Как помочь ученику быть ответственным?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я классный руководитель 5 класса. В моем классе есть мальчик, который безответственно относится к учебе и любым поручениям. Не делает домашние задания. Я уже лично их записываю ему в дневник, перед тем, как отпустить домой, напоминаю, чтобы не забыл сделать домашние задания. Пытались делать уроки вместе в школе, "приставляла" к нему в помощь одноклассников, но они хором отвечают, что он ничего не хочет делать. На мои звонки маме получаю ответ: "Как хочет. Ставьте "два". Т.е. у неё позиция: "Хочешь учиться - учись, не хочешь - не учись", хотя семья благополучная, бабушка - бывший учитель. У мальчика хорошая память, правда, плохо читает, хорошо поет, танцует, но постоянно отвлекается и ленится, поэтому результатов нет. В школе грозятся оставить на второй год. Одноклассники к нему хорошо относятся, но уже начинаются постоянные жалобы, что он ничего не учит, постоянно забывает тетради, на уроке не пишет и "подводит" класс. Пыталась с ним поговорить: где-то пошутить, где-то погрозить, но ничего не помогает. Думала сыграть на его ответственности: у нас была общешкольная игра "Зарница", и мы решили всем классом, раз у "Пети" хорошая память, то пусть он подготовится к исторической викторине. Дала вопросы, несколько раз сказала, что он отвечает за весь наш класс, если не выучит, то мы проиграем. Он не выучил!!! Одноклассники стояли и говорили: "Ну ты же должен был выучить, ты обещал!" В итоге они проиграли. Очень расстроилась из-за него... Понимаю, что здесь больше педагогический вопрос, но всё таки, как ему помочь? Хотела настроить класс, чтобы они устроили ему молчанку на 1-2 дня, но понимаю, что это непедагогично. Ну если по-хорошему его "не берет". Мальчик общительный, активный вне уроков, но абсолютно не хочет учиться. Очень хочу ему помочь, найти стимул, но ничего не получается. P.S: родители его усыновили.
Автор вопроса: Галина Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Попова Юлия Кирилловна.
Доброго времени суток, Галина.
Так как я веду не только частную практику, но и работаю школьным психологом, мне было особенно отрадно читать ваше письмо.
Вы не безразличны к проблемам своего ученика и всеми силами стараетесь ему помочь. Но как же сложно что-то делать, когда это не нужно ни родителям, ни ребёнку! Впрочем ребёнку это, разумеется, нужно, но сам он этого пока не знает.
Очень важно понимать, что происходит в семье этого мальчика. Часто бывает так, что нежелание учиться мотивировано неблагополучной обстановкой в семье (развод или конфликтные отношения между матерью и отцом, несогласованность в воспитании между членами семьи, излишнее давление) и является завуалированным криком о помощи. Бабушки, работавшие долгое время в сфере образования, часто оказывают большое давление на своих внуков. Их требования завышены, они опасаются осуждения, «позора». Их взгляды консервативны. Таким образом, дома может оказываться психологическое давление, уже с раннего детства мальчика могли перегрузить несвоевременной учебной нагрузкой.
Идея с общешкольной игрой хороша, но в данном случае важно давать посильную нагрузку! Лучше начинать с малых порций и поощрять самые скромные успехи в этом направлении. Вы были правы, когда отказались от молчанки, а ещё можно допустить, что ребёнку не хватает внимания дома. Ищет ли он контакта с другими взрослыми в школе?
Какой у мальчика тип восприятия (аудиал, визуал, кинестетик)? Может быть в соответствии с его типом будет легче завладеть его вниманием.
У Юлии Гиппенрейтер есть пример, как мать, обеспокоенная нежеланием дочери учиться, решается на нелёгкий шаг — она полностью прерывает контроль над происходящим. Можно попробовать и такой способ. Результат виден далеко не сразу, но постепенно ребёнок может начать брать ситуацию в свои руки.
Посоветуйтесь с социальным педагогом (школьного психолога в школе нет?). Мальчика усыновили, но занимаются ли его воспитанием, налаживанием контакта с ним, интересуются ли его благополучием? Порекомендуйте матери сходить в районный психологический центр, пусть ей окажут помощь в совладании с ситуацией.
Итак, нужно попытаться выяснить, наблюдался ли ребёнок у невролога (не всегда в городской поликлинике можно пройти качественное обследование), соблюдается ли режим дня. Может быть стоит посетить нейропсихолога, чтобы ислючить патологию нервной системы.
Малейшие успехи ребёнка подмечать, хваля не личность, а успешно выполненное действие. Снять с себя ПОЛНУЮ ответственность за ребёнка. Помогайте ему шаг за шагам, давая делать их самостоятельно. Пусть самые крошечные. Создавайте ему ситуации успеха, они помогут ему обрести уверенность в себе.
Уважаемая Галина!
Если у вас есть какие-то вопросы или дополнительная информация, пишите мне на почту, с радостью отвечу! [email protected]