Проблемные отношения с девятилетним ребенком.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Тимур, мне 41, холост, с детьми контактировал редко, с таким вовсе не сталкивался, поэтому прошу совета. Нахожусь в проблемной ситуации и хотел бы найти из нее выход, т.к. устал от конфронтации, инициатором которой, каким бы невероятным бы это не казалось, стал девятилетний мальчик.
Мальчик этот, назовем его Д., появился на моей работе около пары месяцев назад. Работе он не мешает, а скорее помогает, приходит туда к девушке-секретарше, как я понял, они с ним знакомы, и она совершенно не против, чтобы он приходил. Отношения наши с Д. не заладились с самого начала. Поведение его казалось мне вызывающим и раздражающим, мои коллеги, напротив, ничего такого не замечали. Сам по себе Д. эдакий маленький старик, ребенок-всезнайка, позже узнал, что даже друзей и знакомых сверстников у него нет, общается в основном с людьми старше тридцати или около того, но других тенденций в его контактах не прослеживается - все разного пола, возраст варьируется.
Так получилось, что девушка-секретарша (Л.) наша общая знакомая, так что пересекаемся не только на работе, но через нее так же узнал, что живет он с тетей, без родителей (хотя по нему не скажешь, что он по ним скучает или хотя бы симпатизирует), что с родителями случилось, живы ли они, я не знаю, семья зажиточная, даже слишком, недостатка ни в чем нет, конфликтов с тетей тоже. В результате, разговорились с Л., и я узнал, что ведет себя так мальчик только в моем присутствии, в мое отсутствие, наоборот, можно сказать, симпатизирует мне больше всех, идеализирует, по его словам можно подумать, что я являюсь его объектом для подражания. Но только пока меня нет рядом. Как только я появляюсь на горизонте, он снова становится невыносимым. Факторы, которые мне особенно действуют на нервы:
* При мне старается быть святее Папы Римского, берет на себя работу, которую не может осилить.
* На отказ реагирует крайне бурно, высказываниями наподобие: "У нас свободная страна."; "А ты попробуй меня остановить" и т.д.
* Остановить его действительно невозможно, поступает бесшабашно, не понимает, что однажды может нарваться на проблемы, нанести себе вред, тетя такое поведение игнорирует, повторяет, что он достаточно взрослый, чтобы решать за себя сам.
* Со взрослыми общается на равных, что само по себе неплохо, но в ответ на замечания вступает в словесные перепалки.
* Мои попытки поговорить с ним по душам пресекались с его стороны, просто отшучивался и уходил.
Можно ли нейтрализовать конфликт? И как объяснить такую ситуацию и поведение ребенка?
Автор вопроса: Тимур Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Кондоба Елена Викторовна.
Здравствуйте, Тимур!
Действительно поведение мальчика нестандартно. Я думаю, что корни такого поведения лежат в воспитании и характере ребенка. Это не совсем нормально, что 9-летний мальчик ведет себя совсем как взрослый, общается только со взрослыми и позволяет себе такое вызывающее поведение. Судя по всему, у него проблемы с границами, видимо, этому способствовало семейное воспитание. Он не умеет их соблюдать, поэтому входит в конфронтацию с Вами. Хотела бы уточнить, Вы являетесь руководителем в данной организации, куда он приходит? Если так, то возможно он таким поведением реагирует на Ваш авторитет или статус, не хочет признавать. И это странно, потому что он по сути приходит в место, где его роль ничем и никем не определена, но начинает устанавливать свои правила. Конечно, это потому что он еще ребенок и такие понятия как субординация и иерархия служебные еще имеют малое значение для него. Вероятно он чувствует психологически Ваш статус и это вызывает у него противоречивые чувства, поэтому он входит в конфронтацию, дерзит, противоречит. Еще его возраст – это начало переходного периода, сейчас дети взрослеют раньше. Так что негативизм может быть обусловлен данным возрастным фактором. Все-таки немного странным является сам факт его регулярного присутствия у Вас на работе, даже не смотря на то, что он знакомый секретаря. По-моему, детям, даже таким взрослым и самостоятельным, не место на работах. Есть ли возможность как-то урегулировать данный вопрос с его тетей, объяснить ей, что его присутствие вносит диссонанс в коллектив? Такое чувство, что мальчик предоставлен сам себе, родные не занимаются его досугом, а так быть не должно. Позиция его тети, на самом деле, попустительская. То, что мальчик ведет себя двулично по отношению к Вам (с Вами дерзко, а за глаза Вами восхищается) может говорить о том, что Вы на него действуете дезориентирующе в эмоциональном плане. По какой причине? Не исключено, что это связано с его отношением к отцу, может Вы представляете для него угрожающую фигуру, напоминающую значимого взрослого. А раз в семье у них не все гладко, то может было ранее эмоциональное насилие или отвержение, что сформировало у мальчика искаженное восприятие мужского образа в целом, не исключена психотравмирующая ситуация в прошлом. То есть это уже догадки, так как реальных фактов его автобиографии мы не знаем. Полагаю, что такой стиль воспитания и сформировал у него данные особенности характера: его просто не научили соблюдать границы. В свете данных фактов, мальчика жалко, тем не менее, я считаю, что в данной ситуации Вы как взрослый, имеющий больше жизненного опыта и выполняющий непосредственные трудовые обязанности в данной компании, имеете полное право устанавливать границы в отношениях с этим мальчиком. Естественно в разумных пределах. Конечно, перевоспитывать его – не Ваша задача, но заботиться о том, чтобы на работе сохранялась рабочая атмосфера и микроклимат необходимо. Надеюсь, я сориентировала Вас в понимании данной проблемы. Желаю Вам удачи! Будут вопросы – обращайтесь.