У дочери проблемы с окружающими.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моей дочери 11 лет. Совершенно не складываются отношения с одноклассниками. Девочка замкнутая, тихая, даже в семье не разговорчива. Учится хорошо, любит читать и рисовать. В детстве немного капризничала, пыталась делать то, что ей хотелось даже наперекор нашим с мамой запретам. Но сейчас никаких проблем с дочерью у нас нету, кроме её отношений с окружающими. Одноклассники с самого начала не полюбили её, стали дразнить, а она не может дать отпор. У неё от природы рыжие вьющиеся волосы. В связи с этим одноклассники и начали дразнить её. Девочка ничего не рассказывала дома. Узнали только от учительницы. Разговаривала с дочкой, но она молчит. До сих пор не может найти общий язык с детьми. Совершенно не имеет подруг, друзей. А недавно произошёл инцидент: дочь пришла в школу в новом цветном свитере, из-за которого получила кучу колкостей и неприятных комментариев в свой адрес. Нас с мужем вызвали в школу. Оказывается, дочка после всех обидных речей убежала в туалет, где её нашли спящей. Пытались расспросить дочь, что к чему, но она молчит. Муж очень злится и ругает девочку, что та не может поладить с одноклассниками, а дочь просто смотрит в пол. После этого случая она спала целый день. Я очень испугалась, хотела вызывать врача, но на следующий день всё нормализовалось. Дочь опять ведёт себя, как обычно. Мы с мужем по работе постоянно в разъездах, уделить дочери должного внимания не всегда удаётся. Муж порой бывает строг и резок. Учительница предложила показать девочку психологу, но муж против. Он считает, что это глупые проблемы и девочка может решить их сама. А я уже и не знаю. Почему одноклассники так ополчились против дочери? Почему она не может дать им отпор? В нашей семье двое детей: у одиннадцатилетней Даши есть старшая сестра (разница в 3 года) - полная противоположность девочки. Катя (старшая дочь) общительна, открыта, быстро находит общий язык с незнакомыми людьми. Может, всему виной то, что мы с мужем не можем уделять Даше должного внимания? Подскажите, может с дочерью что-то серьёзное? Как нам быть?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Ваш вопрос действительно важный. Хорошо, что Вы начали искать способы, чтобы разобраться, понять свою дочь, помочь ей наладить отношения с ее одноклассниками.
Все же, я рекомендовала бы Вам обратиться к психологу, если не с дочкой, то самой, для разъяснения возможных причин закрытости детей в общении со сверстниками и в частности - в ситуации Вашей дочери, потому как поводов вести себя определенным образом может быть много.
Сейчас возникает ряд вопросов:
Всегда ли Ваша дочь была замкнутым ребенком?
Есть ли у нее друзья? С кем-то же она общается?
Как раньше складывались у нее отношения с другими детьми?
Были ли переводы из одной школы в другую, смена места жительства или может появились новые одноклассники в классе?
Какие варианты закрытости ребенка могут быть:
1. Характер. Ребенок от рождения интровертирован, т.е. его коммуникабельность выражена изначально не сильно, он больше устремлен к каким-то индивидуальным увлечениям, нежели общению со сверстниками, а это может быть следствием сложностей в общении. Но это поправимо.
2. Переходный период. Здесь может наблюдаться резкий переход от открытости и коммуникабельности к замкнутости и конфликтности. Тоже поправимо.
3. Жизненные обстоятельства, например, смена места жительства, переход в новую школу, семейные/бытовые вопросы и др.
Сложности во взаимоотношениях с другими людьми возникают у всех, порой взрослые люди, у которых сложился определенный жизненный опыт, не знаю как быть в той или иной ситуации. Как же тогда поступать 11- летнему ребенку, который может просто не знает как себя правильно повести в сложившейся ситуации?
Ругать ребенка за какие-то его реакции и/или пускать все на самотек - не лучший выход, тем более что, поводов для критики нет.
Для начала Вам нужно понять причину поведения Вашей дочери, после чего можно будет говорить о том, как помочь, направить, чтобы она сама смогла наладить отношения в школе.
Сейчас существует достаточное количество детских коммуникативных тренингов, которые позволяют раскрыть ребенка. Только общаясь с другими можно развить коммуникабельность.
Если ситуацию оставить как есть, то дальнейшие события будут зависеть то "каких-то" обстоятельств, нежели от умения Вашей дочери ладить с одноклассниками. Лучше всего, если Вы вместе с дочерью обратитесь за информацией к психологу не как за помощью, а как, например, за информацией узнать больше "как люди общаются и преуспевают в жизни", поисследовать этот вопрос.