Как избавиться от чувства вины к бывшему мужу?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Со своим бывшим мужем познакомились на учебе, мне было 20 лет, только рассталась с первым молодым человеком, хотела отдохнуть, погулять. Поэтому после уговоров встретиться на одну ночь решила согласиться. В итоге встреча переросла в постоянные отношения, никакой влюбленности, никакого романтичного периода. Через пол года начали жить вместе. Никаких планов не строили. Через 4 года я сказала что нужно двигаться и после долгих разговоров решили пожениться. За несколько недель до свадьбы я нашла его переписку с девушкой о том, что он хочет к ней, что он запутался. Я его выгнала, но через неделю решила простить. Мы поженились все шло хорошо, ездили отдыхать, планов никаких не строили. Я забеременела, но беременность оказалась замершей. Я обследовалась, ему необходимо было тоже обследоваться, но он не пошел, так как его мать считала, что всему свое время и как наше придет так и появится ребенок. Так прошло еще два года. В плане бытовых отношений любая просьба помочь или откладывалась на потом, или была выполнена с психом. Например если я таскала на даче лейки или ведра мог даже не встать и не помочь, или помочь, но все это сопровождалось высказываниями: "заняться нечем и почему я должен это делать, твой брат что-то не приезжает, не помогает". Поэтому просить в один момент я перестала, спокойнее было сделать все самой. Итог: ни дома ремонт не доделан, ни дом не построен, никакие начинания не доделаны. Любые мои претензии воспринимались как женские глупости. В итоге мне стало все равно. С работой тоже постоянно менял, сидел дома по пол года. Устроился на вахтовую по неделе работал на Байкале и приезжал на пару дней. Однажды я приехала к нему на несколько дней, а он при моем приезде просто ушел заниматься машиной. Обида постоянно копилась, копился и недостаток внимания. Крайней точкой стала смерть моего папы. На похоронах меня с мамой поддерживал брат, а мой муж был рядом со своей матерью. Когда прощались с папой я в истерике отошла и видела как его мать сказала идти к жене, только тогда он подошел. Мне кажется именно тогда последние чувства, если они были и умерли. Но мы продолжали жить, через пару месяцев после похорон я познакомилась с парнем на работе, наше знакомство кроме как судьба иначе не назовешь, я на него три раза чуть не упала, а потом столкнулись по работе. Таких чувств я никогда не испытывала и он тоже влюбился. Начали встречаться пока муж был неделями на работе. Я была счастлива. Пока не пришло время выбирать. Этот парень взял все в свои руки и поговорил с моим мужем. Сказал что любит меня и никуда не отпустит. Дома предстоял серьезный разговор, муж в слезах просил не уходить, что он не сможет без меня. Но все равно решили расстаться. Была зима, муж не поехал к родственникам и ночевал в машине. Друзей нет, так как он его семья всегда считали всех людей дураками, что одни они хорошие. Поэтому обратиться ему было не к кому. Его родственники и мои начали на меня давить, что я делаю не правильно. Что ему так плохо. Чтобы не глупила и возвращала его. Я пожалела и вернула. Рассталась с другим. Было больно, но я держалась. Думала что сейчас все изменится и муж поймет, и начнет действовать, но ничего не изменилось. Только ушел с работы и начал контролировать мой телефон и встречать с работы. Второй парень не переставал бороться. Понимал что я не могу уйти, но сказал не отступит. В итоге через пол года опять начали встречаться и я решила подать на развод. Прошла опять через слезы мужа, уговоры, но развелась. Уже пол года в разводе, но бывший муж пишет каждую неделю приезжает раз в месяц. То вещи забрать, то мое что-то отдать. Как приезжает, так плачет. У меня сердце разрывается. Как-то переписывались о том что произошло и как ему теперь быть, так написал что мне-то хорошо, у меня все есть, есть где жить, есть работа, друзья, любовь нашла, перечислил что я имею какое имущество. Хотя к него побольше будет да и дом я ему продала с рассрочкой на 4 года, только чтобы было где жить. В итоге каждый месяц просит деньги, а я даю, потому что жалко его. С новым молодым человеком скандалы из за этого. Не понимает почему я пытаюсь устроить его жизнь, а на свою плюю. А я чувствую себя виноватой. Каждый день это чувство, что я изменила и сделала ему больно, разрушила жизнь меня убивает, я не могу получать полноценную радость от новых отношений. Кажется, что не имею права быть счастливой, ведь на чужом несчастье-счастья не построишь. А на днях приехал опять в слезах, сказал, что перенес микроинфаркт летом, только узнал так как проходил обследование при устройстве на работу. Я проревела уже три дня. Теперь я не только виновата, что разрушила его жизнь, еще и здоровье из-за меня подкосил. Начинаю думать опять вернуться, но понимаю что ни к чему хорошему это не приведет. Я не хочу быть с ним, но если с ним что -то произойдет тоже не прощу себе. Как избавиться от этого постоянного чувства вины, просто разрывает изнутри.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Васильева Юлия Владимировна.
