Как поддержать близких в трудной для них ситуации?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне всегда было неловко оказаться в ситуации, когда человеку нужна моральная поддержка. Я всегда хочу и готов поддержать близкого человека. И часто получается, что слова утешения могут стать “последней соломкой сломавшей горб верблюда”. Каждый человек ждет поддержки по-разному. Для кого-то важно чтобы с ним согласились. Для кого-то наоборот нужен трезвый взгляд на ситуацию и правильные выводы. Кого то не устраивает и то и другое и он ждет совершенно другой вид поддержки. Правильно говорят, всем не угодишь. Но если близкий человек решился поделиться с тяжестью на душе, значит, он мне доверился. Оставить его одного с проблемами будет предательством. Посоветовать психолога это тоже, самое, что сказать “мне наплевать на тебя, решай свои проблемы сам”. Люди обычно молчат о своих проблемах и ищут поддержки только у самых близких. Поэтому помочь должен только близкий человек. Я понимаю, что для каждого человека существует отдельный подход, и так сразу ответить на вопрос чего он хочет нельзя. Но ведь существуют примерные типы характеров и к каждому типу особый подход. И мне бы хочется поддержать своих близких. Найти те самые нужные слова. Нужные именно в той или иной ситуации. Бывают разные ситуации. Когда не можешь ничем помочь, но слова поддержки самое важное в такой ситуации. Или человеку просто нужно высказаться. Помогите мне уметь подобрать правильные слова или правильные подходы. Ситуации бывают самые разные. Вот несколько из них. Близкие люди пытаются сказать, что им тяжело, но молчат и пытать их бесполезно и даже можно так усугубить ситуацию. Но как найти подход, чтобы близкий человек поделился своей тяжестью. Как? Или ситуация когда у представителей прекрасного пола пмс проходят болезненно. Знаю физически я, и любой другой человек никак не поможет. Но моральная поддержка здесь не помешает и даже очень будет кстати. Но чего они хотят услышать? Или ситуации, в которую, люди часто попадали. Когда близкий человек потерял кого-то очень важного или дорого. Человек становится замкнутым, теряет интерес к жизни и даже захочет покончить собой. Как можно поддержать, какие слова помогут? Как не оставить этого человека одного? Или ещё пример, когда близкий человек теряет всякий вкус к жизни, к его любимым занятиям и так далее. Ему плохо, но он не может ничего сказать. Он боится быть не понятым. Или быть отверженным и остается один на один с проблемой. Много причин по которой он может молчать. Но самое важное найти подход и помочь ему справиться с ситуацией вместе. Но как это сделать? Как? Как помочь и не усугубить ситуации ещё хуже? Как быть для близких опорой?
Автор вопроса: drak Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Здравствуйте, drak!
Ваше письмо - это открытое размышление на тему поддержки близких. И при этом без конкретики в вопросе и ответ окажется более размытым и философским.
Когда людям плохо, для них важно, чтобы кто-то был рядом, был опорой, в некоторых случаях вплоть до физической заботы. Иногда это может быть даже просто присутствие или телесный контакт. И вы правы, люди разные, соответственно для каждого будет свой подход. Нет такого, что с таким типом людей - требуется вести себя только так и это будет эффективно, а с другими по-другому. Каждый человек уникален, со своим опытом, со своими страхами, сложностями, привычками.
Мне показалось, что как будто вы хотите подготовиться ко всем возможным ситуациям и быть максимально полезным в них. Мне представилась картина, как вы стараетесь быть настолько деликатным в этом вопросе, «завернуть всех в мягкую перинку». Конечно, ваша забота - это ценно для окружающих. И при этом вы немного упускаете силу ваших близких, их возможности. Да, они могут быть в ужасной ситуации, и именно они, в первую очередь, будут знать, что им необходимо. И вы всегда можете спросить, чего бы им хотелось.
Вы можете поделиться с ними своими переживаниями, рассказать о своем желании поддержать и готовности быть рядом. В этом вопросе нет большого смысла угадывать и предугадывать. Вы затратите на это все слишком много энергии, и не факт, что попадете в точку. Например, для кого-то даже контакт психолога будет полезен и не вызовет отрицательной реакции. Ведь вы не можете сделать все, вы человек со своими ограничениями, и поняв, что где-то вы не можете помочь, то и порекомендовать специалиста или процедуру, отдых и т.д - это нормально, это будет проявлением вашей заботы о нем в том числе.
Конечно, проще и эффективнее разбирать варианты на конкретном примере, там, где у вас возникли сложности и вопросы. Тогда вы сможете увидеть что вы делаете достаточно, а что могли бы делать иначе.
Если у вас появятся вопросы, или вы захотите погрузиться в эту тему глубже, то можете написать мне на почту [email protected]. С уважением, Светлана Баштынская