Прерывание беременности по показаниям. Чувство вины.

Вопрос психологу:
Добрый день. У меня такая ситуация: мне 32 года я мама двоих мальчиков (6лет и 2г8мес) и оба они были рождены через кесарево сечение. Все эти годы я просто грезила появлением девочки. И вот 30 сентября я узнаю что беременна, но не знала радоваться или плакать тк муж был категорически против 3го ребёнка, мама не поддержала эту идею тк муж мой очень не надёжный. Вот например он сначала сказал настраивайся на третьи роды а на следующий день сказал что лучше сделай аборт мы не потянем. Боль, обида, разочарование, слезы и попытки сохранить малышку (я была уверена что девочка). Но никто на уговоры не поддался. Думали сделать медикаментозное прерывание, пошли на УЗИ а там "сюрприз": если вкратце то плодное яйцо прикрепилось к рубцу на матке, и сказали что оставлять вообще никак нельзя и прерывать только в стационаре. Такая беременность это 1 случай на 3000. Если оставлять то можно было доносить максимум недель до 20 а потом разрыв матки, кровотечения, и потеря ребёнка... Я была в таком шоке... Мне каждую ночь снились то дети то беременные кошки то эмбрионы. А ещё младшенький ночью смеялся я думаю игрался с душой ребёнка. И вот настал этот страшный день. Муж меня везёт в больницу, у меня слезы ручьём а он сидит и молчит, хоть бы слово сказал в поддержку... В клинике сделали УЗИ и положение яйца не изменилось и что самое обидное появился эмбриончик хоть он 2мм но все равно живое существо. В итоге сделали вакуум. Когда я вышла муж спросил а что так быстро, и типа все ли нормально. Он меня не взял за руку, не обнял, и так же всю дорогу молчал не смотря на моё состояние. Мне так плохо морально, я так не хотела убирать его но моим деткам тоже нужна мама. Девочки кто был в подобных ситуациях поделитесь своими историями, может кто то поступил бы иначе, как вообще с этим справиться, я такую сильную вину чувствую перед эмбриончиком... А с мужем даже разговаривать не хочется.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Татьяна. Примите пожалуйста мои искренние соболезнования.. Безусловно, эта ситуация не могла не оставить травматичный след. Поэтому рассмотрите для себя возможность записаться на личный прием/онлайн к психологу. С помощью специалиста, пройти путь эмоционального восстановления будет легче.
А в этом письме, я постараюсь дать Вам лишь направление в самостоятельной работе со своими сложными чувствами.
Даже если это решение (сделать аборт) было вынужденным, важно ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за это решение.. принять случившееся. Признание правды, какой бы болезненной она ни была, сделает Вас сильнее и даст возможность мягче ПЕРЕЖИТЬ последствия.
Татьяна, сейчас, оставаясь мамой своим деткам, мамой, перенесшей травму, очень важно укрепить свою внутреннюю опору в самой себе. Как это сделать?
Воспоминания о случившемся, будут всплывать периодически. Не пытайтесь вытеснять или отрицать их. Вместо этого, постарайтесь сопровождать эти воспоминания своим внутренним, ПОДДЕРЖИВАЮЩИМ СЕБЯ диалогом. Примерно так: «Когда я вспоминаю об этом, мне невыносимо тяжело… и тяжело быть в этой ситуации без поддержки мужа… но несмотря на это, у себя, есть - Я. В каждом человеке «живет» его сильная, опытная часть. У меня она тоже есть. И я разрешаю моей сильной части оказывать постоянную поддержку мне. Поддержка, кроме всего прочего, выражается и в присоединении, поэтому когда я снова испытаю боль, слезы.. я скажу себе: милая моя, я СОЧУВСТВУЮ тебе, я так сочувствую тебе.. я дам волю слезам. Я разрешу себе ОПЛАКАТЬ потерю.. Проявляя сочувствие к себе, я разрешу себе простить себя..» (Чтобы ослабить чувство вины, нужно прощение. Позвольте себе принять и глубоко испытать собственное прощение). «Тогда мне легче будет дать лучшее своим деткам.. И эмбриончик будет жить в моей памяти.. И я смогу всю свою материнскую любовь и нежность подарить живущим..» Татьяна, подумайте, что еще Вы хотели бы сказать себе, какое утешение и поддержку оказать. Это лишь пример. Внутренние диалоги в подобном ключе, в какой-то степени защитят Вас от чувства глубокой внутренней опустошенности, а иногда и от агрессии на себя или мужа.
Если Вы человек верующий, обратитесь к Богу с просьбой о прощении, о силе, мудрости и терпении..
Что касается мужа, конечно, его участие и поддержка, могли бы стать ощутимым ресурсом для Вас. Отсраненность мужа, возможно вызвана чувством его беспомощности, растерянности. Он не знает что именно сказать, как себя вести. Поэтому, успокоившись немного, прямо попросите его о поддержке: «обними меня пожалуйста. Так я почувствую, что ты со мной и мы вместе переживем это.. и тд.» Даже очень близкие друг другу люди, не читают мыслей друг друга. Поэтому очень важно давать ЯСНЫЕ сигналы-просьбы друг другу. Постепенно таким образом можно восстановить эмоциональную близость с ним (или создать ее, если не было). А обида, неозвученные ожидания могут лишь отдалить вас друг от друга еще больше.
Если будет желание и возможность, найдите книгу «Запрещенные слезы» Тереза Бёрк, Дэвид Риардон. В книге описаны сложности и последствия постабортной травмы и что можно с этим сделать.
Татьяна, искренне желаю Вам всего доброго.
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через воцап, Вайбер и другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина