Подруга постоянно давит своим негативом и думает о суициде.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моя проблема заключается в моей подруге Ане. Мы дружим уже больше шести лет. Слегка забитой, мрачной и любящей поныть Аня была всегда, сколько я её помню.
Она всю свою жизнь прожила с матерью, отец бросил их едва узнав о беременности её мамы. Мама никак не могла устроить свою личную жизнь, ребёнок очень мешал ей в этом, и она выливала на дочь весь свой негатив. Часто Аня оставалась одна дома на ночь, в возрасте ещё лет 6. Любви она почти не видела, чаще слышала «заткнись» и «уйди с глаз». Кроме того, мама постоянно указывала дочери на недостатки её внешности, отчего у неё сформировались жуткие комплексы. Это всё со слов самой Ани.
Тем не менее, и сейчас, в свои 25, Аня продолжает жить с матерью. Отношения их стали лучше, но ненамного. У Ани никогда не было отношений с мужчинами, почти нет друзей, большую часть времени она проводит дома. Она считает себя просто до омерзения некрасивой, зациклена на этом, говорит об этом почти при каждой встрече, и удаляет все свои фото. Хотя на самом деле она довольно симпатичная девушка, выглядящая настолько младше своих лет, что кассиры просят паспорт при покупке алкоголя. Аня говорит, что не хочет, чтобы на неё обращали внимание, а сама в нашем маленьком городе красит волосы в немыслимые цвета и одевается в рокерском стиле, цепляя на себя ошейники и браслеты с шипами. Примерно столько лет, сколько мы с ней знакомы, она дико фанатеет от одной азиатской группы, до помутнения рассудка влюблена в её вокалиста, и смотреть не хочет на мужчин, которые хоть немного не похожи на него. Дело в том, что внешность этого вокалиста далека от реальности русской глубинки – он похож на куклу, незнающие люди уверены, что это девушка, он красит волосы в ярки цвета, делает макияж, и всё тому подобное. Местные же парни для Ани поголовно «страшные, серые, инкубаторские, скучные быдла». С ней пытались знакомиться многие, она не против пообщаться «для разнообразия» и сходить куда то за их счёт, но никогда дело не доходило даже до поцелуев. Часто, словно свято в это веря, Аня говорит, что будет только со своим кумиром и ни с кем другим. Она крайне недовольна своей жизнью, городом, работой, но при этом сама ничего не делает для того, чтобы что то изменить. А из её слов складывается впечатление, что она ждёт, когда прилетит волшебник и увезёт её в волшебную страну.
Так вот, самая жуть началась в последний год. Для Ани (по её мнению) этот год был худшим в жизни. До этого она была с головой погружена в учёбу в институте, и у неё была цель. Закончив почти отличницей, она пришла работать на главное предприятие нашего города. Эта работа ей совсем не интересна, даже скучна, но, как она сама говорит, мама и все окружающие всю жизнь твердили ей, что это её судьба – выучиться в институте и идти работать на завод. Что только там она будет получать хорошие деньги, чтобы обеспечить себе нормальную, по меркам нашего городка, жизнь. И Аня приняла это как данность. Всё чаще я стала слышать «Как меня всё достало!», «Я сижу реву», «Мне правда очень плохо», «Я ничтожество и жизнь моя ничтожна». Начав получать неплохую для нашего города зарплату, Аня исполнила сразу несколько своих мечт –трижды побывала в столице на концертах своих любимых групп (а она просто бредит концертами), в том числе той самой, в вокалиста которой влюблена. Она познакомилась с интересными людьми, с некоторыми стала поддерживать общение в соц. сетях. Я думала, что теперь-то подруга будет становиться счастливее, и радовалась за неё. Но не тут то было… Вопреки ожиданиям, стало только хуже. Как мне показалось, Аня разочаровалась в своих мечтах. О концертах я от неё не услышала почти ничего хорошего, кроме того, что её кумиры выглядели не очень дружелюбно, московские друзья «обманули её» (постоянно упоминая это, подробности рассказывать отказывается), и вообще всё не так, и кругом ложь, все «сказочники». Это «все заврались» внезапно стало манией Ани. Она стала искать ложь везде и жутко нападать на людей, видя малейшие её признаки. Доходит до абсурда. Например, в мой день рождения Аня хотела посмотреть один ужастик, и я была не против. Но другие друзья захотели смотреть комедию, и я им уступила, потому что их было большинство. Аня высказывала своё недовольство на протяжение всего фильма, намекая, что он тупой, и друзья тоже тупые, раз смеются над ним. Сама же и не улыбнулась. А после, когда мы пошли гулять, она обрушила на меня при всех свои обвинения, что я обещала (хотя я сказала лишь, что не против) смотреть фильм, который она хотела, а в итоге наврала. Говорила, что я завралась и стала чуть ли не требовать, чтобы после прогулки мы пошли смотреть то, что она хотела. Когда никто не согласился, она стала рассказывать всем сюжет этого ужастика в кровавых подробностях, а когда я попыталась сменить тему, Аня почти закричала –«Слушай! Вы обещали слушать!». Хотя никто ничего такого ей не обещал. Ребята притихли в лёгком шоке, мне было неудобно перед ними, но я ничего не могла поделать. Конец моего дня рождения по настроению превратился в какие то «поминки». Аня никогда не вела себя настолько странно, как в тот вечер.
