У него теперь другая. Возможно ли вернуть отношения и нужно ли?

Вопрос психологу:
Добрый день. Меня зовут Алиса, мне 32 года. У меня были крепкие и многообещающие отношения в течение 3 лет. Последний, 4 год, они начали разваливаться. Это продолжалось год. Сейчас они закончены, прошло уже полгода. Началось это резко и с меня, всегда была амбивалентность: я всегда чего-то ждала или от чего-то бежала. Теперь я знаю, что это мое деструктивное поведение берет корни из детства и я занимаюсь по программе, которая учит меня любить. Себя и окружающих. Но последний год наших отношений я планомерно все разрушала: я изменяла, я влюблялась в других, я очень обижала своего партнера. По моей инициативе мы разъехались, я на дачу, он остался в городе. Я все больше требовала и не получала. Я тогда не понимала, что его ресурс на нуле. Я постоянно говорила «нам нужно расстаться». И вот в один миг я приехала к нему и он попросил ключи от квартиры, сказал, что больше не любит. Сказал, что слишком большой ком боли переварил и больше так не хочет. Между его последней попыткой наладить отношения и этими последними словами прошло две недели. Я билась в истерике, вела себя как обиженный ребёнок, в общем полный набор. Уехала. Он ни разу не позвонил за долгое время и не написал. Я долгое время винила себя во всем, злилась, рыдала и конечно, безумно скучала. Прошла все круги ада, потом пришла в программу 12 шагов и по крупицам стала собирать себя и видеть свои реальные проблемы. Мой партнёр нашёл в это время новую спутницу, которая младше меня и его намного. Я не унывала и работала над собой, через три месяца мы встретились на несколько часов по моей инициативе - за неделю до этого друг и грузчики забрали мои вещи из квартиры, я написала эксу письмо, в котором благодарила его и просила не терять связь. Он вышел на связь наконец, только после этого письма. Приехал. Мы не смогли нормально ничего обсудить потому что я знала, что его сердце занято другой и не хотела давить. Но мы очень тепло обнимали друг друга, не нарушая границ. В какой то момент я сказала что-то, от чего он заплакал. Потом я отвезла его в квартиру, он ещё неделю писал мне достаточно часто и тепло. А потом он снова исчез. Я уже не смогла проконтролировать себя, приехала за остатком вещей сама и наговорила всякого. Уехала в истерике и вот два месяца собираю себя по кусочкам. Он с этой девочкой и я вижу, что ему с ней легко, просто. Она моложе и веселей, у них общее увлечение. Но я не знаю как избавиться от этого удушающего чувства - что у меня нет ещё одного шанса, чтобы доказать, что я учусь любить, что теперь я вижу по каким рельсам ехала, что хочу возместить этот недостаток понимания и любви. В последней встрече я сказала, что люблю его. Это были мои последние слова. Он развернулся и ушёл. Больше я не писала ему. Лишь отголосками вижу что у него все хорошо. И я с одной стороны рада, потому что желаю ему счастья. Но с другой стороны - ну вы понимаете. Чувства потерянного, непонятого, важного. Возможно ли, если это и правда была любовь, что все вернётся. И как правильнее сейчас себя вести с ним. Мне бы хотелось отправить ему благодарности, которые я прописала ему. Но я боюсь, что могу навредить этим. Спасибо за ответ заранее.
Автор вопроса: Алиса Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Здравствуйте, Алиса!
Ваша история и правда "заряжена", там много эмоций и переживаний...
Вы спрашиваете: "И как правильнее сейчас себя вести с ним. Мне бы хотелось отправить ему благодарности, которые я прописала ему. Но я боюсь, что могу навредить этим". Словами благодарности навредить невозможно - когда она от сердца. Если есть такая потребность - благодарите от чистого сердца.
Как "правильнее" себя вести - для чего? Вы как будто боитесь "нарушить" что-то между вами, нечаянно перечеркнуть все... Мне кажется, в вас жива надежда на восстановление отношений.
То, что вы пошли на программу, очень важно для вас.
Возможно, сейчас вы чувствуете себя виноватой за то, что деструктивно себя вели и корите себя за это - если так, останавливайте себя. Любые отношения "отзеркаливают" наши внутренние процессы. Не умея любить и принимать себя, вы требовали это от другого - и так мы поступаем часто. Другой должен "дополнить" наш дефицит, дать. Но фокус в том, что, пока мы сами не научимся себе давать, будет деструктив. Не вините себя. Эти отношения показали важный аспект вашей личности, и вы умница, что отреагировали (пошли за поддержкой и помощью).
В идеале, золотая точка для вас - это спокойное принятие любого исхода: останется ли он с той девочкой или вы снова будете вместе. А для этого важно наладить отношения с собой. Дать себе принятие и любовь (чтобы не приходилось ждать этого от другого), простить себя и доброжелательно принять разные черты своего характера. Поэтому еще раз поддерживаю вас в поиске поддержки и помощи.
...Я бы вам порекомендовала небольшое упражнение. Составьте список того, что бы вы хотели получить от любимого человека. Например, слова "я люблю тебя", чашку кофе утром, теплое объятие... Не знаю, что у вас будет. Пусть это будет пунктов 20-30 (инструкция "Как меня любить"). И начните выполнять 2-3 из этих пунктов ежедневно для себя.
По поводу расставания. Вам нужно отгоревать потерю, оплакать отношения, пережить утрату, прожить боль. Не обвиняя себя. Так случилось. В этом только 50% вашей ответственности, а 50% - его. Иначе не бывает (это иллюзия, что мы можем контролировать отношения и "строить" их сами, в одиночку). Примите его решение, с любовью и бережно отнеситесь к своему поведению.
И знаете, если в отношениях есть заряд и перспектива, они могут продолжиться на новом витке, а если нет - то могут завершиться навсегда.
Когда вы отгорюете, вам будет легче принять оба исхода.