Общение ни с кем не складывается.

Вопрос психологу:
Добрый день. Уже долгое время наблюдаю у себя проблему с общением с кем бы то ни было. Если раньше думала что это временные трудности, случайности и т.д., то повторение и внушительные временные рамки вопроса (3-4 года) заставляют задуматься, где зарыт камень и что делать. Можно даже сказать, что остро ощущаю одиночество. По факту нет друзей, вечно чувствую себя ненужной и пустым местом. Раньше думала, что я просто требовательная или мне попадаются "не те" люди, но... Напрягает, что слишком много не тех. Может дело во мне? Я откровенно не идеал, свои тараканы имеются (а у кого их нет?), но просто не знаю и не понимаю, что менять в своей жизни. Вроде временами с кем-то болтаю, переписываюсь, говорю. Но это так... Безлико. Уровень знакомых. И в таких ситуациях, как с кем пойти в кафе, в кино, с кем поделиться чем-то особенно ярко видно, что по факту я никому не нужна. Обо мне вспоминают только когда нужно что-то. А типа "как дела, пригласить куда-то, просто встретиться" - для этого есть лучшие люди, и это не я. Такое положение дел и со старыми товарищами и с новыми. Думала, что накручиваю себя, но от ощущения нехватки внимания убежать просто не могу. Очень цепляет, что стараешься, демонтируешь свою симпатию, удивляешь подарками, помогаешь чем можешь, а в ответ - нулище. Особенно зацепил некогда близкий человек, который нагляднее других показал, что я никто и исправить это никак не могу. Чтобы ни делала. Случай с ним не был фатальным, но дал 80% негатива в кучу. Мне всегда (это не преувеличение) забывают ответить, перезвонить. Я всегда иду навстречу, понимаю, что у людей свои дела, настроение и т.д. Но это понимание никому не нужно. Кажется, что людям всё равно на мою реакцию, что я кому-то говорю, что он мне важен - пустой звук. Некоторые даже слышать не хотят - вроде как это мои проблемы и прочее подобное. Словно на мне порча, хотя это и глупо звучит. И это всё просто замкнутый круг, который набирает обороты. В последние 2 недели просто настал пик - плачу целыми днями, психую и ору из-за глупых мелочей, начались серьёзные проблемы со здоровьем из-за стресса и переживаний. А просто психологически отвлечься не могу. Есть хобби, но к ним охладела из-за этой ситуации и никак не могу восстановить интерес. В учебе и работе - сухая отработка зомби. Хочется лежать в нирване или спать. Просто не знаю что делать. Если даже типичный совет - расширить кругозор, найти новые знакомства упирается в огромный опыт и страх, что это не просто опять, а в 99999 раз повторится и закончится тем, что меня опять начнут забывать, отодвигать на задние планы и я никак оттуда не выберусь.
Автор вопроса: Elena Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Елена!
У одиночества, как социального явления, множество причин! И каждая из них достойна отдельного разбирательства и исследования! Но не думаю, что это облегчит именно Ваше положение или сделает менее болезненными переживания по этому поводу!
Но, все-таки, некоторые возможные причины, которые как Вы справедливо заметили могут исходить от Вас, можно попробовать определить хотя бы для себя.
Возможно и для Вас может звучать как банальная, мысль о том, что все наши способы построения отношений мы берем из опыта, который складывается у нас в отношениях с самыми близкими нам людьми – родителями, членами семьи.
Вот и в этом случае, попробуйте ответить себе на вопросы – «На что Ваша ситуация похожа из Вашего детства? Ощущали ли Вы себя одинокой в своей собственной семье? Что для Вас было подтверждением своей значимости для других членов семьи? Были ли важные для Вас мысли или желания «пустым звуком» для членов Вашей семьи?»
Если у Вас в семье было принято считаться с мнениями старших, отказывая себе в праве иметь свое мнение, если жертвенность в пользу наиболее «важного» члена семьи или его «авторитетное» мнение полностью перечеркивало мнения и желания других членов семьи, если Вы привыкли ожидать ответных разрешительных реакций на возможность проявить себя, если Ваша активность по привлечению внимания завязана на одобрении Ваших способностей и оценки Ваших действий, то это совсем не означает, что что-то подобное может быть интересно другим людям, внимание и интерес которых Вы хотите таким образом получить. Подобное поведение может показаться другим слишком потребительски-навязчивым, обязывающим делать похожие действия в Ваш адрес, а для некоторых любые обязательства перед кем-то другим равносильны «долговым путам», которые могут парализовать их активность, их спонтанное проявление желаний и чувств. К тому же, человек, который использует подобную схему построения отношений, иногда настолько болезненно может реагировать на отсутствие оценки окружающих на его старания, настолько быть завязанным на сигналы, подтверждающие правильность его действий для построения так необходимых ему отношений, что не способен адекватно оценить неадекватность таких способов построения отношений в конкретных случаях с конкретными людьми.
Это лишь одна из возможных причин безответности в Ваших попытках завязать связи с другими.
Не хочу сказать, что в Вашем случае все может происходить именно таким образом, для этого необходимо и больше информации, и времени для анализа ситуации. Но постарайтесь ответить себе еще и на такой вопрос – «Чего именно Вы хотите от отношений с другими?» Не думаю, что ответом будет только желание сходить в кино, кафе или поделиться чем-то особенным разово. Думаю, что Вы ищите более доверительных и долгосрочных отношений, завязанных не только на взаимных интересах, но и на уважении, поддержке, понимании и принятии в различных ситуациях. А такие отношения прежде всего предполагают уважение себя и понимания своих желаний и их важности для Вас, а не для кого-то другого, наличие адекватной оценки себя и своих возможностей не только отдавать, но и готовность искренне принимать от другого того, чем он готов делиться, ничего не требуя взамен.
Возможно, Ваше желание получить внимание других именно в ответ на Ваше внимание к ним не несет той искренности, которая и ощущается другими как долговое обязательство перед Вами, от чего они и стараются уходить, не допуская Вас к себе настолько близко, насколько это необходимо Вам.
Думаю, Вам имеет смысл начать лучше узнавать себя и свои способы построения отношений, а заодно посмотреть, почему кто бы то ни был позволяет считать Вас «никем» и не способной исправить такое положение. Отношения всегда лишь зеркало, в котором можно разглядеть свое поведение: мы получаем отражение того, что демонстрируем другим, а вот насколько оно нас устраивает или нет решать только нам! И если Вас не устраивает такое отражение, значит нужно менять свое поведение. Но тут, думаю, предстоит работа, которую лучше проделать со специалистом. И это лучше не только потому, что поможет ускорить сам процесс работы, но и потому, что в этом «зеркале» Вы быстрее сможете увидеть именно Вашу проблему, а не варианты проблем, которые могут не иметь к Вам отношения.
Начните с возвращения любви и уважения к себе! Тогда Вы сможете привлечь любовь, уважение и интерес других.
С уважением, Елена Гладкова