Как научиться выражать свои чувства и делиться переживаниями?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Оксана, мне 25 лет, работаю. Я очень замкнутая и необщительная, мне трудно выражать свои чувства к другим людям, если мне важно их мнение обо мне.
Сейчас у меня есть парень, и я плохо понимаю какие отношения между нами. Для меня это выглядит так, как будто у нас просто иногда бывает интим, когда мы встречаемся и все. Сначала мы просто общались, в основном по рабочим вопросам. В какой-то момент он написал, что я ему интересна и он бы хотел, чтобы я была с ним более открыта, было понятно, что он проявляет симпатию и в общем-то он мне нравился. Я стала больше уделять ему внимания, но все равно не рассказывала что-то личное, я просто не представляю как можно просто взять и начать рассказывать человеку о своих переживаниях. Если бы он спросил меня сейчас о чем-либо, я бы ответила, но начать сама не могу. После первой интимной близости мне стало казаться, что у нас уже натянутые отношения, что ему не интересно со мной. Я думаю, это потому, что я не отвечала ему искренностью, не говорила, что чувствую. Я никогда не говорила ему комплиментов или как мне нравится быть с ним. Однажды было собралась и решилась, но просто не могла проронить ни слова. У меня как будто онемел рот и испарились все мысли из головы, кроме той, что я не могу этого сделать. Иногда я пытаюсь что-то ему написать, чтобы показать интерес, но на самом деле я не знаю что писать. Я могу написать что-то в духе «как дела?» и после его довольно-таки сухого ответа мне больше нечего сказать, у меня нет ни идей, ни предположений, а также в моей жизни не происходит ничего интересного, чтобы я рассказывала о себе.
А еще в последнее время я заметила, что в общем-то мне никому нечего писать, я не могу придумать поздравление с днем рождения, даже для хорошей подруги. Иногда мне бывает очень сложно слушать истории, которые мне рассказывает коллега. И уж тем более мне не интересно смотреть чужие фото с отдыха. Я и свои из отпуска показала паре человек с неохотой, мне кажется, что это никому не нужно. Меня совсем не интересует чужая жизнь и о своей мне сказать нечего. Я и раньше была не очень общительной и коммуникабельной, и мне тяжело давались знакомства и контакты с людьми, особенно с плохо знакомыми. А для того, чтобы я чувствовала себя с человеком или компанией «в своей тарелке» мне требуется пара месяцев. Но даже раньше столько безразличия во мне не было. Оно развилось примерно за последний год.
Друзей в городе, где я живу, у меня нет, только приятели. Уже лет 6 так. Я совершенно не умею поддерживать связь. И не привязываюсь ни к кому. Не бывает такого, чтобы я сильно по кому-то скучала и сожалела, что мы вдруг разошлись. Но я бы хотела иметь близкую подругу, с которой я могла бы делиться всем. Или многим. Иногда на меня накатывает чувство одиночества или какая-то тоска и мне не с кем поделиться. Знакомиться с новыми людьми я тоже не умею, все мои знакомства как-то сами завязываются, в основном на работе или пока я училась. Но с одногруппниками особой дружеской связи нет.
Мои родители развелись, когда мне было семь. После переезда и перехода в новую школу мне стало очень тяжело устанавливать контакты с другими детьми. В первой школе я была достаточно общительной и не боялась ни с кем разговаривать. Я могла с легкостью познакомиться с кем-то во дворе. В новом городе у меня появились первые подружки только потому, что они были нашими соседками и родители мягко принуждали нас общаться. Нормальных своих друзей я завела классе в 8-ом.
В первый год после развода отец пару раз приезжал ко мне. Потом должен был приехать одним летом, но не приехал и никак не связался сказать почему так. По крайней мере мне никто ничего не говорил, я его ждала, а его все не было. Я очень переживала, плакала, ходила с его фото. Но родственники (бабушка точно) говорили, что я маюсь дурью и веду себя как дурочка и это было довольно резко. Возможно после этого я не делилась с родными своими чувствами. Я много плакала, мне казалось, что никто в семье меня не любит, и что всем плевать на меня и на мои мысли, переживания. После этого случая моя мать решила выяснить что со мной происходит и почему я себя веду так, как я веду кода мне было 12. У меня было много проблем, которые для меня тогда казались огромными: в основном они касались моей закомплексованности (я считала себя уродиной, особенно в сравнении с соседкой) и не умении общаться вообще ни с кем - ни с одноклассниками, ни с учителями, а также не имении средств на развлечения и красивые вещи, и вообще в нашей семье часто были финансовые проблемы. Я завидовала своей соседке, потому что мне казалось, что она красивая, а жизнь у нее хорошая, у нее есть полная семья, своя комната, подруги, различные вещи, игровая приставка. Тогда мать была достаточно резкой и говорила, что я должна быть сильной, должна работать над собой, а если я буду только ныть и жалеть себя, то так и останусь на задворках жизни и неудачницей. Весь разговор я плакала и хотела, чтобы она обняла меня утешила, мне казалось, что мне и так тяжело, я просто хотела немного поддержки, но она только обвиняла меня в том, что я плачу. С тех пор я, конечно, стала в какой-то степени лучше. Я больше не жалею себя и не думаю какая я бедная-несчастная, не считаю себя уродиной и неудачницей. Но мне кажется, что именно с тех пор для меня немыслимо делиться своими чувствами и переживаниями, открываться другим людям. С мамой сейчас у меня хорошие отношения, но я не люблю рассказывать ей о своих трудностях.
