Проблемы со сном у ребенка 11 месяцев.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моей малышке 11 месяцев и с самого рождения она спит в кроватке. Укладываю спать её, закачивая на руках, и потом перекладываю в кроватку. В последнее время начались проблемы с тем, что она не хочет сама в кроватке спать. Я пару раз брала её ночью к себе спать и после этого, видимо, ей понравилось спать со мной. Дело в том, что я не хотела приучать ребенка спать в родительской постели, так как не хочу мужа переселять на диван. Сейчас мой муж на заработках за границей. Укладываю спать ребенка на ночь, она просыпается несколько раз с промежутком в приблизительно 30 минут и плачет. Беру на руки и укачиваю. Пока на руках – спит, как только кладу в кроватку – просыпается и начинает плакать. Чтобы самой поспать, ложусь с ней вместе. Тогда спит хорошо. Скажите, как исправить ситуацию? Как приучить ребенка спать самой в кроватке? Если я её не беру к себе, то она плачет, даже истерит. Знаю, что есть методики, по которым советуется ребенка оставлять в кроватке плачущего. Якобы через пару дней начнет засыпать сам, без участия родителей. Нужно создать определенный ритуал перед сном, чтобы ребенок понимал, что нужно будет идти спать. Нельзя укачивать, петь и т.д. Но я не могу оставить плачущего ребенка и уйти. Мне её жалко и хочется пожалеть. Вместе с этим ситуация меня нервирует и хочется, чтобы она скорее уснула и лечь спать самой. Раньше я также брала её с собой в постель иногда, если не могла её на руках укачать, но такой проблемы не было. Вот в течении последних нескольких недель усугубилась ситуация совсем. Скажите, как такие методики действует на ребенка с психологической точки зрения? Стоит ли пробовать что-то подобное практиковать? Я очень не хочу мужа выгонять из спальни. И сама хочу ночью спать спокойно, в удобной позе, а не укачивать пол ночи дочку. И при этом не хочу ребенка мучить, травмировать, так как она маленькая ещё и ей очень нужна мама рядом. Но сейчас получается так, что она полностью всё моё время забирает и мне нет покоя даже тогда, когда она спит. Помогите, пожалуйста!
Автор вопроса: Кристина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Кристина!
Вы пишите, что малышка привыкла засыпать под укачивание на руках, а затем Вы перекладывали её в кроватку. Несколько раз Вы брали её к себе и она теперь не хочет сама в кроватке спать. Дело в том, что резко изменять привычный способ укладывания действительно травматично, ведь ребёнок пока ещё не отделяет себя от мамы, но чувствует Ваше желание отделиться от неё. Отсюда и может быть беспокойство. В тоже время в её возрасте беспокойство может вызвать и прорезывание зубов и близость к маме успокаивает и снимает болевые ощущения. Значит менять что-то можно только постепенно, пока дочка не почувствует безопасность и покой при новом способе засыпания.
Вы пишите: "Если я её не беру к себе, то она плачет, даже истерит. Знаю, что есть методики, по которым советуется ребенка оставлять в кроватке плачущего. Якобы через пару дней начнет засыпать сам, без участия родителей. Нужно создать определенный ритуал перед сном, чтобы ребенок понимал, что нужно будет идти спать. Нельзя укачивать, петь и т.д."
Все детки разные и под одну методику всех невозможно подравнять. Поэтому сейчас не стоит проводить эксперименты в результате которых малышка будет чувствовать себя отверженной. Ведь она не понимает, что Вы просто приучаете её к новому способу засыпания, а воспринимает себя ненужной, помехой, оторванной от самого родного запаха, прикосновения, биения сердца, звука голоса.
Что же делать?
Во первых даже если Вам сейчас и тяжело вставать к ней, то всё же в кровать к себе брать не стоит, а иначе она будет этого требовать, т.к. Вы сформируете привычку. А девочка у Вас чувствительная и поэтому её действительно нужны ритуалы: одинаковая последовательность взаимодействия с Вами перед сном. Раньше это было укачивание на руках, теперь она подросла и Вам тяжело её на руках качать, значит песни пойти, как и раньше, только не на руках, а после того, как положите её в кроватку, а сами сядете рядом и будете её с равномерным интервалом поглаживать по спинке, пока она засыпает. Поставьте кроватку рядом со своей кроватью и если ночью она проснётся, то успокойте её поглаживаниями и ласковыми словами. Постепенно она почувствует, что её отдельное засыпание в кроватке безопасно, мамочка рядом и сама будет засыпать, просто много времени это уже не будет занимать. Кроватку тогда можно будет поставить подальше от Вашей с мужем постели. В любых изменениях постепенность.
"сейчас получается так, что она полностью всё моё время забирает и мне нет покоя даже тогда, когда она спит"
Кристина, так будет ещё довольно долго, ведь уже и ходить скоро начнёт, и в такие переходные моменты в развитии ребёнка, мало времени для свободных занятий мамы, особенно если малыш чувствуют эту потребность в мамином поведении. То есть чем больше Вам хочется отделиться, тем беспокойнее и навязчивее будет ребёнок.
Поэтому надо уже сейчас продумывать безопасную среду для передвижения малышки, чтобы она могла играть и заниматься "своими" делами пока Вы занимаетесь своими.
Правильно организованное пространство дома, режим, последовательность в воспитании, формирование полезных привычек, всё это до пяти лет будет занимать большую часть Вашего времени. И это надо принять, как данность. Включайте дочку в свою деятельность(хотя в начале это будет трудно), и тогда в дальнейшем напротив будет меньше проблем с выполнением необходимых действий, т.к. они будут восприниматься, как данность.
Поэтому лучше продумайте уже сейчас стратегию воспитания дочки, чтобы затем не исправлять стихийно возникающие проблемы, а самой с мужем формировать личность ребёнка. Чтобы лучше понять, что наиболее свойственно Вам и как это соотносится с Вашим представлением о том, какой Вы видите Вашу семью через 5-10 лет, пройдите тесты на нашем сайте, начните с этого: Тест- опросник "Ваш родительский стиль воспитания: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся или эмоциональный воспитатель".
Источник: http://psycabi.net/testy
Успеха Вам Кристина!