Меня утомляет общение. Как научиться правильно ставить границы?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Валентина, мне 37 лет, я замужем, у меня есть ребенок, моя работа не предусматривает личное общение, я работаю удаленно. Меня волнует такая проблема: я устаю после личного общения, поэтому стараюсь его избегать. Дело в том, что мне сложно выставлять личные границы. Я так понимаю, что с детства они у меня были нарушены, вернее их наверно совсем не было. И сейчас при общении мне сложно находить золотую середину: я либо позволяю другим нарушать мои границы (т.е. веду себя неуверенно, эдакое бесхребетное создание), либо, позднее рассердившись из-за плохого отношения ко мне, сама начинаю напирать на человека, и, получается, нарушаю его границы. Хотя чаще просто избегаю общения с этим человеком, мне так проще, чем отстаивать и доказывать что-либо. Т.е. выходит, что круг общения сведен до минимума. Хотя часто я все же стараюсь соблюдать эту золотую середину – так, чтобы не нарушать чужие границы и не давать нарушать мои, но все это очень утомительно, приходится постоянно анализировать, а так чтобы “на автомате”, естественно у меня не получается. И у меня такой вопрос, как научиться правильно выставлять границы, причем чтобы это получалось само собой, а не ценой титанических усилий с моей стороны? Буду благодарна за ваши рекомендации.
Автор вопроса: Валентина Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Валентина! Ох, как же неприятно, когда кто-то пытается вламываться в личное пространство! Время от времени попытки такого вторжения со стороны может испытывать любой человек. И, как Вы совершенно верно заметили, умение выстраивать границы формируется еще в детском возрасте.
В семьях, где родители прислушиваются к мнению своего ребенка, предоставляют ему возможность выбора такое умение приобретается быстро, т.к. ребенок понимает, что имеет право на свои интересы и желания, имеет право отстаивать их. Но, к сожалению, далеко не во всех семьях прислушиваются к желаниям ребенка. Однако, личные границы можно научиться выстраивать. Есть разные методы выстраивания личных границ, но все это требует времени и усилий.
Я же скажу так: как только Вы ощущаете, что при общении с кем-то у Вас возникает дискомфорт, пусть и небольшой - ваши границы уже нарушаются. Даже если собеседник при этом милый и улыбчивый. Золотая середина в том. чтобы не пустить чужого на свою личную территорию, но и не испортить отношения с человеком.
Значит, рассмотрим варианты вашей возможной реакции.
1. Юмор. Если не приходит сразу на ум шутливого ответа по теме, можно просто, например, улыбнуться и сказать: "Даже не знаю, что и сказать... Как -то не готова я разговаривать на такие темы".
2. Нейтральность. Если тема спорная, и собеседник пытается что-то Вам доказывать, можно признать его право на высказывание мнения, но и не подстраиваться под него. Например: "Интересное мнение. Но у меня несколько другое. Все мы разные, и это хорошо!"
3. Вежливый отказ. "Извини, но давай найдем более подходящую тему разговора".
Если же от Вас требуют каких-то действий, которые вы выполнять не хотите, не должны - просто отказ, без пояснений причин. Иначе все это может перерасти в ненужную Вам дискуссию с убеждениями.
Для того, чтобы Вы могли рассмотреть более широкие возможности реагирования и отстаивания личных границ, рекомендую Вам прочитать книгу "Психологическое айкидо", автор - Михаил Литвак. Ее можно найти в электронном виде.
Валентина, установите сами для себя золотую середину, за пределы которой не будете выходить. Например: "Я не буду кричать, спорить, хамить, но и не позволю... (подумайте, чего Вы не хотите позволять окружающим, что вам некомфортно). Подумав над моими рекомендациями, прочитав книгу, Вы уже сможете выработать какие-то наиболее удобные для Вас стратегии поведения. Возможно, сначала Вам непривычно будет применять их, но со временем Вы будете это делать автоматически, а другие люди поймут, что на вашу личную территорию, без вашей на то готовности, покушаться на стоит.
С уважением,
Виктория.