На самом деле, я все еще могу быть неуверенной в себе и у меня низкая самооценка (наверное, мне кажется, что я нормально оцениваю себя и в особенности свою способность взаимодействовать с другими людьми).
Я совершенно не представляю, как бы я могла выразить свои чувства к людям, которые мне небезразличны. Я просто не нахожу слов и не знаю что сказать. Мне нечего сказать. Но очень хотелось бы уметь быть более открытой. Я бы хотела уметь выражать чувства, знать что сказать и не бояться этого делать. Скажите, пожалуйста, что я могу сделать, чтобы прийти к этому.
Автор вопроса: Оксана Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Оксана.
Ваша мама, в-общем, всё сказала:
надо работать над собой.
По поводу "жалеть себя" и "ныть" - я тоже соглашусь. Именно в Вашем случае.
Для того, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки надо начать! Начать действовать, начать хоть что-то делать в нужном направлении, предпринимать хоть какое-то усилие и демонстрировать волю.
Я Вам изложу свою концепцию, а Вы её "подработаете" под себя.
Ничего особо страшного в Вашей жизни не случилось. Более того, Вы даже сами знаете, в какую сторону Вам двигаться. Таким образом, ни о каких депрессивных моментах речи нет. Если только... Если только в той области, которая касается будущего. Вот будущее (своё собственное) Вам совершенно пока недоступно. Вы просто его не видите и всё! Это уже плохо.
Но сейчас не об этом. Надо понять, что делать СЕЙЧАС и как именно работать над собой.
Во-первых, берёте листок бумаги и чётко делите на два столбца: "мои сильные стороны" и "мои слабые стороны". Понимаю, что слабых будет больше и они будут ярче. Почему - не спрашивайте!
Ваша задача: ПРИВЕДИТЕ ВСЁ К РАВЕНСТВУ. И слабых, и сильных сторон и качеств должно быть поровну. Если не получится, то не бойтесь - это задание не на один день!
Прежде всего, надо проанализировать сильные стороны! Они должны быть чётко обозначены, правильно сформулированы, понятны и внятны.
Подумайте, как ими воспользоваться для своего блага!
Просмотрите слабые стороны. Цель - подумать, а вдруг среди них есть скрытые сильные???
Например! Можно про себя написать "закрытая, некоммуникабельная". Это не есть особенно хорошо. Но! Закрытая - значит загадочная, таинственная, осторожная. Некоммуникабельность можно "переформулировать" в осторожность, сдержанность. И т.д.
То есть, если слабое качество можно трактовать, как сильное, то никакое оно не слабое)))).
Вы меня понимаете?
Если остаются слабые качества, не поддающиеся рефреймингу, то надо подумать, как именно превратить их в сильные, или как их сделать не такими заметными.
Трудно выражать эмоции? - Надо просто поупражняться перед зеркалом. Есть несколько самых ярких эмоциональных состояний: злость, гнев, раздражение, удовольствие, радость восторг, удивление, задумчивость, печаль, любопытство и т.д. Можете сами сколько угодно этот список дополнять. Чем больше слов будет, тем лучше. Потом Вы перед зеркалом изображаете нужную эмоцию. Постарайтесь, чтобы в "упражнении" участвовало как можно больше мышц. Пусть работает всё тело! Можете добавлять смех, плач - что хотите!
Потом , когда Вы "поймаете" суть дела, Вы будете включать слова. Просто говорите те слова, которые подходят данному эмоционально-психологическому состоянию. Можете читать стихи, петь песни или придумывать что-то совсем своё. Можете просто говорить цифры! Но с нужной и подходящей интонацией.
Эти "этюды" Вам помогут снять внутренней напряжение, получившее название "зажим". И делают такие этюды студенты театральных вузов.
Во-вторых! Надо найти себе такое занятие, которое давало бы Вам ощущение востребованности, комфорта и успешности. Хоть , опять же, песни пойте! Если Вам это приносит радость и нравится людям, то ради Бога!
Парень... А вот и не стоит ему ничего говорить о его исключительности! Просто попробуйте вспомнить упражнения перед зеркалом и эмоцию выразить без помощи слов! Если он Вам нужен, конечно!
Не ставьте никаких особых задач. Люди к Вам "пойдут", потянутся, если увидят в Вас уверенного, САМОДОСТАТОЧНОГО человека. Вы должны каждый день...
В- третьих, надо научиться КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Я не говорю о благотворительности. Здесь просто надо уметь помогать корректно, естественно и по делу.
А себя надо хвалить! Не критиковать, не жалеть, не забывать, а именно ХВАЛИТЬ. Хвалить и поощрять.
Сделали что-то правильное, сильное, нехарактерное для себя, для своей слабости - похвалите себя, поощрите. Хоть шоколадкой, хоть добрым словом. Похвалили и двигайтесь дальше!
Делайте это ДЛЯ СЕБЯ! Только для себя!
Привыкните к местоимению "Я". И к тому, что после него следуют сильные слова: сильная, действенная, делающая!
С мамой надо разговаривать. Не вываливать на неё свои проблемы и неудовлетворённость, а именно разговаривать. Надо задавать вопросы, спрашивать, проявлять интерес к ней, а не требовать внимания к себе.
Внимание будет и помощь будет, но вектор должен идти от Вас!
Приучите себя думать о завтрашнем дне, живя днём сегодняшним. Простите отца. простите себя, простите всех, кто Вас обидел. И - смело в путь.
Я прошу Вас писать нам!
Это только начало долгого разговора. Удачи. А. Журавлёв