Нет навыка и потребности налаживать социальные контакты.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
У меня нет потребности в социальном взаимодействии, также отсутствует навык успешной интеграции в общество. У меня нет друзей, круг общения максимально ограничен. Люди не вызывают у меня интереса и эмоционального отклика. Отношения с родственниками носят скорее формальный характер. Не умею и не вижу смысла принимать участие в светских беседах, но могу подискутировать на четко обозначенную тему, если есть такое желание и интерес.
Данное положение вещей вполне естественно для меня и напрямую не причиняет неудобств. Но косвенно имеет негативные последствия, главное из них - это враждебно настроенный коллектив, начиная с начальной школы и заканчивая университетом. Возникает такое отношение со стороны коллектива на почве непонимания и непринятия. Огромное количество раз мне приходилось слышать о завышенной самооценке и самовлюбленности. Я же хочу сохранять дистанцию на уровне деловых отношений и иметь возможность спокойно заниматься любимым делом (научными исследованиями).
Дело не только в моем нежелании и неумении налаживать социальные контакты, мне физически тяжело их поддерживать. Я быстро от этого устаю, утомляюсь, это вызывает у меня дискомфорт и депрессию. У меня не получается поддерживать даже формально вежливые отношения, потому что я абсолютно не ориентируюсь, что надо сказать или как отреагировать в той или иной ситуации. На этом основании было много неловкостей и казусов.
В романтических/интимных отношениях не состояла и не состою, желания такого, соответственно, нет. С детства любила уединенное времяпровождение. Родители развелись давно, оба завели свои семьи. С отцом отношения не поддерживаю и не знаю о его местонахождении. С 14 лет живу с бабушками, т.к. с матерью и отчимом жить возможности не было. С отчимом отношения не сложились.
Родственники говорят, что мое поведение не соответствует норме и мне следует обратиться к специалисту. Действительно ли это так? Может ли оно считаться нормой или возможно, что это все-таки патология? Заранее благодарю за ответ.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Ягудина Ольга Петровна.
Ольга, добрый день!
Отвечаю на ваши вопросы нормально ли это, что у вас нет потребности налаживать социальные контакты и интегрироваться в общество. Это совершенно нормально, и вам не стоит беспокоиться по этому поводу, даже, если вам на это указывают ваши близкие. Они беспокоятся, потому, что они так живут и видят в этом успех и удовольствие. Для вас, вполне возможно, это не приоритет и вы получаете удовольствие от другого. Главное чтобы вам было комфортно и хотелось жить.
Расскажу немного о том, что конкретно с вами происходит, еще раз повторю, что это нормально и не стоит себя корить. Существует несколько кругов нашего взаимодействия с окружающими.
Представьте концентрические окружности составляющие круги друг в друге.
Внешний, самый большой круг- это зона приятелей, круг формального общения. Это коллеги по работе, по учебе, случайные знакомые.
Второй круг внутри него- это ваши друзья, более близкое общение, дружба, поддержка, взаимопомощь, совместное время препровождение.
Внутри него есть еще более узкий круг- это зона близкого общения. В него входят семья, супруги, любимые, дети.
Оля,у вас получается, что все общение только по внешнему контуру, ближе отношения не складываются. Вы вправе так жить, и никто не заставит вас сближаться, если вы этого не хотите.
Близкие отношения это трудно. Бывает очень больно, что вы и ощущаете при общении, но бывает и очень хорошо!
Чтобы чаще было хорошо, а не больно, нужно уметь общаться, строить отношения, расти как личность, переживать кризисы. И бывает не просто хорошо, бывает наслаждение от любви и близости! А ощущение дружбы и поддержки, принятия, это тоже очень приятные эмоции! То, что вы сейчас не чувствуете в себе эмоционального отклика совсем не значит, что вы его не почувствуете потом. Наша душа развивается и раскрывается для новых ощущений.
Возможно есть страхи и комплексы, которые вам мешают. Одной очень трудно это преодолеть.
У вас, я думаю, есть потребность на данном этапе в дружбе и принадлежности к коллективу. Можно начать работу с этого. Чтобы вам было комфортно и приятно находиться на работе и в общественных местах. Это только наработка определенных навыков общения.
Работать лучше с психологом.
Могу предложить свои услуги как очно так и online.
Верьте себе и верьте в себя и...не бойтесь нового!)
С уважением, Ягудина Ольга.