Отсутствие внутренней свободы

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 17 лет. Выросла в обеспеченной семье. В детстве родители много ругались, кричали и это оставило огромный след. Я запиралась в комнате и плакала. Чаще всего ссоры были из-за меня (так говорили мама и папа). Вопросы о воспитании, наказать или не наказать, как провести должна каникулы. Мой папа по социотипу психопат, и я чувствую в себе его гены...
Психологи говорят, что тематика наших проблем идет из детства... И мои родители постарались на славу и неосознанно сделали всё, чтобы я не смогла расслабиться в свои 17 лет (когда жизнь всё еще прекрасна). Когда я отдыхаю (кино, прогулка после школы, вечеринка у друзей), то всегда думаю, заслужила ли я это... И если получила плохую отметку, то мысленно виню себя, что не заслужила этот отдых. Я понимаю, что это ненормально и я должна позволять себе расслабиться! Ведь это абсолютно нормально, но совесть мучает и я не могу насладиться отдыхом. Опять же, это напряжение идет из детства... Даже поездку на каникулы к бабушке в деревню я должна была заслужить. Еще была ребенком, а уже такое давление и напряжение...
И вот, я уже перехожу в 12 класс, а в начале 10 класса у меня появился молодой человек. Папа, конечно же, сразу запретил нам с ним общаться, но любовь одолела папину ревность и взрывной характер. Мы вместе с моим молодым человеком уже больше, чем 1,6 и хочется верить, что это та самая любовь.. Этот человек безумно дорог мне, как друг, парень, защитник. Он помог мне наладить отношения с родителям, и сейчас у нас в семье всё более менее стабильно. Он можно сказать спас меня... Но я просто отвратительно веду себя с ним. И не могу это контролировать. Недавно заметила, что он в моей роли, а я в роли своего отца... Постоянно упрекаю его, требую большего и не даю ему спокойно отдохнуть с друзьями, потому что мне кажется, что каждые выходные встречаться с друзьями - много (хотя в его возрасте 21 год это вполне нормально).
Моя нервная система просто на соплях и когда наши родственники слышат, как ругается мой отец и что он требует от нас с мамой, то у всех лезут глаза на лоб. А для нас это норма. И в этом наша проблема! Я просто не понимаю, как можно пойти гулять после школы, когда нужно делать уроки? Я просто не понимаю, как можно каждые выходные оставаться ночевать у подруги, если нужно убираться дома?
При всех этих совершенно глупых запретах и истерик, мой отец мой наставник и учитель. Я очень его люблю и он ассоциируется у меня со словом защита, но порой я просто ненавижу его за то, что он сделал с моим разумом...
Автор вопроса: Муся Возраст: 17

На вопрос отвечает психолог Брык Яна Руслановна.
Добрый день, Муся.
По поводу того, что Вы не можете расслабиться и все время думаете заслужила ли я это, то как относится Ваш отец к вам с мамой, я могу сказать, что скорее всего у Вас заниженная самооценка.
То, что Вы даже сами заметили изменения в себе и во взаимоотношениях с родными, благодаря Вашему молодому человеку- это огромный плюс.
В каждой семье свои правила, для кого-то ваши внутрисемейные уставы являются чем-то непонятным, но если всех членов семьи это устраивает, то не стоит говорить "а вот у наших соседей из 45й квартиры ...". Не нужно сравнивать и тем более обсуждать с посторонними то, что происходит в семье, как говорят "не выноси сор из избы". Вот с Вашим молодым человеком, если планируете дальнейшие отношения, то стоит изначально расставить все по своим местам, поскольку Вы воспитывались в одних условиях, а он совершенно в других, поэтому в Вашу с ним семью каждый будет нести часть того воспитания и тех отношений которые вы видели у себя в семье. Вот, например, Вы чувствуете, что ведете себя как Ваш отец, и Вам это не нравится, Вы не хотите себя так вести, поэтому нужно над этим работать, самой будет довольно сложно с этим справится, но раз есть желание, то все возможно!