Здравствуйте, Ирина!
Очень сожалею, что у вас так сложилась семейная жизнь, вы вынуждены были решиться на развод и до сих пор переживаете его последствия.
Вина, осуждение и не прощение – это негативные эмоции, которые разрушают человека изнутри. Естественно, вам хочется скинуть это бремя со своей души и наконец-то перестать себя терзать. Давайте разберемся вместе, как вам избавиться от вины и обрести мир с самой собой.
Судя по вашему рассказу, вы соединили свою жизнь с первым мужем весьма легкомысленно. Не было ни чувств, ни романтики, ни планов на будущее. Ирина, не обижайтесь, но вы стали легкой «добычей» для своего супруга. Он даже не напрягался для того, чтобы завоевать вас, как женщину, а просто воспользовался вами. В этом ваша главная ошибка. Таким же образом, он выстраивал отношения с вами уже в семейной жизни, стал прищепенцем, это же удобно и вполне комфортно: жена работает, дает деньги , кормит, ухаживает, садит огород, строит и делает ремонт. Вы даже не заметили, Ирина, как вас записали в рабы супружеского эгоизма. Самое страшное, что вы терпели к себе такое неуважительное отношение многие годы и теперь вас же и сделали виноватой в том, что вы приняли решение жить иначе.
Что я вам предлагаю в вашей ситуации?
Если вас мучает вина за то, что вы изменили своему мужу и развелись с ним, вам необходимо в устной форме попросить у него прощение и ВСЕ. Общаться с ним, вести задушевные беседы, принимать в гости, давать деньги, жалеть и плакать о его здоровье категорически запрещено!!! Вы уже состоите в других отношениях с другим мужчиной, и вы совершенно НЕ ОБЯЗАНЫ обеспечивать своего бывшего мужа деньгами и душевной поддержкой! ОН МАНИПУЛИРУЕТ ВАМИ, ссылаясь на свое плохое здоровье, отсутствие работы и жилья. Ему и его родственникам это выгодно. Скиньте это бремя со своих хрупких женских плеч. В конце концов, ваш бывший супруг – взрослый самостоятельный человек, который обязан сам о себе заботиться, а не протягивать руки к вам, как малое дитя. Еще раз повторяю, прекратите идти у него на поводу!
С сегодняшнего дня начните себя уважать и ценить, как женщину. Рядом с вами есть любящий человек, вам необходимо строить здоровые и счастливые отношения с ним. Оставьте свое прошлое и живите и наслаждайтесь настоящим! Конечно, все будет зависеть от вашего решения и твердости характера. Вас будут осуждать близкие родственники, обвинять и ругать, не обращайте внимание, сейчас ваша задача освободиться от рабского образа мышления и начать жить собственной жизнью.
Второй шаг к обретению свободы – это простить себя.
Возьми чистый лист бумаги и напишите, за что вы себя осуждаете и вините. Когда вы это напишите, я рекомендую вам провозгласить вслух за что вы себя прощаете : « Я себя прощаю за….». Такое упражнение вам принесет облегчение, и вы освободитесь от вины, которую вам навязали.
Люди, которые манипулируют другими, таким образом самоутверждаются. Им выгодно свою «жертву» держать в состоянии вины. Это может продолжаться много лет, пока «жертва» не потеряет душевные и физические силы.
Ирина, позаботьтесь о себе, прислушайтесь к советам и действуйте! Ваша жизнь зависит от вашего решения!
Я в свою очередь, желаю вам обрести свободу и счастье!
У вас все получится!