Агрессия из-за недосыпа: виновато ГВ (грудное вскармливание)?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я немного запуталась и ищу совета. Через день сыну 1 год и 3 месяца, с апреля я начинаю новую работу на 100% раб. день, а сын пойдет в сад. Пока я в декрете и мы дома. Сын первый и желанный для обоих. Мы до сих пор практикуем грудное вскармливание (ГВ), что мне в целом нравится (теперь только преимущественно ночное, днем если только болеет или зубы) . Но все время с его рождения я не высыпаюсь, т.к. каждые 2 или 3 часа ночью он просит грудь и все мое окружение (даже муж) винит в этом ГВ. На этой почве у меня раздражительность и постоянные конфликты с мужем, особенно в такие "горячие ночи", когда ребенок плаксив. Если ребенок здоров, за 5-10 минут он наедается и дальше спит, такие ночи меня не напрягают и их 70-80%, но если зубы или сопли, то и 30 мин и больше надо сидеть и его кормить. Устала отстаивать свою точку зрения, т.к. я бы хотела кормить до 2- 2.5 лет. Особенно пугает, что скоро у него сад, у меня важная работа и все до одного советуют отлучать, как-будто это гарантия спокойных ночей. В то же время мое состояние нервозности и раздражительности из-за недосыпа тоже необходимо корректировать, если к этому прибавится еще и работа, то с этим точно надо что-то делать. Какое ваше мнение? Спасибо за советы.
P.S. От грудного вскармливания я лично не хочу отлучать, хоть какая-то защита от вирусов в саду, и психологически ему важно чувствовать маму рядом, хотя бы ночью. Просто тяжело противостоять мнению большинства, которое ни про что другое и говорить не может. Таким образом, если начинаешь говорить о том, что действительно тревожит, то в ответ слышишь -"сама виновата, отлучай". Просто надо как-то научиться себя контролировать, т.к. в моменты ночного ора ребенка, когда и грудь не помогает, у меня и у мужа начинается бурное выяснение отношений, он винит во всем меня, а я просто не контролирую себя в такие моменты ссор. В последний раз я разбила его телефон об стену, а соседи на следующее утро спрашивали, не вызвать ли им полицию и все ли у нас в порядке. После такого очень стыдно, т.к. ребенок все это видит. Это все очень плохо или довольно распространено в первые годы жизни ребенка?
Автор вопроса: Лена Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Лена!
Примерно к 8-12 месяцам у малыша заканчивается процесс становления глубокого ночного сна без прерываний на еду и игры, и он может спокойно спать всю ночь. То, что Ваш сын просыпается и просит грудь каждые 2-3 часа (это режим новорожденного, и первых месяцев), не есть норма в его возрасте. Давайте разберёмся, что может являться истинной причиной такого его поведения.
Грудное вскармливание – это именно вскармливание. Главное его назначение – питание ребёнка. Безусловно, в первый год жизни, особенно в первые месяцы, ГВ (или имитация его в случае отсутствия грудного молока) также является важнейшим фактором и стимулом необходимой психоэмоциональной связи мамы и ребёнка, способствует её крепости.
Современная перинатальная психология придерживается мнения (и я разделяю его), что максимальным возрастом для ГВ является 1,5 года. Обычно ребёнок отказывается раньше. В случае, если мама кормит дольше, то ГВ по психологическим причинам нужно в большей степени маме, а не ребёнку.
Лена, у меня сложилось впечатление, что Ваше желание продолжать кормить грудью является как раз решением некоторых Ваших собственных тревог и сомнений. ГВ сейчас у Вас не направлено на непосредственное утоление голода малыша, оно происходит только ночью. Но ребёнку сейчас, в его возрасте, лучше бы сформировать и закрепить способность спать всю ночь, не просыпаясь.
Лена, по мере роста малыша, изменяются и формы контакта и общения с ним. До 3-х лет Вы будете находиться с Вашим сыном в системе так называемых диадических отношений «мать-дитя». В этот период психика ребёнка ещё не самостоятельна, поэтому такие отношения ему необходимы для нормального развития, для формирования самосознания и чётких телесных границ и границ его психики. Но за эти 3 года отношения внутри диады должны изменяться, иначе нормального формирования и развития не произойдёт.
Постепенно, месяц за месяцем, расширяется и обогащается взаимодействие мамы и малыша. Например, кормление. Мама сначала дополняет ГВ прикормом, затем отлучает от груди и кормит с ложечки, но при этом ведь психоэмоциональная составляющая кормления никуда не уходит, она лишь видоизменяется и становится более богатой.
Неготовность мамы переходить к новым формам взаимодействия передаётся и ребёнку, ведь он «ведомый» в диаде, но мама должна стремиться к развитию ребёнка, предвосхищать его новое поведение, стимулировать его, мотивировать. В детской психологии есть понятие «зона ближайшего развития». Без маминой готовности постоянно осваивать эту зону, сам ребёнок туда двинуться не сможет.
По поводу вирусов. ГВ сейчас уже не обезопасит сына от вирусов. В первые недели жизни, когда в иммунной системе малыша ещё нет основных антител, он их получает из грудного молока, это происходит в первые 28 дней. В дальнейшем влияние грудного молока на формирование иммунной системы ребёнка особого значения не имеет.
По поводу ссор с мужем. Лена, ничего хорошего нет в том, что ночное кормление сына приводит к таким ссорам. К тому же происходит всё это на глазах у ребёнка. Эти ссоры встраиваются в ваше с малышом взаимодействие, ребёнок как бы привыкает к ним и вполне способен «встроить» такой порядок в свою собственную систему взаимоотношений с Вами и с папой. Постарайтесь подойти к решению проблемы кардинально. Пересмотрите все Ваши собственные взгляды на сложившийся порядок и поведение. Оцените максимально честно и осознанно Ваши собственные мотивы и примите решение действовать и поступать в первую очередь в интересах ребёнка. Сумейте выявить эти интересы, исходя из возраста малыша. Миритесь с папой. Он во многом прав. Будут вопросы, пожалуйста, обращайтесь.
Удачи! Здоровья Вам и малышу! Вы молодец, что относитесь к проблеме серьёзно.
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi
www.svetlana-shikolaeva.ru