех.
И у Вас есть «Право на ошибку». Как бы ни было сложно «отличнику» разрешить себе ошибиться, сделать это крайне необходимо. Важно понять простую истину: ошибки допускать не только можно, но иногда и нужно. Они стимулируют человека на дальнейшие достижения, и не должны восприниматься как нечто катастрофическое. Может быть начните с ремонта крана...
Принятие критики «Отличникам» очень тяжело слышать критические оценки окружающих в свой адрес. Это задевает их самооценку и заставляет очень сильно расстраиваться, копаться в себе и даже может привести к аутоагрессии. Однако, чтобы побороть синдром отличника, придется научиться адекватно воспринимать чужую критику, а также извлекать из нее пользу для самого себя.
Естественно, не все описанное Выше, именно по пунктам, может относиться к Вам. Но если мне удалось понять и ответить для Вас с пользой, в рассмотрении и анализе своего внутреннего состояния , для дальнейшей опоры в нужное русло, я была бы очень рада. Знать себя, понимать себя, расти на духовном уровне, что будет положительно отражаться в душевной жизни - и есть цель нашего бытия. В самопознании и происходит наше изменение и неважно во сколько лет, в 40, 60 а хоть и 80.
С уважением Мария.