Аня стала очень злопамятной. Любую резкую фразу в её адрес помнит неделями и в удобный момент оборачивает против меня дословно. Она часто стала грубить, особенно если что-то не так, как она хочет. Нытьё и жалобы на жизнь стали ежедневно появляться в наших диалогах в соц. сети. А почти все разговоры, которые я сама пытаюсь заводить, тоже сводятся к этому. Её раздражает, когда я рассказываю о своих удачах, или о своём парне (он у меня появился год назад, и Аня, как мне кажется, ревнует меня к нему). В лучшем случае, она пишет равнодушное «круто». О ней же ничего хорошего я не слышала давно. Складывается ощущение, что вся её жизнь - сплошной негатив. Её поведение стало странным. Появились непонятные, детские ужимки, кривляния и выходки, которые смешат, удивляют, а иногда и пугают людей. У Ани стали появляться мысли о самоубийстве, которые она высказывала мне и ещё одной нашей общей, довольно близкой, подруге. Она говорит, что ничего не хочет, что у неё апатия, она не хочет просыпаться по утрам. Она вычитывала в интернете всё о разных способах свести счёты с жизнью и делилась этим с нами. Мы приходили в ужас, или даже начинали злиться, ругали её, посылали к психологу. Писали, чтобы она не смела слать нам этот кошмар. Аня воспринимает это агрессивно. Пытались вытащить её куда нибудь развеяться. Она почти всегда отказывалась, а если соглашалась, при встрече разговоры так же были о том, что все её обманывают и используют, и о своих старых ошибках, которые давно пора забыть. Недавно общая подруга, устав от всего этого, со словами «Аня, ты задавила меня своей чернухой» прекратила с ней общаться. Аня явно сильно обиделась, хотя и заявляет, что ей наплевать. С тех пор прошёл месяц, и теперь вся эта «чернуха» льётся на меня одну. Почти каждый день мне приходят сообщения со словами «Я плачу, вся клавиатура в слезах», «Меня всё достало», «Как мне дальше жить?». Мне становится всё морально тяжелее общаться с Аней, я чувствую себя опустошённой после наших встреч. Несколько дней назад она написала, что хочет повеситься, и предложила мне составить ей компанию! Я в шоке попыталась отшутиться, а она ответила «Понятно всё с тобой. Тогда я одна». Я каждый день боюсь, что она правда сделает это, и с облегчением вздыхаю, встречая её на работе. Я так понимаю, что её мама в курсе состояния дочери, но она ничем не пытается помочь, а лишь раздражается и орёт, видя, что та снова плачет, называет неуравновешенной. А чем я сама могу помочь, не знаю… У меня всё чаще мысли поступить так же, как наша подруга, и перестать общаться с Аней, но мне бы хотелось найти другой путь. Могу ли я что-то изменить?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Анастасия, здравствуйте!
Вы отзывчивый человек - переживаете о своей подруге, будто о себе. И, если учесть, что остались единственной для неё поддержкой, кто готов выслушивать всякую нелепость.
Безусловно, что у Вашей подруги непростой характер, как Вы описали, ввиду сложных жизненных обстоятельств. Но в какой бы сложной ситуации не оказался человек, чтобы ему помочь - он должен хотеть изменений, идя на встречу помощи, а не отталкивать от себя негативом уже изрядно уставших он нее товарищей.
Полагаю, своими выходками и угрозами что-то сделать с собой она просто притягивает внимание (может, потому что иначе не умеет - так наверняка). Видит, что её слова вызывают в других ответную реакцию и продолжает поступать подобным образом дальше. Затянувшееся поведение сложного подростка - не более того.
Молодая девушка, на которую обращают внимание мужчины, окончила ВУЗ, имеет работу - уже вполне способна устроить свою жизнь сама.
Что касается Вашей помощи подруге, вопрос - в чем?
Помощь другим имеет смысл оказывать если Вы знаете чем и в чем помогать, если можете помочь, когда Вас просят или соглашаются на предложение о помощи.
Кто в ваших дружеских отношениях является ведущим? Полагаю, Ваша подруга. Вы идёте на поводу её переживаний и эмоций: на Вас вешают негатив, на Вашем дне рождении будто не Вы были именинницей, по-дружески ли это? И при чем в данном случае непростое детство, сложные отношения с мамой у подруги. Настроение было испорчено у всех, кто был на Вашем дне рождении. Если бы Вы начали жаловаться на кого-то или что-то, Вас бы стала слушать и предлагать помощь подруга? Если Вы скажете, что у Вас, например, от её мрачных мыслей уныние и депрессия, она бы прекратила говорить или продолжила погружать Вас ещё больше в негатив? Есть ли дружеское уважение и взаимная поддержка (как это бывает между хорошими друзьями)?